Истории в камне — часть вторая, Советская

romANNtic 2013 M07 1
5649
12
6
0

Продолжение серии постов об архитектуре Алматы

После установления Советской власти в городе в феврале 1921 г. на заседании областных и городских организаций по предложению Ораза Джандосова Верный был переименован в Алма-Ату.

Новый этап развития архитектуры и градостроительства  был связан с приобретением статуса столицы республики (1927г.), открытием движения по Туркестано-Сибирской железной дороге, соединившей город со всей страной. В начале тридцатых годов в Алма-Ате были построены крупные общественные здания, испытавшие определенное влияние конструктивизма.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Главная идея конструктивизма – искусство должно служить производству. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика . Основные материалы – бетон и железобетон. Архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные здания, но и жилые дома, клубы, дома культуры.

Ярким примером этого стиля в Алматы является Дом Правительства (ныне Академия искусств им. Жургенова), построенный по проекту архитектора М.Гинзбурга, автора теоретических работ по конструктивизму, одного из лидеров конструктивизма.

Другим примером этого стиля являются главпочтамт архитектора Г.Герасимова.

Создание проектной конторы «КазГоспроект» 5 октября 1931 г. стало стимулом для кардинальных перемен с середины 1930-х годов в архитектуре и градостроительстве Алма-Аты. Основополагающим принципом искусства стало создание произведений «национальных по форме, социалистических по содержанию». Это привело к возрождению дореволюционного неоклассицизма начала ХХ века, в архитектуру города активно стал вторгаться «советский классицизм».

Для архитекторов это был период творческих исканий. Среди выстроенных зданий этого времени заметны новые архитектурные веяния. В основу своего творчества архитекторы вложили принципы эллинской античной архитектуры периода классики, которые в России внедрялись с петровских времен. Многоколонные портики, фронтоны, богатые карнизы введены в архитектуру общественных и жилых объектов.

В январе 1934 года открылся Казахский государственный музыкальный театр (ныне Государственный академический театр оперы и балета имени Абая), архитекторы А. Н. Простаков, Н. О. Оразымбетов.

Архитектурное дело, принявшее широкий размах с середины 1930-х годов, сдерживалось возрождением известных форм классицизма, которые преобладали, лишь изредка сдобренные отдельными элементами и символами нового времени. Это привело к тому, что архитектура Алма-Аты оказалась аналогичной другим городам СССР, так как обозначилась тенденция разрабатывать проекты без учета региональных и национальных требований. И в этой ситуации здание оперного театра впервые стало объектом, на котором отчетливо проявилось стремление изменить традиции классицизма на национальные архитектурные мотивы, с использованием орнамента, специфических форм народного зодчества казахов. Вкрапление национальной специфики в архитектуру дало замечательные результаты.

В январе же 1934 года состоялось открытие КазГУ (КАЗНУ).

Эти веяния нового также наглядно продемонстрированы в архитектуре таких крупнейших зданий города, как административное здание наркомздрава (1937 г., архитектор М. Шугал), наркомлегпрома (1938 г.), наркомфина (1938 г., архитектор М. Шугал), наркомата пищевой промышленности КазССР (1938 г., автор проекта - архитектор Г. Кушнаренко). В последнем из них с 1970 г. располагалось информационное агентство Казахстана (КазТАГ). В настоящее время оно принадлежит корпорации «Атамура». Данное сооружение относится к числу ансамблевых зданий города, построенных с использованием форм и деталей классической архитектуры.

К сооружениям того времени относятся: железнодорожный вокзал станции Алматы II, построенный в 1938-1939 гг., авторы проекта – архитекторы А.П. Галкин, М. Кудрявцев, художник И.В. Вахек;

Консерватория,

Акимат Алмалинского района,

Казахстанский национальный аграрный университет,

гостиница "Алма-Ата",

Дом книги.

Проектировались и застраивались целые улицы: проспект Ленина (ныне Достык), ул. Комсомольская (теперь Толе-би). Своеобразный по своей архитектуре Дворец Республики (в то время Дворец Ленина) был первым архитектурным объектом в республике, удостоенным Госпремии СССР.

Отличными примерами ансамблевой застройки кварталов являются здания Академии Наук

и Дома Правительства (ныне КБТУ).

В Алма-Ате появился ряд самобытных зданий с традиционными формами национально-регионального зодчества: Особым трендом стало использование образа юрты: магазин «Сувенир», Дворец бракосочетания (1971),

здание Цирка (1970),

также в этом стиле начали оформлять залы официальных приемов.

 

Спасибо за внимание :)

Начало серии можно прочесть здесь. Продолжение следует.

Некоторые фотографии взяты из поисковиков.

 

Оцените пост

6

Комментарии

0
Спасибо за пост.
0
Самый красивый город на свете Алматы!!!
1
Спасибо за пост, действительно информативный.

Как можно было так изуродовать Дворец Республики? Разве проводился какой-то конкурс, общественные слушания? Ведь это один ансамбль с Дв.Школьников и "Казахстаном"!

Вы видели как изуродовали фойе Главпочтампа? В советское время это было светлое, просторное помещение, с каменными полами, деревом, и огромными окнами. Посмотрите в какое убожество его превратили.
Как этим т.н. архитекторам кто должен следить за сохранением таких зданий вообще не стыдно занимать свои должности.
0
с КАЗГУ ошибка, построено в 70-х или в начале 80-х, но не как не в 34-том
0
Вам спасибо, что прочитали!)
Показать комментарии
Дальше