Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
12:24, 02 июля 2013

Кыз Жибек vs Жаужурек

На киноконкурс.

Наверное, читатели не раз читали обзоры в автомобильных или компьютерных журналах  о сравнении разных изделий автомобильной, компьютерной или телекоммуникационной индустрии. Обычно сравниваются  модели одного класса,  например, автомобили Audi A4 vs Mazda 6, или смартфоны Galaxy S4 vs iPhone 5.  Такое сравнение помогает потребителям лучше понять характеристики изделий, их место в модельном ряду и реальную ценность в окружающем мире. Киноиндустрия  тоже производит  своего рода «изделия» - кинофильмы, ну а все зрители – их потребители. Поэтому, воспользуемся этим эффективным маркетинговым приемом.

 

ТТХ (тактико-технические характеристики)

Возьмем  два казахстанских "изделия": "Кыз Жибек" и "Жаужурек Мын бала". Оба фильма позиционируются в одном классе (жанре) – исторические драмы из истории Казахстана.  Оба - производства студии «Казахфильм». Оба - о любви и предательстве. Оба  – вехи в истории казахского кино. Часто даже встречается утверждение, что «Жаужурек» - достойное продолжение «Кыз   Жибек».

Вот ТТХ  «Кыз   Жибек»:

Снят режиссером  Султаном Ходжиковым в  1970 году. Все создатели фильма – классики и корифеи  казахского искусства. Сценарист – Габит Мусрепов, художник-постановщик – Гульфайруз Исмаилова, композитор – Нургиса Тлендиев, актеры – Асанали Ашимов, Тастанбеков, Утекешева и др. Фильм получил Госпремию Каз ССР 1972 года. Занимает восьмое место в рейтинге лучших фильмов «Казахфильма» советского периода с количеством просмотров – 7,8 млн.

Blog post image

Вот ТТХ «Жаужурек Мын бала»:

Снят режиссером Аханом Сатаевым в 2012 году. Сценаристы Тимур Жаксылыков, Жайык Сыздыков, Мухаммед Мамырбеков. Композитор Ренат Гайсин. В отличие от «Кыз Жибек»  большинство создателей фильма – малоизвестные люди. При бюджете $10 млн. заработал в прокате  $ 3 млн., т.е. около 600 тыс. просмотров. Занимает  высокие места в разных казахстанских рейтингах, а на сайте   http://afisha.mail.ru/cinema/country/kaz/ даже первое.  Правда, в битве за лучший казахстанский фильм 2012 года проиграл фильму «Шал».

Blog post image

Фильм vs Эпос

После  просмотра  фильма «Кыз   Жибек» становится ясно, что называть его  исторической драмой - большая натяжка. Здесь нет исторических дат и персонажей, исторических битв,  батыров  и их подвигов. Весь фильм герои разглагольствуют об абстрактных врагах и утраченном единстве, и лишь однажды мелькает фраза о джунгарах, перешедших Алтай.

Фильм «Кыз   Жибек» - скорее  этнографическая  театрализованная мелодрама. Это ностальгия городских казахов об утраченной  степной жизни и кочевой культуре. Это наши красивые, но абстрактные  представления о прошлом. Это не фильм об истории, а  история о любви в национальных декорациях.  Вот в фильме и делают упор не на кочевое прошлое, а на показ общечеловеческих чувств любви, ненависти, зависти, отчаяния на фоне  белых юрт, лебединых стай и голубого Жайика.  Боясь обвинений в национализме  и прославлении «феодальных пережитков»  авторы фильма решили приблизить свое творение к европейской культуре. Мол, чем хуже вражда казахских родов шекты и жагалбайлы по   сравнению с шекспировской враждой Монтекки и Капулетти?  Или, чем лучше трагедия любви Ромео и Джульетты по сравнению с Толегеном  и Жибек.  Да ничем!  Тем более, когда  за спиной величайший лирический эпос, отшлифованный поколениями тюркских жырау. Да и источник у них один – поэма Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун».    В фильме нет и исторических батальных сцен. Нельзя же назвать батальной сценой эпизод столкновения  между 20-ю джигитами Бекежана и десятком джунгар. Это скорее театрализованное представление каскадеров.   Понятно, нехватка бюджета не позволяла привлечь большую массовку. Поэтому режиссер    сделал чисто символическую сцену, иллюстрирующую благородство Толегена  против  подлости Бекежана.   При этом игра Асанали Ашимова в роли Бекежана впечатляет особенно. Если в эпосе это случайный разбойник, убивающий Толегена из корыстных побуждений (то, что он аргын – след ногайского происхождения эпоса), то в фильме Бекежан - герой, батыр, защитник рода шекты и Отечества. Но при этом он снедаемый ревностью соперник Толегена. Асанали-ага играет этот противоречивый образ  весомо, ярко, зримо, так, что поневоле проникаешься к нему сочувствием. Вот уж действительно, талант никуда не спрячешь.

Blog post image

Правда дотошного и осведомленного зрителя должно  смущать, что  эпос «Кыз Жибек» немного не о том. В нем нет трагедии любви! После смерти Толегена Жибек еще 9 лет ждет жениха и водит за нос сватающегося к ней калмыцкого хана. В самый последний момент по стопам Толегена  прибывает  его младший  брат Сансызбай. Жибек тут же влюбляется в него, и они вдвоем убегают от калмыцкого хана в кочевья жагалбайлы на Черноморском побережье. Кстати, в этом также  видны следы действия, происходящего в Ногайской Орде. Лишь позже племена алимулы и жетыру со своим поэтическим наследием влились в состав казахов. Ну, это к слову, и здесь  не имеет принципиального значения.

Принципиальное значение для понимания эпоса имеет знание родоплеменных законов адата у кочевников.  Именно в обычае аменгерства особенность брачных традиций казахов (принцип левирата). Принцип левирата распространялся и на несостоявшиеся браки. В случае смерти жениха  невеста переходила (если выплачен калым) к одному из его родственников, а чаще всего становилась  женой брата. Эпос «Кыз   Жибек» воспевает именно этот «древний, но красивый обычай» в противовес новым (на начало XVI  века) законам шариата. Потому-то эпос и называется "Кыз Жибек", а не "Жибек и Толеген"!  Калым в размере 35 иноходцев за Жибек выплачен, поэтому она не может умереть или, тем более, выйти  замуж за представителя другого рода. Бекежан это прекрасно знал и не мог быть соперником Толегена.   Но для авторов фильма «тлетворное  влияние Запада»,   олицетворяемое с мировой культурой, оказалось привлекательнее отечественных «феодальных пережитков». Хотя не исключено, что это следствие давления советской цензуры.  Но как бы там ни было, в результате получился красивый и поэтический фильм о любви и предательстве в европейско-шекспировском духе. А в рамках советской действительности фильм, безусловно, шедевр казахского (но не более того) кино.

«Сценарий, сценарий и еще раз сценарий»

Фильм «Жаужурек Мын бала» вполне историческая драма. Здесь действуют казахские  исторические персонажи: Абулхаир хан, Богембай батыр, Толе би, Казыбек би, Айтеке , а если верить титрам – почти все знаменитые казахские батыры. С джунгарской стороны - сам контайши Галдан Церен и его нойоны  Действие происходит  в четко обозначенное историческое время седьмой казахско-джунгарской войны 1723 – 1730 годов. В фильме полно действия и батальных сцен, апофеозом которых становится знаменитая   Анракайская битва 1730 года. Сатаев  выстраивает экшн-эпизоды серьезно и по-взрослому. В декорациях, костюмах, оружии, массовках нет места условности или символизма, так характерного для казахстанских исторических фильмов. На экране многое выглядит реальным и настоящим...  Правда, одного казахстанского штампа фильм не избежал.  Речь идет о стандартном эпизоде нападения джунгар на казахский аул. Во всех фильмах это показывают одинаково: свирепые джунгарские воины,  убитые женщины и дети, мычащий  скот и горящие юрты. Хотя на самом деле эта картинка далека от реальности…  Кстати, в «Кыз Жибек» аналогичный эпизод решен более оригинально и поэтически. И еще хочется сказать об одном распространенном заблуждении. На экране врагов называют джунгарами. Термин «джунгары» стал употребляться русскими историками для отличия их от волжских калмык. Казахи никогда этим термином не пользовались. Они называли джунгар калмаками.

В казахстанских СМИ о фильме уже сказано столько хвалебных слов, что повторяться неудобно.   В целом  присоединяясь к большинству восторженных откликов, все-таки   добавим «справедливости для» ложку дегтя в бочку меда. Это касается не столько   режиссуры Сатаева, на  его мастерстве и держится успех фильма. Главные  порции дегтя касаются  сценария. Если за эпосом «Кыз   Жибек» стояло не одно поколение великих   ногайлинских, а затем казахских  жырау, а за спиной сценариста Мусрепова не менее великий  Шекспир, то за  сценарием «Жаужурек» стоят малоизвестные  фамилии Сыздыкова,  Мамырбекова и Жаксылыкова. Видимо, первые  два  – авторы идеи, а Жаксылыков – главный и постоянный   сценарист Сатаева, и уже набил  руку на экшн-сценариях предыдущих фильмов. Но здесь задача  оказалась сложнее…

Сценарий – самое слабое звено фильма. Он откровенно дряблый, плоский и сводится к посылу: "Джунгары сволочи. Бей   их гадов!" Как в советских военных фильмах   послевоенного времени про немцев. Еще более одномерны лирические сцены. Они, мягко  говоря, недостаточно мотивированы, и как будто пришиты к действию белыми нитками. Вызывает недоумение ненависть Таймаса к своему другу и главному герою –  Сартаю, а эпизод выстрела ему в спину –  явная копия из «Кыз Жибек». Непонятно для чего. Неужели из-за недостатка фантазии?     Любовь Сартая к Зере тоже какая-то  вялая и астеничная. Может быть, было бы оригинальнее и реальнее, если  бы главный  герой влюбился в калмычку?  Не зря же Бухар жырау  говорил:  «Отынын  болсын   жантактан, катынын болсын калмактан…».  Ведь и большинство казахских батыров добывали себе жен-калмычек.

Не устану цитировать  Альфреда  Хичкока,  который  говорил, что «для хорошего фильма нужно  три вещи: сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Добавим, что для хорошего сценария нужна упругая,  мускулистая, живая, полнокровная литературная основа.  А  Жаксылыков считает, что «проза это сложно». Лишь мощный патриотический заряд        экшн-эпизодов перекрывает недостатки темы любви и предательства.

 

Без скидок…

Оба фильма достигли поставленных целей. «Кыз Жибек» продемонстрировал миру наличие шекспировских страстей в казахской степи, красоту и самобытность кочевой культуры. В эпоху тотальной  борьбы с "феодальными пережитками", проводимой советской пропагандой, наше прошлое оказалось не таким уж беспросветным, а даже красивым. « Жаужурек» через 40 лет также всколыхнул патриотические чувства казахской молодежи, вселил гордость и веру в историческое прошлое. Оно оказалось не только не беспросветным, а даже героическим и  славным.

А мне вот подумалось, что  если бы приделать лиризм и поэтичность «Кыз Жибек» к реализму и динамичности «Жаужурек», то  получилось бы настоящее кино без скидок на эпоху и патриотизм.

Мурат  Уали

 

2