Yvision.kz
kk
1
04:40, 24 сентября 2013

Инновации на потоке

Современный телекоммуникационный рынок характеризуется не только высокой конкуренцией во всех сегментах, но и крайне быстрым развитием новых технологий. Для участников этого рынка процесс внедрения инноваций становится обязательным условием выживания. При этом, учитывая тренд на быстрое развитие предоставляемых продуктов и услуг, внедрение инноваций должно быть постоянным бизнес-процессом. То, как выстраивается этот процесс на практике и какое значение ему придается, мы решили посмотреть на примере крупнейшей телекоммуникационной компании в Казахстане — АО «Казахтелеком». На наши вопросы отвечает управляющий директор по инновациям Нурлан Мейрманов.

— Какие основные вызовы в плане развития технологий стоят перед АО «Казахтелеком» на сегодняшний день?

— Вызовов очень много. Сейчас мы классический оператор телекоммуникационных услуг, в доходах которого существенную долю имеют услуги, которые не развиваются. Нам нужны новые подходы, новые направления развития, новые принципы оказания услуг. Мы должны стать более гибкими, предлагать абонентам больше видов услуг, причем внедрять их быстро и просто.

Изучая опыт зарубежных операторов, мы понимаем, что дальнейшее развитие «как есть», с тяжеловесными, не связанными друг с другом традиционными инфраструктурными элементами оказания услуг (телефония, ШПД, хостинг) превратит нас в так называемого оператора «глупой трубы», когда все сервисы «уплывут» к более интересным игрокам рынка, причем по нашим же каналам передачи данных. Нашей основной задачей является трансформировать компанию таким образом, чтобы наши абоненты шли к нам за различными сервисами, а производители контента, приложений и сервисов стремились к сотрудничеству с нами.

Для этого мы должны создать условия для быстрого, эффективного внедрения сервисов. Такие условия, как, например, создал Google или Apple, внедрив онлайн-магазины приложений, куда стремится попасть теперь любой производитель программного обеспечения для конечных пользователей. Мы знаем наших абонентов лучше, можем предлагать им качество сервисов с определенными гарантиями. Осталось сделать так, чтобы любой наш абонент, любое предприятие могли получить от нас любые нужные им сервисы из любого места, с высоким уровнем качества.

 

— Какое значение вы придаете внедрению инноваций в связи с этими задачами?

— Мы понимаем, что инновации должны стать неотъемлемой частью деятельности нашей компании. Мы видим, что происходит на рынке компаний, занимающихся разработкой и продажей высокотехнологичных услуг. Даже весьма успешные и узнаваемые компании начинают терять свои позиции, уступая их тем компаниям, которые в основу своей деятельности заложили инновационный подход.

Главная задача — обеспечить процесс управления инновациями в компании. Сегодня, в условиях глобальных изменений в отрасли, когда традиционные сервисы перестают приносить доходы, все видят, что классические сервисы уже не востребованы. При этом прибыльность бизнеса в целом сокращается — это происходит из-за постоянного снижения стоимости услуг. Мы должны заниматься повышением доходности компании за счет внедрения новых услуг и оптимизацией производственных процессов и инфраструктуры. Это можно достичь за счет внедрения новых, более эффективных технологий.

 

— Вы поставили перед собой задачу постоянного внедрения инноваций, но как она решается?

— Во-первых, мы определили для себя стратегические цели, задачи и показатели деятельности, которых мы должны достигнуть. Достигнуть их возможно только за счет инновационной деятельности.

Во-вторых, мы создали корпоративные механизмы внедрения инноваций, процесс управления их жизненным циклом в компании.

 

Управление инновациями

— Можете подробнее рассказать об этих корпоративных механизмах?

— Для управления инновациями создана специальная структура в компании. Она курируется главным директором по стратегическому управлению. Мне, управляющему директору по инновациям, подчиняются технические подразделения — департамент стратегического развития сети и услуг и департамент маркетинга, чья деятельность переориентирована на стратегическое внедрение новых продуктов.

Наличие стратегических подразделений и инновационно-технологической стратегии подразумевает планомерное внедрение инновационных методов управления.

При этом в работе мы используем в качестве источника инновационные идеи и рационализаторские предложения, привлекая к процессу как внутренние (например, наших сотрудников), так и внешние (например, международных экспертов, или краудсорсинг) ресурсы.

Наша деятельность опирается на научно-исследовательские и прикладные разработки. Мы активно сотрудничаем с внешними консультантами и научными и инновационными организациями, такими как Назарбаев Университет и Парк информационных технологий. Итогами такой деятельности являются внедряемые конечные продукты и реализуемые проекты.

 

— Как внедрение инноваций влияет на рост эффективности работы компании?

— Деятельность «Казахтелекома» оценивается рейтингом инновационно-технологического развития. Этот рейтинг разработан ФНБ «Самрук-Казына». В нем есть показатели, касающиеся повышения эффективности работы компании в части использования электроэнергии, производительности труда и т.д. Таким образом, эффективность внедряемых инноваций в «Казахтелеком» не является, как это зачастую бывает, субъективным показателем. Это один из ключевых показателей результативности компании.Чтобы его достичь, мы и работаем над внедрением инновационных технологий.

Строя центры обработки данных (в Павлодаре, в ПИТ «Алатау», к примеру), «Казахтелеком» делает это с применением инновационных методов подачи энергии и кондиционирования воздуха, что повышает энергоэффективность центров и делает цены на наши услуги в них привлекательными для клиентов.

Экономия на аренде дорогостоящих внешних каналов Интернет — результат работы по внедрению кластеров кэширования интернет-трафика, проведенной совместно с компанией Google. Теперь мы имеем с Google прямой пиринг в г. Франкфурт, а трафик Youtube в Казахстане локален. Это приносит реальную экономию: сейчас мы говорим о порядка 30–40 Гбит/с (10–20% всего внешнего трафика в нашей сети), а это, зная, сколько в Казахстане стоит Интернет для операторов связи, сотни тысяч долларов в год. Учитывая объемы потребления, мы будем наращивать эту емкость и экономить еще больше емкости внешних каналов.

По аналогичному принципу мы ведем работу и с другими мировыми поставщиками трафика. Объемы локального трафика будут расти (в идеале — 50% зарубежного трафика должно быть локализовано к 2015 году), а Интернет станет для обычных пользователей ближе.

 

— Каким образом вы решаете задачу обеспечения максимального положительного эффекта от внедряемых технологий и инновационных решений?

— Каждая инновация, каждое техническое решение в обязательном порядке проходит через группу экспертов, которые устанавливают возможный эффект от внедрения инновации. После чего инновацию рассматривает Инновационный комитет, специальный орган с высокими полномочиями. В результате идея превращается в проект и реализуется за счет компании как часть инвестиционной деятельности.

 

— Что из себя представляет этот Инновационный комитет и как он работает?

— Инновационный комитет — стратегический инструмент компании, задачи которого — принятие решений, внедрять то или иное инновационное или рационализаторское предложение или не внедрять, а также обеспечивать мониторинг этого внедрения. В своей работе Инновационный комитет принимает экспертные решения, оценивая возможный положительный эффект от внедрения новых идей. Если мы говорим о новой услуге, Инновационный комитет оперирует потенциальным спросом на нее и методами его удовлетворения. Если мы говорим об оптимизации сетевой инфраструктуры для более эффективного оказания сервисов, то Инновационный комитет считает возможную экономию от нововведения.

Фактически Инновационный комитет собирается примерно раз в месяц и рассматривает от 2 до 5 предложений. То есть работа по управлению инновациями в компании поставлена на поток.

 

Работа на будущее

— Как внедряемые вами инновации влияют на возможность компании отвечать на вызовы рынка? Можете привести конкретные примеры?

— Для работы на конкурентом рынке уже давно не достаточно просто имени компании и ее размеров. Потребители стали очень разборчивы. Я сейчас не знаю ни одного пользователя, который бы не понимал, что такое 3G, оптическое подключение, медное подключение, WiFi, Ethernet и т.д. Все эти слова не только вошли в обиход, более того, потребители понимают их значение и понимают, чем эти технологии друг от друга отличаются! Это говорит о том, что нельзя «обмануть» потребителя простыми рекламными слоганами. Он все равно в итоге спросит: а что за метод подключения, каковы его технические характеристики, скорость, объем и прочее. И это правильно.

Поэтому для того, чтобы обеспечить потребителей соответствующим уровнем качества, мы вынуждены применять новейшие технологии при организации услуг. Более того, мы должны этот процесс сделать постоянным.

Например, чтобы обеспечить достаточную скорость доступа всех 1,3 млн абонентов «Казахтелекома» к ресурсам Интернет, мы развиваем технологии магистрального оптического транспорта. В текущем году начата реализация проекта, которая позволит обеспечить построение новой магистральной оптической сети по территории Казахстана с применением технологий, обеспечивающих передачу до 80 каналов емкостью 100 Гбит/с в одном волокне на расстояние до 2 тыс. км. Эта задача нетривиальна, поскольку передать трафик такой емкости по оптическим линиям на столь большое расстояние сложно: возникают затухания оптического сигнала, он размывается, а его постоянная регенерация стоит больших денег. Мы решаем эту проблему внедрением новейших методов обработки оптического сигнала DWDM с когерентным приемом и цифровой фильтрацией на входе, что позволяет обеспечить высокую пропускную способность на большие расстояния при минимальных сетевых задержках. И делаем это только для таких каналов, емкость которых действительно близка к 100 Гбит/с. Каналы меньшей емкости мы собираем в уже существующих сетях оптического транспорта и агрегируем в городах Алматы, Астана и Актобе.

Такой подход позволяет построить высокотехнологичную сеть оптического транспорта с минимальными затратами. И в то же время это позволит обеспечить удовлетворение потребностей наших абонентов, которые при существующих скоростях услуги iDNet (30–50 Мбит/с на абонента) будут генерировать огромные объемы трафика по всей сети, включая примерно половину трафика во внешние направления (в основном на территорию РФ). До наших приграничных партнеров мы также «доходим» при помощи 100-гигабитных DWDM-каналов. Суммарно на первом этапе мы говорим о порядка 10 каналах 100 Гбит/с, и это только начало: ежегодно прирост трафика, по нашим данным, будет составлять минимум 50% и к 2015 году составит порядка терабита в секунду.

 

— Но вы занимаетесь не только организацией доступа в сеть Интернет…

— Разумеется. Чтобы удержаться на телекоммуникационном рынке, мы должны чем-то отличаться от конкурентов в плане услуг. Мы используем наши сильные стороны, чтобы достичь этого. Например, мы первыми в стране готовы предложить абонентам QuadPlay-сервисы — мобильный доступ, фиксированный доступ, телефонию и телевидение в одном пакете. Также наши корпоративные клиенты могут воспользоваться услугами типа «Мобильный офис» — защищенный доступ в свою корпоративную сеть на базе LTE. Мы конвергируем технологии и создаем новые продукты, сервисы и пакеты, чтобы обеспечить удовлетворение всех потребностей наших клиентов.

HD- и 3D-контент будут развиваться в нашем продукте iDTV, который уже сейчас обладает едва ли не лучшим качеством ТВ-картинки на рынке. Мы сделаем этот продукт доступным для компьютеров и планшетов, запустив платформу WebTV в конце этого — начале следующего года.

 

— Каковы основные направления развития инноваций в деятельности компании на среднесрочную перспективу?

— В компании утверждена карта развития продуктов на ближайшие 3–5 лет. Она направлена на развитие услуг в сегментах контента, приложений, IT-сервисов.

Мы сконцентрированы на предоставлении не просто доступа в Интернет, но и сервисов с добавочной стоимостью. Безопасный Интернет, «Умные дома», М2М, различные облачные сервисы — это то, что ожидает нас в скором времени.

Что будет дальше, покажут индустрия инфокоммуникаций, наши потребности как оператора и ваши потребности как наших клиентов.

Источник: http://expertonline.kz/a11751/

 
1
283
5