Научиться можно только тому, что любишь.
И. В. Гете
Проблема выбора профессии остается наиболее актуальной для только что выпустившихся школьников, и очень печален тот факт, что зачастую мечты о будущей карьере в определенной сфере остаются лишь мечтами.
Приведу простой пример: в моей университетской группе по английскому десять человек: логисты, финансисты, менеджеры, маркетологи, международники и техники. Из них шестеро хотели стать кем-то другим - хирургом, дизайнером, юристом, криминалистом, стоматологом, журналистом и режиссером.
Не знаю как вы, а я впечатлилась. Получается, если судить в более глобальных масштабах, 60% (это громко сказано, но, как мне кажется, 30 будет точно) абитуриентов поступили не на ту специальность, о которой мечтали. И в будущем, став офисными планктонами, наверняка будут вспоминать это время и сожалеть о своем неправильном выборе пусть стабильной и оплачиваемой, но нелюбимой работы.
А теперь извечный вопрос - что делать и кто виноват?
Почему бывшие школьники выбирают не те профессии?
На мой взгляд, этому можно найти сразу несколько объяснений.
Вариант первый, наиболее распространенный: выбор родителей или бесперспективное будущее.
Это, в принципе, довольно очевидная причина - родители выбирают ребенку "хлебную" профессию, зачастую не считаясь с мнением самого чада. Большинство творческих профессий у нас, в отличие от большинства европейских стран, малооплачиваемы, и нет ничего удивительного в совете старшего поколения поступать на куда более востребованную экономическую специальность (ну или еще куда).
Вариант второй: устройство системы образования.
Допустим, хочет выпускник школы поступать на режиссера/художника/дизайнера (нужное подчеркнуть или добавить свой вариант). А идти-то в принципе и некуда, ибо качественное образование в этой сфере в нашей стране получить невозможно. То же касается большинства профессий, связанных с креативом. И толку-то будущему абитуриенту тратить время и деньги на университет, где его не смогут ничему научить? (здесь речь идет именно о добросовестном студенте, который хочет чему-то научиться, а не просто ходить в универ, как на каторгу, чтобы получить диплом). А потом куда, с этим дипломом? Возвращаемся к первому пункту.
Вариант третий: неуверенность в своих силах.
Это мой личный вариант. Когда ты вроде бы знаешь, чего хочешь добиться в жизни и кем именно хочешь стать, а извечное "А вдруг не получится?" сидит в твоей голове, грызет тебя изнутри, превращает сомнения в страхи. И вот я, мечтавшая с одиннадцати лет о карьере журналиста, задаю себе вопрос: "А сможешь ли ты? Выживешь ли ты там?"... и не зная, как ответить, иду в экономический (хотя справедливости ради стоит отметить, что предыдущие выводы тоже оказали на меня влияние).
Вариант четвертый. Не думала, что такое бывает, но все же: неуниверсальность профессии.
Этот вариант мне озвучила девушка, мечтавшая стать юристом. Врач-то он и в Африке врач, а вот юристу, например, придется переучиваться заново, если он вдруг захочет уехать работать или на ПМЖза границу, так как законы в разных странах разные. /Лично я даже не знаю, как реагировать на такое, и действительно ли есть такие трудности у кого-нибудь, кроме юристов, и есть ли они у самих юристов, так что свой комментарий я писать не буду/.
Разумеется, идея того, что все могли бы выучиться на всех, чересчур утопична. Так не было и вряд ли когда-нибудь будет. И все же обидно как-то осознавать тот факт, что молодежи ломают крылья в самом начале жизненного пути вот так. Ведь человек, искренне любящий свою профессию, будет стремиться выполнять ее ХОРОШО, а это уже многое значит.
Делайте правильный выбор.