Социальные сети для бизнеса. Большой миф?

Computerworld.kz 2013 M07 17
353
1
2
0

Есть яркая сторона вопроса – разнообразная беллетристика, которая красиво рассказывает о том, что бизнес «социализируется», что большие компании идут, вооружившись наперевес технологиями, которые...

Есть яркая сторона вопроса – разнообразная беллетристика, которая красиво рассказывает о том, что бизнес «социализируется», что большие компании идут, вооружившись наперевес технологиями, которые позволяют обрабатывать Большие Данные в социальных сетях, чтобы «выуживать» информацию о том, чего вы хотите купить, съесть, посмотреть в кино, что вы любите и ненавидите, куда хотите сходить и т.д. и т.п.

Вот небольшой фрагмент довольно свежего исследования Local Commerce Monitor, который провели специалисты из консалтинговой компании BIA/Kelsey. Показательно, что социальные медиа быстро превращаются в основную среду для рекламы и продвижения небольших компаний. Так, 63% участвовавших в опросе компаний, у которых нет запланированного минимального уровня рекламных расходов, заявили, что используют сейчас для продвижения социальные медиа. Все больше внимания уделяется и мобильным платформам.

Что сказать, судя по результатам этого исследования, мы видим, что мир меняется очень быстро. Настолько быстро, что скорость этих изменений вводит в состояние шока. Мир вряд ли помнит такой быстрой смены парадигм. Сейчас, как выразился мой знакомый: «лучше освободить себя от терзаний на тему «как и почему», а принять данность «социализации» как факт». Вынужден с ним согласиться, потому, как феномен социальных сетей мне, например, трудно понять головой, да и сердцем тоже. Сейчас степень доверия «лайкам» существенно выше, чем серьезным аналитическим материалам, а все, что происходит очень напоминает «сарафанное радио», где даже самая безумная сплетня часто не вызывает отторжения.

В немалой степени такому положению дел способствует принципиальная смена аудиторий. И если первоначально Интернет был посещаем в большей степени мужчинами, то сейчас среди пользователей Интернета стала преобладать женская категория (51,7%). Т.е. мы наблюдаем мощную феминизацию Всемирной Сети, которая странным образом совпадает с расцветом социальных сетей. Да, и, впрочем, неплохо укладывается в модель «лайков» – «сарафанного радио» современной цифровой эпохи, ибо прекрасная половина, на мой взгляд, более склонна визуализировать свои предпочтения, пусть и способом «лайков».

Но не все так оптимистичны насчет социальных сетей. В среднем менее 1% (!) онлайновых операций приходится на социальные сети. «С такой статистикой инвестиции в социальные сети выглядят пустой тратой денег», - говорит аналитик Forrester Research Сусарита Мулпуру. E-mail маркетинг и оплаченный интернет-поиск остаются более эффективными для роста продаж согласно исследованию. А это значит, что для бизнеса, возможно, мудрее инвестировать в программу лояльности. "В то время как энтузиазм вокруг социальных сетей, как основного фактора интернет-коммерции, продолжает охватывать руководителей компаний, статистика говорит, что соцсети практически не стимулируют продажи", - отмечает аналитик. Менее 1% пользователей Facebook или Twitter обращают внимание на рекламу в соцсетях и кликают на нее, чтобы совершить покупку. Основная масса клиентов попадает к онлайновому продавцу благодаря поисковой системе или самостоятельно, напечатав унифицированный указатель ресурса (URL).

Чтобы быть уже совсем объективными, приведем некоторые цифры о доходах Facebook. EMarketer, например, ожидает, что выручка компании вырастет на 36% в 2012 году и на 31% в 2013 году, в сравнение с 88% в 2011 году. Рост рекламы, которая составляет большинство продаж Facebook, составит 34% в 2012 году и 29% в 2013 году, в сравнение с более, чем 68% в 2011 году. Конечно, потенциал рост у компании есть, но как отмечает та же EMarketer, в 2013 году она ожидает стабилизации доходов от рекламы в крупнейшей социальной сети мира.

Выходит, что социальные сети переоценены? А ведь мы говорим о социальных сетях, которые являются лидерами рынка. А что говорить тогда о локальных соцсетях?

А теперь посмотрим на ту информацию, которая есть применительно к Казахстану. Ее совсем немного, вот, например, Kapital.kz публикует статью с названием «Страховщики менее активны в соцсетях, чем банки». Несмотря на то, что статья не предлагает цифр по теме разговора, а всего лишь констатирует активность страховых компаний в соцсетях, есть несколько моментов, которые можно прочитать между строк. Например, отмечается, что количество подписчиков в конкретных группах не превышает 900 человек. Вооружимся исследованиями, приведенными выше и получим потенциал клиентов в… 9 человек. Как говорится, ноу коммент.

Получается, что SMM (или social media marketing – маркетинг в социальных сетях) эфемерен? Это как мода, красиво, но к практической стороне бизнеса не имеет никакого отношения. Тем более, в условиях Казахстана. Впрочем, чтобы соблюсти плюрализм в этом вопросе, я не буду ставить точку, не опросив, по крайней мере, двух персон, которые знакомы с проблематикой не понаслышке. Мы задали респондентам только один вопрос: «Бизнес в социальных сетях – это миф?».

Владимир Денисов, директор компании iLab, разработчика казахстанских интернет-магазинов «Технодом» и «Мечта»: «Александр, это не миф, это тема №1 на сегодня. Понимаете, трафик из социальных сетей очень большой. Это же Web 2.0, когда не сайт формирует контент, а его пользователи. И это перспективно, однозначно. Думаю, что в ближайшие 5 лет мы увидим очень большой прогресс с точки зрения коммерциализации социальных сетей. Но, с другой стороны, нужен продукт или услуга, которая будет легко укладываться в модель социальных сетей, иначе ваше предложение там не сработает…»

Евгений Лоскутов, директор компании Pulser: «Это просто еще одно современное поле для маркетинга, т.е. еще одна какая-то возможность из ряда возможностей. Что касается нашего опыта, то пока качественного скачка от присутствия в соцсетях мы не почувствовали.»

Ну что, время ставить точку. Пока остаюсь при своем: социальные сети для подавляющего числа представителей казахстанского бизнеса (видимо, без разницы какого, малого, среднего или крупного) практически бесполезны. Повторюсь, это мода, красивая, порой экзальтированная, но с практической точки зрения имеющая к реальной жизни бизнеса весьма посредственное отношение.

Оцените пост

2

Комментарии

0
Специфично. Допустим, b2b вообще зачем соваться в соцсети, ясно что бессмысленно.
К примеру, я яркий представитель поколения, к которому можно обратиться только через Интернет. И если ко мне в друзья добавится аккаунт какой-то компании и я увижу репост о какой-то акций интересной или запомню позитивный пост и хорошее обращение к клиентам, то скажите мне, кого я вспомню первыми, когда мне понадобится эта услуга или товар? И тогда я иду в гугл и гуглю название компании, ну или иногда если не лень выискиваю ссылку на их сайт в группе или еще где.
Социальные сети могут продавать специфичный товар, например одежду. Однако, в основном это имиджевое продвижение. И если нельзя точно измерить как социальные сети продают на самом деле, это не значит что они не продают. Для ресторанного бизнеса это точно кладезь инструментов.
Короче, специфика у каждого бизнеса может подходить или не подходить к социальным сетям. Думаю лучше делать исследования по различным сферам, а не все в кучу.
Показать комментарии