• 31898
  • 2
  • 1
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Политические риски взаимодействия Казахстана и Туркменистана.

На протяжении всего постсоветского периода отношения между Казахстаном и Туркменистаном не были омрачены серьезными конфликтами.  Межгосударственные отношения особенно улучшились сразу после смерти  Сапармурата Туркменбаши, проводившего ярко выраженную политику изоляции Туркменистана от всех соседей. В 2007 году президенты двух республик обменялись государственными визитами. В ходе визита Бердымухамедова было подписано шесть двусторонних документов, основные из которых – Совместное заявление Президента Казахстана Н.Назарбаева и Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова, а также Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве до 2020 года и соответствующая Программа к нему. В 2008 году в Казахстане прошли дни туркменской культуры, в 2009 году – дни казахской культуры в Туркменистане. В декабре 2009 года  Президент Кахастана Назарбаев посетил с  рабочим визитом Туркменистан, где принял участие в торжественной церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай».

Однако хорошие межгосударственные отношения не означают автоматически хороших психологических отношений между президентами. В одном из рассекреченных Wikileaks документов американского посольства в Ашхабаде отмечается: «наш источник … также утверждает, что президент не любит … президента Казахстана Назарбаева». Это личное отношение (если информация верна) пока не сказывается на отношениях государств, в отличие от Туркменбаши Бердымухамедов старается не переносить в политику личные эмоции.

От периода правления Сапармурата Туркменбаши Туркменистан унаследовал тенденцию к изоляционизму и официальный нейтральный статус. В результате Туркменистан последовательно воздерживается от всех проектов постсоветской или центральноазиатской интеграции, активно поддерживаемых Казахстаном. Тем не менее, ожидаемый рост угроз в регионе Центральной Азии (в частности, в связи с выводом войск НАТО из Афганистана и ростом исламского радикализма в мире) требует усиления координации политики расположенных там государств. В этой связи необходимым является усиление сотрудничества Казахстана с Туркменистаном в тех международных организациях, где состоят оба государства (в частности,  в СНГ, ЭКО, ОБСЕ, ОИК).

Одной из важнейших гарантий безопасности Казахстана в случае масштабной региональной дестабилизации могут быть четко обозначенные, международно признанные и охраняемые границы с соседями. В этой связи следует отметить, что между Туркменистаном и Казахстаном нет никаких территориальных проблем, что является явным исключением для Центральной Азии. Протяженность казахстанско-туркменской границы на суше составляет 426 км. 5 июля 2001 г. подписан Договор о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы. Казахстан также укрепляет свою границу с Туркменистаном. Например, в 2011 г. установлен оградительный забор на стокилометровом участке казахстанско-туркменской границы от заставы «Даля» до станции «Болашак». Туркменистан со своей стороны также возводит на границе инженерные сооружения.

С точки зрения экономических интересов Казахстана, получившего в результате раздела шельфа самую большую и богатую ресурсами часть Каспийского моря, чрезвычайно важным является вопрос о закреплении правового статуса этого моря. Российской Федерацией заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года). 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему. Согласно этим соглашениям установлены географические координаты разделительных линий (по так называемой модифицированной срединной линии), ограничивающие участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов. При этом акватория остается в общем пользовании. В случае, если деление недр Каспия на сектора будет признано всеми пятью странами, Иран получит в пользование всего 44 тыс. м²,  Россия от 70 до 80 тыс. м²,  Казахстану окончательно отойдет 144 тыс. м², а Туркмении и Азербайджану примерно равные с Россией доли.

Позиция Казахстана, которую сейчас поддерживают Россия и Азербайджан, заключается в разделении Каспийского моря на специальные экономические зоны по срединной линии, равноотстоящей от противолежащих точек берегов соседних государств, в пределах которых каждое государство соответственно будет иметь исключительное право на разработку природных ресурсов. Прибрежные государства при этом  должны обладать исключительными правами на самостоятельное ведение разведки и разработку природных ресурсов. Остальная часть моря и его поверхность должны быть открыты для свободного судоходства. Открытым должно быть и воздушное пространство над морем для полетов воздушных судов по согласованным маршрутам. Рыболовство и эксплуатацию других биоресурсов предлагается осуществлять в соответствующих рыболовных зонах, а также путем квотирования и лицензирования промысла.

Этой позиции противостоит Иран.  Тегеран придерживается позиции, которая состоит в том, что Каспий - озеро и должно находиться в общем пользовании. Иран предложил разделить шельф по принципу равных долей (каждой стороне по 20%). При таком раскладе национальный сектор Ирана был бы больше, нежели граница, которая пройдет при разделе по срединной линии(14% Каспия).

Позиция Туркменистана колеблется между "тройкой" Россия-Казахстан-Азербайджан и Ираном.  Кроме того, у Ашхабада есть серьезные претензии к Азербайджану по поводу перспективного газового месторождение Сердар/Кяпаз в центральной части Каспийского моря. Дипломатический диалог между Азербайджаном и Туркменистаном стартовал после смерти Ниязова. В 2007 г. обе стороны продемонстрировали некоторую готовность к решению проблем, и пошли на неофициальные уступки друг другу, однако затем опять зашли в тупик. Туркменистан требовал определить координаты срединной линии методом равноудаленных точек, но по широтам.

Для Казахстана позиция Туркменистана особенно важна, поскольку именно с туркменской стороны участок контролируемого Казахстаном шельфа не оформлен международным договором. Однако претензий к Казахстану по принадлежности шельфа Туркменистан не выдвигает. Основные проблемы, связанные с позициями Ирана и Туркмении, падают на Азербайджан.

11 декабря 2010 г. Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что в вопросе разграничения акватории Каспия Туркменистан твердо придерживается той позиции, что акватория Каспийского моря разграничивается на внутренние воды, территориальное море и общее водное пространство.
Территориальное море шириной в 25 морских миль должно находиться под полным суверенитетом соответствующего прибрежного государства. Внешнюю линию территориального моря предлагается объявить государственной границей.  В январе 2012 г. Гурбангулы Бердымухамедов на встрече с заместителем министра иностранных дел, специальным представителем президента Ирана по вопросам Каспия Мохаммедом Мехди Ахундзаде заявил: "Туркмения выступает за конструктивный диалог в зоне Каспийского бассейна, активизацию эффективного партнерства как на двусторонней, так и многосторонней основе".

Несмотря на разногласия по поводу разграничения шельфа, все прикаспийские государства сумели договориться о мерах по охране окружающей среды. 12 августа 2006 года вступила в силу Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, известная как Тегеранская конвенция, подписанная ещё в 2003 году. Этот документ обязывает страны-участницы бороться с загрязнением Каспия, разумно использовать его ресурсы, сотрудничать друг с другом и с соответствующими компетентными организациями.  Несмотря на конвенцию все пять прикаспийских государств решали экологические проблемы на море самостоятельно.    12 августа 2011 г. в Актау в рамках Третьей сессии рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря состоялось подписание протокола о региональной готовности, реагированию и сотрудничеству в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.

Наличие разногласий на Каспии приводит к гонке военно-морских вооружений. Важнейшим его инициатором является Тегеран, который проводит политику агрессивного отстаивания своей особой позиции по разделу моря. Например, в 2001 году иранский боевой корабль устроил столкновение с исследовательским судном BP Amoco, которое, по утверждению иранских военных, вышло за пределы территориальных вод Азербайджана. В 2010 г. Иран увеличил свою военно-морскую огневую мощь на Каспии, отправив туда крупнейший из своих кораблей, миноносец класса Джамаран. В России также есть настроения в пользу использования российского военного потенциала на Каспии с целью противодействия строительству транскаспийского газопровода.

С помощью Соединенных Штатов Азербайджан создал подразделение военно-морских сил специального назначения, и получил несколько небольших судов от Турции и США. Формируется военный флот Туркменистана. У Казахстана есть береговая охрана, проводящая патрули на расстоянии до 25 километров от берега. В настоящее время создается флот, который позволит вооруженным силам Казахстана патрулировать открытые воды Каспия на расстоянии до 150 километров от берега.  Строится военно-морская база в Актау.

Укрепление военно-морских сил Казахстана, как и укрепление границы являются необходимостью в условиях наличия в центральноазиатско-каспийском регионе высоких рисков. В то же время приоритет в обеспечении безопасности Казахстана должен отдаваться дипломатическим средствам и сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами в рамках многовекторной политики республики.

Еще одним "проблемным узлом" в отношениях между Казахстаном и Туркменистаном является положение казахской диаспоры в этой стране.

Казахская диаспора в Туркменистане, в основном, компактно проживает в Дашогузском и Балканском велаятах. Согласно официальным статистическим данным, в 1990-х годах в этой республике проживало порядка 80 тыс. казахов. А по информации Всемирной ассоциации казахов, около 60 тыс. этнических казахов переселились на историческую родину именно из Туркмении. Таким образом, с учетом других направлений миграции, в частности, в Россию, сейчас там осталось порядка 20 тыс. казахов.

Ситуация с этническими казахами постоянно контролируется посольством республики в Туркменистане. В этом плане их положение лучше, чем, скажем, положение россиян, которые регулярно жалуются на плохое отношение посольства РФ к соотечественникам. Ежегодно Министерство образования и науки РК направляет учебники и учебно-методические пособия по казахскому языку, литературе, истории Казахстана, которые распространяются посольством и пользуются огромным спросом у детей казахской диаспоры. Также ежегодно представители казахской молодежи в Туркменистане поступают на подготовительные курсы для поступления в вузы Казахстана. В 2009 году на такие подготовительные курсы было зачислено более 50 человек.

Для казахов Туркменистана предусмотрена возможность получения визы в Казахстан без уплаты консульского сбора. Жители приграничных областей - Мангыстауской (Казахстан) и Балканской (Туркменистан), имеют право на безвизовое пересечение госграницы и пребывание на территории соседнего государства на срок до 5 дней.  Место проживания граждан Казахстана определяется на основании отметки о прописке, проставленной в удостоверениях личности (паспортах). В настоящее время на казахско-туркменской границе имеется единственный пункт пропуска «Темир-баба», на котором дислоцирован одноименный таможенный пост.

В отличие от Казахстана, ставшего на путь создания гражданской нации (Казахстан – государство всех казахстанцев), в Туркменистане после распада СССР пошли по пути этнонационализма (Туркменистан – государство только туркмен). В результате все национальные меньшинства подверглись очень серьезному давлению. Это давление стало особенно жестким после создания Туркменбаши националистической идеологии "Рухнама". Однако и после смерти Ниязова давление на национальные меньшинства, включая казахов, не прекратилось. В Туркменистане при Бердымухамедове были закрыты все 33 казахские школы, что активизировало процесс оттока казахов из Туркменистана.

Другим примером такого давления в 2011 г. стало уголовное дело против одного из лидеров казахской диаспоры Бисенгула Бегдесенова. В Туркменистане до сих пор официально запрещена приватизация жилья. Все граждане страны, уезжающие на ПМЖ, обязаны сдать свое жилье государству.  Однако российские власти смогли еще в 1990-х годах  подписать с Ашхабадом соглашение, по которому переселенцы в Россию имеют право приватизировать жилье и продавать его по рыночной стоимости. Для получения статуса переселенца нужно было получить приглашение из России от гражданина РФ. Бегдесенов занимался тем, что ездил в Россию, оформлял там приглашения, консультировал при подготовке документов по приватизации квартир. Однако после продажи жилья туркменские казахи переезжали на жительство в Казахстан. Бегдесенову, обвиненному в махинациях, нанесших вред государству, был вынесен условный приговор, с освобождением из под ареста в зале суда.  Причиной этого было, в том числе, давление казахстанской общественности. Однако по решению суда он обязан компенсировать государству стоимость всех тех квартир, которые он помог приватизировать.

В случае дестабилизации обстановки в Туркменистане давление на этнические меньшинства, включая казахов, может усилиться.  Это требует постоянного внимания руководства республики к положению в соседнем государстве.

Казанцев А.А., д.п.н,

директор Аналитического центра МГИМО,

эксклюзивный материал

для Центра регулирования

информационно-аналитической политики,

г. Астана

   
seven7
8 августа 2013, 16:45
1596

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8758
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3117
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3275
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3058
  • 51
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2804
  • 9
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 2874
  • 31
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2326
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2156
  • 18