Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
0
04:45, 08 августа 2013

Политические риски взаимодействия Казахстана и Туркменистана.

На протяжении всего постсоветского периода отношения между Казахстаном и Туркменистаном не были омрачены серьезными конфликтами.  Межгосударственные отношения особенно улучшились сразу после смерти  Сапармурата Туркменбаши, проводившего ярко выраженную политику изоляции Туркменистана от всех соседей. В 2007 году президенты двух республик обменялись государственными визитами. В ходе визита Бердымухамедова было подписано шесть двусторонних документов, основные из которых – Совместное заявление Президента Казахстана Н.Назарбаева и Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова, а также Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве до 2020 года и соответствующая Программа к нему. В 2008 году в Казахстане прошли дни туркменской культуры, в 2009 году – дни казахской культуры в Туркменистане. В декабре 2009 года  Президент Кахастана Назарбаев посетил с  рабочим визитом Туркменистан, где принял участие в торжественной церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай».

Однако хорошие межгосударственные отношения не означают автоматически хороших психологических отношений между президентами. В одном из рассекреченных Wikileaks документов американского посольства в Ашхабаде отмечается: «наш источник … также утверждает, что президент не любит … президента Казахстана Назарбаева». Это личное отношение (если информация верна) пока не сказывается на отношениях государств, в отличие от Туркменбаши Бердымухамедов старается не переносить в политику личные эмоции.

От периода правления Сапармурата Туркменбаши Туркменистан унаследовал тенденцию к изоляционизму и официальный нейтральный статус. В результате Туркменистан последовательно воздерживается от всех проектов постсоветской или центральноазиатской интеграции, активно поддерживаемых Казахстаном. Тем не менее, ожидаемый рост угроз в регионе Центральной Азии (в частности, в связи с выводом войск НАТО из Афганистана и ростом исламского радикализма в мире) требует усиления координации политики расположенных там государств. В этой связи необходимым является усиление сотрудничества Казахстана с Туркменистаном в тех международных организациях, где состоят оба государства (в частности,  в СНГ, ЭКО, ОБСЕ, ОИК).

Одной из важнейших гарантий безопасности Казахстана в случае масштабной региональной дестабилизации могут быть четко обозначенные, международно признанные и охраняемые границы с соседями. В этой связи следует отметить, что между Туркменистаном и Казахстаном нет никаких территориальных проблем, что является явным исключением для Центральной Азии. Протяженность казахстанско-туркменской границы на суше составляет 426 км. 5 июля 2001 г. подписан Договор о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы. Казахстан также укрепляет свою границу с Туркменистаном. Например, в 2011 г. установлен оградительный забор на стокилометровом участке казахстанско-туркменской границы от заставы «Даля» до станции «Болашак». Туркменистан со своей стороны также возводит на границе инженерные сооружения.

С точки зрения экономических интересов Казахстана, получившего в результате раздела шельфа самую большую и богатую ресурсами часть Каспийского моря, чрезвычайно важным является вопрос о закреплении правового статуса этого моря. Российской Федерацией заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года). 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему. Согласно этим соглашениям установлены географические координаты разделительных линий (по так называемой модифицированной срединной линии), ограничивающие участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов. При этом акватория остается в общем пользовании. В случае, если деление недр Каспия на сектора будет признано всеми пятью странами, Иран получит в пользование всего 44 тыс. м²,  Россия от 70 до 80 тыс. м²,  Казахстану окончательно отойдет 144 тыс. м², а Туркмении и Азербайджану примерно равные с Россией доли.

Позиция Казахстана, которую сейчас поддерживают Россия и Азербайджан, заключается в разделении Каспийского моря на специальные экономические зоны по срединной линии, равноотстоящей от противолежащих точек берегов соседних государств, в пределах которых каждое государство соответственно будет иметь исключительное право на разработку природных ресурсов. Прибрежные государства при этом  должны обладать исключительными правами на самостоятельное ведение разведки и разработку природных ресурсов. Остальная часть моря и его поверхность должны быть открыты для свободного судоходства. Открытым должно быть и воздушное пространство над морем для полетов воздушных судов по согласованным маршрутам. Рыболовство и эксплуатацию других биоресурсов предлагается осуществлять в соответствующих рыболовных зонах, а также путем квотирования и лицензирования промысла.

Этой позиции противостоит Иран.  Тегеран придерживается позиции, которая состоит в том, что Каспий - озеро и должно находиться в общем пользовании. Иран предложил разделить шельф по принципу равных долей (каждой стороне по 20%). При таком раскладе национальный сектор Ирана был бы больше, нежели граница, которая пройдет при разделе по срединной линии(14% Каспия).

Позиция Туркменистана колеблется между "тройкой" Россия-Казахстан-Азербайджан и Ираном.  Кроме того, у Ашхабада есть серьезные претензии к Азербайджану по поводу перспективного газового месторождение Сердар/Кяпаз в центральной части Каспийского моря. Дипломатический диалог между Азербайджаном и Туркменистаном стартовал после смерти Ниязова. В 2007 г. обе стороны продемонстрировали некоторую готовность к решению проблем, и пошли на неофициальные уступки друг другу, однако затем опять зашли в тупик. Туркменистан требовал определить координаты срединной линии методом равноудаленных точек, но по широтам.

Для Казахстана позиция Туркменистана особенно важна, поскольку именно с туркменской стороны участок контролируемого Казахстаном шельфа не оформлен международным договором. Однако претензий к Казахстану по принадлежности шельфа Туркменистан не выдвигает. Основные проблемы, связанные с позициями Ирана и Туркмении, падают на Азербайджан.

11 декабря 2010 г. Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что в вопросе разграничения акватории Каспия Туркменистан твердо придерживается той позиции, что акватория Каспийского моря разграничивается на внутренние воды, территориальное море и общее водное пространство.
Территориальное море шириной в 25 морских миль должно находиться под полным суверенитетом соответствующего прибрежного государства. Внешнюю линию территориального моря предлагается объявить государственной границей.  В январе 2012 г. Гурбангулы Бердымухамедов на встрече с заместителем министра иностранных дел, специальным представителем президента Ирана по вопросам Каспия Мохаммедом Мехди Ахундзаде заявил: "Туркмения выступает за конструктивный диалог в зоне Каспийского бассейна, активизацию эффективного партнерства как на двусторонней, так и многосторонней основе".

Несмотря на разногласия по поводу разграничения шельфа, все прикаспийские государства сумели договориться о мерах по охране окружающей среды. 12 августа 2006 года вступила в силу Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, известная как Тегеранская конвенция, подписанная ещё в 2003 году. Этот документ обязывает страны-участницы бороться с загрязнением Каспия, разумно использовать его ресурсы, сотрудничать друг с другом и с соответствующими компетентными организациями.  Несмотря на конвенцию все пять прикаспийских государств решали экологические проблемы на море самостоятельно.    12 августа 2011 г. в Актау в рамках Третьей сессии рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря состоялось подписание протокола о региональной готовности, реагированию и сотрудничеству в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.

Наличие разногласий на Каспии приводит к гонке военно-морских вооружений. Важнейшим его инициатором является Тегеран, который проводит политику агрессивного отстаивания своей особой позиции по разделу моря. Например, в 2001 году иранский боевой корабль устроил столкновение с исследовательским судном BP Amoco, которое, по утверждению иранских военных, вышло за пределы территориальных вод Азербайджана. В 2010 г. Иран увеличил свою военно-морскую огневую мощь на Каспии, отправив туда крупнейший из своих кораблей, миноносец класса Джамаран. В России также есть настроения в пользу использования российского военного потенциала на Каспии с целью противодействия строительству транскаспийского газопровода.

С помощью Соединенных Штатов Азербайджан создал подразделение военно-морских сил специального назначения, и получил несколько небольших судов от Турции и США. Формируется военный флот Туркменистана. У Казахстана есть береговая охрана, проводящая патрули на расстоянии до 25 километров от берега. В настоящее время создается флот, который позволит вооруженным силам Казахстана патрулировать открытые воды Каспия на расстоянии до 150 километров от берега.  Строится военно-морская база в Актау.

Укрепление военно-морских сил Казахстана, как и укрепление границы являются необходимостью в условиях наличия в центральноазиатско-каспийском регионе высоких рисков. В то же время приоритет в обеспечении безопасности Казахстана должен отдаваться дипломатическим средствам и сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами в рамках многовекторной политики республики.

Еще одним "проблемным узлом" в отношениях между Казахстаном и Туркменистаном является положение казахской диаспоры в этой стране.

Казахская диаспора в Туркменистане, в основном, компактно проживает в Дашогузском и Балканском велаятах. Согласно официальным статистическим данным, в 1990-х годах в этой республике проживало порядка 80 тыс. казахов. А по информации Всемирной ассоциации казахов, около 60 тыс. этнических казахов переселились на историческую родину именно из Туркмении. Таким образом, с учетом других направлений миграции, в частности, в Россию, сейчас там осталось порядка 20 тыс. казахов.

Ситуация с этническими казахами постоянно контролируется посольством республики в Туркменистане. В этом плане их положение лучше, чем, скажем, положение россиян, которые регулярно жалуются на плохое отношение посольства РФ к соотечественникам. Ежегодно Министерство образования и науки РК направляет учебники и учебно-методические пособия по казахскому языку, литературе, истории Казахстана, которые распространяются посольством и пользуются огромным спросом у детей казахской диаспоры. Также ежегодно представители казахской молодежи в Туркменистане поступают на подготовительные курсы для поступления в вузы Казахстана. В 2009 году на такие подготовительные курсы было зачислено более 50 человек.

Для казахов Туркменистана предусмотрена возможность получения визы в Казахстан без уплаты консульского сбора. Жители приграничных областей - Мангыстауской (Казахстан) и Балканской (Туркменистан), имеют право на безвизовое пересечение госграницы и пребывание на территории соседнего государства на срок до 5 дней.  Место проживания граждан Казахстана определяется на основании отметки о прописке, проставленной в удостоверениях личности (паспортах). В настоящее время на казахско-туркменской границе имеется единственный пункт пропуска «Темир-баба», на котором дислоцирован одноименный таможенный пост.

В отличие от Казахстана, ставшего на путь создания гражданской нации (Казахстан – государство всех казахстанцев), в Туркменистане после распада СССР пошли по пути этнонационализма (Туркменистан – государство только туркмен). В результате все национальные меньшинства подверглись очень серьезному давлению. Это давление стало особенно жестким после создания Туркменбаши националистической идеологии "Рухнама". Однако и после смерти Ниязова давление на национальные меньшинства, включая казахов, не прекратилось. В Туркменистане при Бердымухамедове были закрыты все 33 казахские школы, что активизировало процесс оттока казахов из Туркменистана.

Другим примером такого давления в 2011 г. стало уголовное дело против одного из лидеров казахской диаспоры Бисенгула Бегдесенова. В Туркменистане до сих пор официально запрещена приватизация жилья. Все граждане страны, уезжающие на ПМЖ, обязаны сдать свое жилье государству.  Однако российские власти смогли еще в 1990-х годах  подписать с Ашхабадом соглашение, по которому переселенцы в Россию имеют право приватизировать жилье и продавать его по рыночной стоимости. Для получения статуса переселенца нужно было получить приглашение из России от гражданина РФ. Бегдесенов занимался тем, что ездил в Россию, оформлял там приглашения, консультировал при подготовке документов по приватизации квартир. Однако после продажи жилья туркменские казахи переезжали на жительство в Казахстан. Бегдесенову, обвиненному в махинациях, нанесших вред государству, был вынесен условный приговор, с освобождением из под ареста в зале суда.  Причиной этого было, в том числе, давление казахстанской общественности. Однако по решению суда он обязан компенсировать государству стоимость всех тех квартир, которые он помог приватизировать.

В случае дестабилизации обстановки в Туркменистане давление на этнические меньшинства, включая казахов, может усилиться.  Это требует постоянного внимания руководства республики к положению в соседнем государстве.

Казанцев А.А., д.п.н,

директор Аналитического центра МГИМО,

эксклюзивный материал

для Центра регулирования

информационно-аналитической политики,

г. Астана

   
0
1547
0