• 2103
  • 16
  • 3
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О мировоззрении в психотерапии: вера или материализм?

Этот пост я планировал написать очень давно. Раздумывал, подбирал и анализировал аргументы за и против. Вся сложность в том, что здесь нет и не может быть однозначного ответа. Впрочем, как и во всем остальном в психологии.

Какими должны быть взгляды психотерапевта на вопросы Бога, жизни после смерти, существования души и "тонких миров", и т.д.? Имеют ли они влияние на процесс терапии? Может ли психотерапевт обсуждать эти вопросы с клиентом и делиться с ним своим мнением?

Здесь следует признать, что мне сложно отделить в данном случае профессиональную позицию от личной. Я сам являюсь строгим материалистом, скептиком, и, можно сказать, "воинствующим" атеистом. Я считаю, что субстратом человеческого сознания является деятельность высшей нервной системы, души нет и после смерти нас ждет лишь тьма забвения. И я не считаю, что это должно нас пугать или каким бы то ни было образом лишать смысла жизни и влиять на наши моральные и нравственные качества. Наоборот, я черпаю в этом уверенность, стимул. Моя позиция делает мою жизнь осмысленной и свободной от догматов и суеверий.

Каким образом все это касается работы психотерапевта? Я вижу несколько моментов, когда мировоззренческие вопросы могут "встревать" в процесс терапии и мешать, либо, наверное, иногда помогать ему.

Первое, и самое очевидное, это когда взгляды психотерапевта препятствуют его контакту с клиентом. Я слышал рассказы коллег о том, когда им было невероятно трудно продолжать работу с клиентом. Например, как работать верующему христианину/мусульманину психотерапевту с клиентом-гомосексуалистом? Как найти в себе силы дать сочувствие и понимание человеку, при этом искренне веря, что он будет гореть в аду? К чести моих коллег, им это удавалось.

Второй момент. Работа с умирающими клиентами, клиентами со страхом смерти и клиентами, пережившими смерть близкого человека. Вспомнился возмутивший меня случай о психотерапевте, работавшем с родителями, у которых погиб ребенок. Его способ работы с их горем заключался в том, что он убеждал их в существовании жизни после смерти. Он рассказывал об астральных телах, реинкарнации, и т.д. Подробности тут не так важны. При всем желании быть объективным и не судить чужие методы, я нахожу такое поведение терапевта неприемлемым. Да, вера в бессмертие души скорее всего принесло этим людям облегчение. Но я вижу это как если бы доктор прописывал пациенту обезболивающее, вместо того, чтобы лечить рану. Исцеление от горя утраты - сложный и болезненный труд. Я верю, что для того, чтобы справиться с горем, нужно не отворачиваться от него, а заглянуть в самую глубь, пропустить через себя. Да, это очень больно. Но в этом и состоит мастерство психотерапевта - не испугаться, быть с клиентом в этой боли, поддерживать и помочь пройти путь до конца. Предоставляя же клиенту подобные надежды (в данном случае не важно ложные они или нет), терапевт словно дает ему костыли, лишая возможности снова научиться ходить самому. Боль лишь отводится в сторону, но не уходит навсегда.

Многие, наверное, поспорят со мной, и скажут, что я навязываю свою точку зрения. Это не так. В своей практике я сталкивался с клиентами глубоко верующими, увлекающимися эзотерикой, атеистами, агностиками, верящими в НЛО и т.д. и т.п. И никогда моей целью не было переубедить клиента или склонить его к своей точке зрения. Если я вижу, что верования клиента приносят ему облегчение и помогают жить, то кто я такой, чтобы рушить его мир? Моя точка зрения такова, что какими бы ни были взгляды, ценности и верования терапевта и клиента, важно другое: чувства и отношения. Мы все одинаково страшимся смерти - и верующие и материалисты. Мы все испытываем те же сомнения, сталкиваемся с теми же выборами, переживаем те же чувства. Мы все - люди. И принимая клиента таким, какой он есть, отбросив свои собственные взгляды, терапевт может построить истинно доверительные отношения, ведущие к исцелению. И тогда уже не важно кто во что верит.

Недавно мы спорили с коллегами о том, к какому терапевту лучше обратиться с проблемой страха смерти: к материалисту или к верующему? Размышляя над этим некоторое время, я пришел к выводу, что ни к тому, ни к другому. Они оба будут неэффективны. Обратиться следует к такому терапевту, кто сможет отбросить все это и проникнуть глубже, кто сможет разделить с клиентом боль и страх и помочь выйти к свету жизни. А для этого нужно лишь доверие и сочувствие.

Возвращаясь к моим собственным воззрениям, я хочу отметить, что именно они поддерживают меня в работе. Как человек, прошедший путь от искренне верующего до скептика-материалиста, я могу присоединиться и разделить чувства и тех и других. Я осознал, что очень важно оставаться открытым. Это касается не только профессиональной стороны, но и жизни вообще. Истово защищая материалистическую парадигму, не уподобляюсь ли я религиозным фанатикам, не желающим видеть ничего, что противоречит их вере? Очень важно держать глаза и сердце открытыми и всегда быть готовым учиться новому. Найти баланс между искренней радостью веры и критичной настороженности скептика.

В качестве послесловия, рекомендую ознакомиться с замечательной книгой Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти". Скромно утверждаю, что у него все вышесказанное изложено намного лучше и доступнее.

Буду рад комментарием и вопросам.

И поздравляю своих читателей-мусульман с окончанием месяца Рамадан! Ораза Айт қабыл болсын!

Елдар Жургенов LichnostKZ
Практический психолог, психотерапевт, дипломированный специалист в области психологического консультирования. Являюсь приверженцем гуманистического подхода в психотерапии, но в работе руководствуюсь словами И.Ялома: «Для каждого клиента я изобретаю свою психотерапию». Заходите на наш сайт: www.lichnost.kz
8 августа 2013, 22:58
580

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38986
  • 63
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 11641
  • 177
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3375
  • 52
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
вчера / 16:25
  • 2494
  • 23
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 2277
  • 4
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2386
  • 66
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2093
  • 1
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
вчера / 12:29