В минувшие выходные фестиваль «Легенды павлодарского рока» собрал в уютном зале кинотеатра «Cinema Star» звёзд павлодарской рок-сцены 90-х годов. Я решил написать об этой тусовке, так как сам в конце прошлого века (как теперь это звучит! :-) занимался в Павлодаре организацией рок-концертов и авангардных выставок. Сегодня я расскажу, как зарождался павлодарский андеграунд, ставший неотъемлемой частью истории казахстанского рока.
Часть 1. Динозавры в 21 веке
В интернет-афише фестиваля «Легенды павлодарского рока» значилось: «Давно не виделись, все кто помнит 90-е, приходите!!!» Среди команд были заявлены «ППШ», «Хаки», «Блэст», «NovaКаин», «ВОО», «Дельтаплан», «Bissa» и «Тотем». Организатор концерта - лидер альтернативно-панковской группы «ППШ» Алик Гинатуллин, ранее известный, как Панк, а теперь, как Махмуд. Он смог создать на фесте анархическую атмосферу рок-тусовки прошлого века – то есть, дал полную свободу действий музыкантам и зрителям.
Первая часть концерта больше напоминала джем-сейшн. На сцене менялись вокалисты, а подыгрывал им, кто мог. Сначала у микрофона оказался известный павлодарский рок-музыкант и шоумен Эдик Аурум – единственный представитель группы «Тотем», потом после некоторой рокировки его место занял Данила Мальцев, олицетворявший собой, также канувшую в лету, группу «Блэст». Следом вышел Костя Бобылёв – фронтмен «NovaКаина».
Все вышеупомянутые музыканты ныне кочуют между Павлодаром, Астаной и Алматы, а Данила Мальцев теперь вообще житель Санкт-Петербурга. Поэтому им пришлось выступать без репетиций, прибегнув к помощи сессионных музыкантов. Отыграв несколько старых вещей, парни немного «разогрели» публику. Мне особенно понравилась утяжелённая версия песни «Три аккорда», сыгранная Данилой из Блэста: «Через свет, да через тьму видно богу одному».
Зрители отметили профессионализм группы «Bissa» Нурлана Ахметбаева (экс-«Ёжик в тумане» и «Герда и Кайф»), который ныне живёт в Экибастузе. Приятно порадовала возрождённая и вновь приступившая к репетициям группа «Хаки». С новым составом и программой выступила группа «ВОО» - бессменным остался только её лидер Игорь. Свои, ставшие уже классическими, рок-н-роллы сыграл «Дельтаплан»: «Мы танцуем рок-н-ролл. Процесс пошёл!». Под эту песню рубился весь зал.
Фото и видео с фестиваля «Легенды павлодарского рока» смотрите ВКонтакте http://vk.com/event53945276.
Часть 2. «ППШ» требует жертв
В завершение феста на сцену вышла группа «ППШ». В разные времена эта аббревиатура расшифровывалась, как «Пистолет-пулемёт Шпагина», «Панковские шутки-прибаутки», а потом и вовсе «Подпольная пропаганда шариата». О «ППШ» расскажу подробнее, ибо в Казахстане аналогов этому явлению нет. «ППШ» собрал Алик-Панк-Гинатуллин в 1997 году, вдохновившись творчеством «Sex pistols», «Green Day» и «Rage Against the Machine». Изначально в группе было четыре вокалиста – Панк, Тролль, Майк и Бред.
Потом количество певцов сократилось – Бред загремел в тюрьму, а Майк сколотил свою панк-банду «Стой, кто идёт?!». Когда у микрофона был Алик, группа «ППШ» играла панк-рок, а когда Тролль – альтернативу с хардкором. Любовь к многоголосью сохранилась и по сей день. Теперь в «ППШ» три вокалиста – всё тот же Алик, поющий панковские протестные песни, а также два рэпера – Скарп (англоязычные речитативы) и девушка Махоми (социальная лирика). Каждый вокалист пишет свои стихи. Музыку сочиняют коллективно, но всем рулит Алик.
В «ППШ», как и в любой классической панк-группе музыканты менялись довольно часто. Трое были судимы – один за грабёж, другой за наркоту, третий за экстремизм. Двое умерли от передоза. Одного закрыли в психушку. Вот такая бурная молодость. Сейчас те, кому удалось выжить, остепенились. Им уже за тридцать. Бывший басист «ППШ» Сергей Погорельцев «Че Гевара» играет на трубе в павлодарском симфоническом оркестре, Сергей Капран «Тролль» - дизайнер (около года зависает на Гоа), Алик Гинатуллин «Махмуд» работает фотографом и продолжает играть в группе.
А это хит "ППШ" - песня "Эй, балалар", написанная в 1997 году, но звучащая бодряково и сегодня. Наверное, это первая панковская песня на казахском языке. Хардкор бiз ойнаймыз!
А вот так песня "Эй, балалар!" звучала в середине 90-х:
А это, вообще раритет! Мой ремикс на песню "Эй, балалар!", который я сделал в те же годы на первом пентиуме с эмулятором звуковой карты, на игровой программе "Dance Mashine". Единственным источником звука были наушники от плеера, так что ни о каком мастеринге не было и речи. Вокал и гитару Алика-Панка писал и обрабатывал в программе "Cool Edit Pro". В ремиксе звучит живая домбра, на ней сыграла моя коллега - журналист Айнур Коскина. Работа над ремиксом шла в монтажной комнате телекомпании "КТК-7" г. Павлодара и заняла всего три часа. Потом с этим ремиксом мы выступили на площади на День молодёжи. Раскачали пару тысяч человек, включая ментов :-) По-настоящему панковский ремикс!
И ещё один мой ремикс на песню "ППШ" - "За водкой". Записывались в аналогичных полевых условиях, только на телекомпании "Иртыш-TV". Получилась лёгкая весенняя песня:
Часть 3. Почему развалилась туса
Фестиваль «Легенды павлодарского рока» показал, что все группы держатся в основном на единственном лидере, который собирает вокруг себя музыкантов и вдохновляет их идеей. Стоит ему отойти от дел – коллектив распадается. Это и произошло с большинством павлодарских рок-групп 90-х годов. Очень много талантливых музыкантов переехало в Россию или Германию. Очень много павлодарцев обосновалось в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. В большинстве своём они и были двигателями павлодарской рок-культуры.
В 90-х в Павлодаре было около 40 групп, играющих в самых разнообразных стилях – от фолк-рока до блэк-металла и индастриала. На слуху были: «Снайпер», «Отдел кадров», «Стэлс», «Машинист Дымов», «Грозовой перевал», «100 000 вольт», «Ёжик в тумане», «Пространство», «Полдень», «Детонатор», «Дельтаплан», «Стерх», «Джайна», «ППШ», «Навь», «Янка и Jungle», «ВОО», «Лабастерхэб», «Жень-Шень», «Экспресс», «Armageddon», «The Dirge», «Lithium», «Mizumena», «Rain», «Белый шквал», «Челленджер», «Чехословацкие прибалты», «Черёмуха».
Из них на сегодняшний день осталось всего две-три группы. Остальные распались или эмигрировали. В своё время полным составом Павлодар покинули группы «Черёмуха», «Джайна», «Тремор». Уехали и лидеры многих команд. Так что, в развале старой павлодарской рок-тусовки немаловажную роль сыграл не только возрастной, но и миграционный фактор. Повторюсь, из Павлодара бежали именно пассионарии, чьи творческие амбиции требовали максимальной реализации. Посудите сами, как перспективы могут быть у рок-музыканта в Казахстане, а тем более в провинциальном городе?
Вот так начинался павлодарский рок. Лица рок-андеграунда 90-х. Из архива Сергея Корсуна: (Для тех, кто не понял - это слайдер, его надо листать, здесь много фоток:)
Часть 4. Рок-интеллигенция
Раньше вокруг каждой из этих групп собирались их друзья и поклонники, которые и составляли рок-тусовку. Каждый по возможности пытался привнести в жизнь павлодарского андеграунда что-то своё. Взять, к примеру, Дмитрия Ширяева «Фаркопа» - отличного звукорежиссёра и мультиинструменталиста. Практически все павлодарские рок-группы 90-х бесплатно (!) записывали свои альбомы в его домашней студии. В те годы он квартировался на пару со своим товарищем, художником-карикатуристом Сергеем Корсуном.
Корсун - это вообще живая легенда. Он был хранителем истории павлодарского рока, архивировал аудиозаписи местных и сибирских рок-групп, их фотографии, рисунки и стихи, выпускал самиздатовский журнал «Грузилка». Невесть откуда получал кассеты с музыкой российских подпольных музыкантов, представителей сибирской панк-сцены. Фаркоп и Корсун кочевали с квартиры на квартиру. Их адреса на Пионерской, а потом на Советов были известны многим.
Всегда их холостяцкая берлога напоминала сквот и арт-лабораторию, где жили и творили не только павлодарские музыканты, но и гости из других городов – Ермен Анти (Актюбинск-Москва), Андрей Алмазов и группа «Рубероид» (Алматы) и т.д. Здесь они записывали свои альбомы, здесь же проходили их акустические квартирники. В общем, за живым общением с музыкантами неформалы шли сюда. Сейчас Фаркоп живёт в Америке, а Корсун в Москве (стал лучшим карикатуристом России). Других таких у нас нет.
В 90-х годах большая часть неформальной молодёжи занималась творчеством – кто-то писал стихи и предлагал их музыкантам, кто-то рисовал картины, в том числе для обложек альбомов. Были профессиональные фотографы, фиксирующие жизнь андеграунда – Максим Андрес, Алексей Усов, позже Алексей Чернышёв и Александра Мусихина. Были журналисты освещающие концерты в местной прессе – Олег Петухов, Юлия Максимова, Николай Новодворский и, собственно, я.
Часть 5. Такой, бля, шоу-бизнес…
Отдельно расскажу об администраторах, организующих концерты. В 1991 году Дмитрий Сергеев (Бургардт) и Евгений Атопшев при спонсорстве фирмы «Гамма» провели мощнейший рок-фестиваль «Рок против радиации». Несколько дней на стадионе «Трактор» выступали все звёзды русского рока – «ДДТ», «Алиса», «Бригада С», «Крематорий», «Телевизор», «Мастер» и другие. Около 20 групп. С тех пор ярче события у нас не было.
В 1994 году Светлана Крутских из Экибастуза провела в ДК «Металлург» первый казахстанский фестиваль экстремальной музыки. Так Павлодар в первый раз живьём услышал дэт-металл. В том же 94-м я провёл первый областной рок-фестиваль в кинотеатре им. Шакена Айманова, собрав порядка 20 групп из Павлодара, Аксу и Экибастуза. В 1996 году Эдик Аурум при поддержке радио «Ирбис» провёл крупный рок-фестиваль в ГДК. Также среди администраторов 90-х отмечу Сергея Фомина, который позже перешёл в областное управление культуры.
В те годы рок-музыкантов неохотно пускали в официальные концертные залы. Поэтому я нашёл выход – стал проводить сейшны в кинотеатрах – «Октябрь», им. «Шакена Айманова», «Аврора», «Колос». Времена для них были кризисные, система кинопроката рухнула, народ в кино ходил мало. Обычно мы договаривались с администраторами кинотеатров делить прибыль с входных билетов 50/50. Учитывая, что больше половины зрителей проходило по дружбе бесплатно, сборы были мизерные.
Денег едва хватало, чтобы оплатить аренду и перевозку аппаратуры, а так же расходы на «бегущую строку» и ксерокопии афиш. Большую роль в оповещении у нас играло «сарафанное радио». Обзвонив вечером друзей по телефону (сотовой связи и интернета не было), мы запросто собирали на концерт от 50 до 100 человек. Связной у нас была Юлия Васильева «Проволока». Потом она работала в ООН, сейчас живёт в Италии.
Часть 6. Как мы жили без интернетов
В 90-х годах на радио «Ирбис» выходили программы, посвящённые павлодарскому року с живыми выступлениями и интерактивом «Артоскоп» Эдика Аурума и «Музыкальный конклав» Евгения Атопшева (уехал в Россию). С середины 90-х в городе появились магазины, где можно было купить кассеты и диски с самой актуальной музыкой (задержка от выхода релиза в США до продажи в Павлодаре была от 2-х недель до месяца), а также неформальский прикид – косухи, футболки, балахоны, шипованные браслеты и т.д. Все товары и диски закупались, преимущественно, в Москве.
Сначала в Павлодаре появился ларёк «Harley Davidson» возле «Культтоваров» по Дзержинского, потом магазин «Cannibal sound» возле бани по ул. 1 мая и отдел на втором этаже Дома быта «Экспресс». Последний просуществовал до начала 2000-х годов. До появления этих торговых точек некоторые неформалы занимались хэнд-мейдом, то есть делали себе одежду и аксессуары сами, а другие на внешнем виде не заморачивались и внешне от пролетарской молодёжи не отличались.
В самом начале 90-х любимую музыку нам приходилось добывать. В Павлодаре не было интернета, не было специализированных отделов. В основном довольствовались пластинками, которые продавались в магазине «Мелодия», поглощая всё, что попадало на прилавок – от рока до металла. Спасибо «SNC-records». Рядом с «Мелодией» был отдел «Звукозапись», где переписывали музыку с бобин на компакт-кассеты. А так, большую часть музыки переписывали друг у друга на домашних магнитофонах.
Часть 7. Где мы тусовались
В 90-х годах в Павлодаре несколько мест, где могли собираться поклонники рок-музыки. В 1993 году на базе школы №6 открылся рок-клуб. Там репетировало несколько групп, а в школьном актовом зале изредка проходили концерты. Однако, в 1994-м после массовой драки между неформалами и районными гопниками эту лавочку прикрыли. Я участвовал в той заварухе, помню, что силы были не в нашу пользу. Без преувеличения, примерно – 30 на 100 человек.
В середине 90-х в Павлодаре появилось несколько тусовочных мест. Это кафе «Рок-самовар», которое сначала располагалось в фойе кинотеатра «Аврора», а потом передислоцировалось на второй этаж «Речного вокзала». Там по вечерам играли местные группы, дым стоял коромыслом. Была ещё пара тусовочных мест, где шли репетиции - «Храм мира» под крышей кинотеатра им. Шакена Айманова и репетиционные базы в ПКТИАМ (проектный конструкторско-технологический институт автоматизации и механизации).
Акустические концерты проходили в стенах НПО «Юнола», рекламного агентства «Хронос» и хосписа «Солярис» (когда там не было умирающих :-). Также околомузыкальная братия собиралась в «Скинарнике» - кафе в Новом ЦУМе, где заседали местные скинхеды. (В середине 90-х скины были неотъемлемой часть рок-тусы и занимались охраной концертов).
Часть 8. С кем мы дрались
Как видите, тусовка в основном собиралась в закрытых от посторонних глаз помещениях. И дело здесь вовсе не в суровых климатических условиях Павлодара. Жизнь неформала 90-х была полна опасностей. Часто приходилось отстаивать свои убеждения кулаками и дробяще-колюще-режущими предметами. Павлодарская рок-тусовка пережила несколько значительных побоищ. В конце 80-х после концерта группы «Ария» на Хоккейном корте (теперь там Китайский рынок), произошла многочасовая драка между металлистами и привокзальными гопниками.
В 1993 году на рок-концерте в диско-зале Индустриального института бригадные бандиты избили зрителей. Говорят, было море крови. Газета «Звезда Прииртышья» отметила это заметкой «Потасовка на тусовке». В 1994 году мне удалось предотвратить очередное крупное столкновение. Я проводил областной рок-фестиваль в кинотеатре им. Шакена Айманова. Под вечер возле кинотеатра стала собираться толпа пацанов, живущих в районе Телецентра. Ситуация накалялась.
Я подошёл к дежурившим милиционерам и предупредил: если не хотите, чтобы здесь была массовая драка и разбитые витрины, то подгоните сюда свой автобус и вывезите из района всех музыкантов и зрителей. Так они сделали. После концерта мы все благополучно погрузились в автобус со своими инструментами, а также ящиком пива и водки, и устроили afterparty на Лермонтовском пляже (в тот день у меня была днюха).
Последняя крупная драка между неформалами и гопниками в Павлодаре произошла в мае 1999 года на рок-концерте в здании филармонии, где сейчас располагается кинотеатр «Cinema Star». Эта бойня стала первой абсолютной победой неформалов, которые отметелили противников не только кулаками, но и попавшими под руку лопатами. С тех пор дорога в филармонию рокерам была закрыта. Сейчас граница между неформалами и гопниками практически нивелировалась. Об этом можно судить и по внешнему виду многих рок-музыкантов, предпочитающих спортивную одежду, и по их манере поведения.
Часть 9. No future или продолжение следует?
Вот такой, вкратце, была жизнь павлодарского рок-подполья 90-х годов прошлого века. Сравниваю былые постсоветские времена с нынешними и вижу огромную разницу. Делаю вывод – чем больше для творческого человека запретов и ограничений, тем ярче и интереснее его творчество. Казахстанский рок зарождался, не только, как новое для постсоветского пространства музыкальное направление, но и, как протест против цензуры и ханжества тоталитарного режима.
Сейчас в условиях «капитализма» и «демократии» свобод и возможностей для самовыражения стало значительно больше. Однако, это не лучшим образом сказалось на молодом павлодарском роке - он стал более развлекательным и конъюнктурным. Молодые музыканты, воспитанные в условиях рынка, стали калькировать коммерчески успешные модели западных рок-групп, не заморачиваясь на собственных творческих экспериментах, то есть, не привнося в рок-музыку ничего нового. Это мне напоминает эпоху застоя. Не пора ли встряхнуть этот медвежий угол и устроить очередную рок-революцию?
P.S. Фото и видео автора. Использованы фото из архива С. Корсуна. Статья выражает субъективное мнение автора. Подробности о жизни павлодарской рок-тусовки на сайте http://rockpavlodar.net/.