История успеха - Арман Сулейменов. "Мы не контролируем, какие карты нам дают, но мы контролируем то, как мы ими играем".
Уважаемые читатели, у нас появилась уникальная возможность взять эксклюзивное интервьюу великого человека из категории «self made». Друзья, вашему вниманию представляется Арман Сулейменов.
Арман Сулейменов выпускник Princeton University со степенью магистра в области компьютерных наук. До этого закончил Purdue University по той же специальности. В свое время он был заядлым участником соревнований мирового уровня по спортивному программированию (ACM ICPC World Finals 2009 и 2011). Подробнее на Princeton.edu
--Какую школу вы заканчивали? На какие предметы вы делали упор? Какой из них был вашим любимым?
-Я окончил простую школу в Астане, школа-гимназия №17. Моим любимым предметом был… Я был каким студентом, который слишком «распылялся». Занимался всеми предметами так, чтобы превышать все ожидания. Трудно выделить особенные предметы. Видимо все были нелюбимыми (прим. ав.: смеется).
- Несмотря на это вы уже в школьные годы занимались программированием и веб-дизайном. Не могли бы вы рассказать как, вы к этому пришли?
-Я начал этим заниматься в 9 классе в начале 2003 года. К этому времени прошло около полугода после того, как я стал активно пользоваться Интернетом. Но так как я не люблю быть зрителем, я задался вопросом «Как можно поучаствовать в создании всемирной паутины?».
Мой первый сайт назывался «Question.nm.ru: К знанию вместе!». Архив сайта здесь: http://web.archive.org/web/20100311002318/http://question.nm.ru/ Там я еженедельно задавал оригинальные вопросы (собственного сочинения) в стиле “Что? Где? Когда?”, т.е. так, чтобы ответы нельзя было найти простым поисковым запросом в поисковиках. Затем каждую неделю я публиковал имена победителей и обновлял вопросы. Сайт был на русском языке и пользовался большой популярностью во всем русскоязычном интернете. В первую очередь благодаря сотне различных материалов по всем предметам школьной программы: биографии известных физиков и химиков, мои сочинения по русской и казахской литературе, материалы и мои работы по географии, истории, английскому языку и пр. Кроме того, там же 2 раза в неделю я писал репортажи о всех выпусках передачи “Кто возьмет миллион?” с Евгением Жумановым, пытаясь красиво и интересно рассказать о том, что происходило на программе и какие интересные вопросы были заданы.
Затем я сделал сайт для подготовки к ЕНТ (http://web.archive.org/web/20090317044051/http://tests.nm.ru/). Это было в ноябре 2004 года. Этот сайт, как и “К знанию вместе!” в течение многих лет был в пятерке самых посещаемых образовательных сайтов по версии Zero.KZ.
В апреле 2004г (в 10-ом классе) в качестве онлайн-памятника своему кумиру я создал сайт “Bruceinfo.nm.ru. Брюс Ли: большая энциклопедия великого мастера”. Там были широко освещены этапы его жизни, смысл его философии, искусства, движимые им внутренние силы, мастерство; имеется большая коллекция фотографий Брюса Ли. Цель данного ресурса не столько в ознакомлении с биографическими подробностями его жизни, сколько в осознании его революционных идей и концепций теми людьми, которые стремятся реализовать свой истинный потенциал и которые не игнорируют призыв Брюса Ли активно работать над собой. Это был самый популярный сайт о Брюсе Ли в Рунете в течение всех 6-7 лет своего существования.
В том же 2004 году я начал свой самый грандиозный сайт - ‘Bastau.com: большая энциклопедия интернет-бизнеса’.
-Середина 2000-х. Вы учились в 11 классе школы с уклоном английского языка. Как вы готовились к экзаменам? Как подавали документы? Откуда черпали информацию? Если вы сдавали какие-либо специальные экзамены, то как?
- Мой пример не очень инструктивен, потому что в 10 классе я читал книги, которые не рекомендовали идти в университет. Поэтому я не собирался поступать в университет после 11 класса и не готовился к экзаменам. Но в феврале 2005г так как все готовились к ЕНТ, решил, что и мне пора. В тот момент учиться за рубежом абсолютно не планировал. Все мы тогда жили в своей информационной зоне комфорта, поэтому учеба за рубежом никогда не приходила в голову во время учебы в школе. Поскольку в то время самым престижным ВУЗом в Астане был филиал МГУ, то я решил поступить туда. ЕНТ там не потребовалось, но все же я его сдал.
На следующий день после ЕНТ собрали ребят с самым большим кол-вом баллов по ЕНТ в Астане и пригласили в Министерство Образования. Там нам рассказали про программу «Болашақ». Я подал документы на «Болашақ» и в МГУ. Пока «Болашақ» мне все эти документы делал, я успел проучиться в МГУ два семестра (один год). Таким образом, по истечению года я уехал в Америку.
-А чем вы занимаетесь в настоящее время?
-Я приехал в июне и в данный момент работаю в нескольких местах, продолжая общаться с разными командами по вопросам взаимодействия.
-Почему вы вернулись? Помимо того, что «Болашақ» обязал вас вернуться в Казахстан, были ли у вас другие причины вернуться? Были ли у вас какие- либо соображения на счет своего будущего? Не хотели бы вы остаться в США?
- Зная свои обязательства перед Болашаком, на самом деле я никогда и не планировал оставаться в США. Мы не контролируем, какие карты нам дают, но мы контролируем то, как мы ими играем. В данный момент хочу какое-то время поработать в Казахстане. Потому-что вижу, что могу внести вклад. Кто знает, чем бы сейчас занимался я, если бы на моем пути не было хороших менторов? Менторство очень важно. У меня есть сильное желание помочь нашим ребятам сделать что-нибудь «большое».
-Что бы вы захотели услышать по поводу обучения, будучи одиннадцатиклассником?
- Я дам очень противоречивый совет. Даже не знаю, как отреагируют на это родители сегодняшних школьников. Но если бы я вновь стал одиннадцатиклассником, я бы не пошел в университет сразу (при этом я нисколько не жалею, что учился в школе или университетах). Я бы поработал 1-2 года в индустрии. Многие могут сказать, что таких ребят не будут брать из-за недостатка опыта. Но это все - ерунда. В этом есть свое преимущество. Если вы приходите в университет с опытом работы, то это дает вам определенную систему координат. Даже по вопросам того, на какие предметы и темы стоит обратить внимание. Вам уже не скучны лекции. Вы подхватываете материал «на лету», потому что ваш ум уже подготовлен. Многие проходят весь университет безучастно и пассивно, так как у них нет одной большой задачи, над которой они работают. Но когда задача уже загружена, вы нашли что-то эпичное, то везде вокруг, в каждой лекции, в каждом взаимодействии с профессорами или одноклассниками вы видите идеи и возможности для роста.
-Спасибо большое, Арман. Думаю, читателям будет интересно читать наше интервью.
-Не за что. Удачи!
**Интервью было взято из сайта www.newtonstudy.kz**Все фотографии были заимствованы с личного профиля Армана Сулейменова princeton.edu.