• 13103
  • 28
  • 4
Нравится блог?
Подписывайтесь!

В центре внимания

Как правильно: Kazakhstan или Qazaqstan?

Как правильно: Kazakhstan или Qazaqstan?

ShpakShpak

  • 737
  • 15

Возрождение Центральной Азии: миф, мечта или...

S. Frederick Starr

Г-н Фредерик Старр, один из ведущих западных ученых по Центральной Азии – автор нашумевшей концепции о «Большой Центральной Азии» («нашумевшей» также из-за критики, обрушившейся на него со стороны российско-центристких ученых), которая идеологически поддерживает новую стратегию США в отношении Центральной Азии – стратегию Нового шелкового пути. Стратегия, хотя и находится в еще сыром виде, опирается на то, что в отношении региона настало время применить более долгосрочные и эффективные инструменты «мягкой силы», вводя в действие экономические механизмы. Концентрируясь на двух блоках: «hardware» (инфраструктура) и «software» (торговля, бизнес, институциональное развитие), США предполагают, что регион будет развивать внутренние экономические связи между собой. Таким образом, страны Центральной Азии включатся в торговлю и другие проекты с Афганистаном (например, электричество из Узбекистана и Туркменистана уже довольно успешно продается в Афганистане, также строятся железные дороги  между Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Афганистаном) и таким образом образуют «Большую Центральную Азию», которая в свою очередь включится в экономическую орбиту активно растущего и перспективного региона Южной Азии, включая Индию, Пакистан и Китай.

Обоснование этой концепции приведено в одной из программных статей Фредерика Старра: Rediscovering Central Asia (на русском Открывая Центральную Азию заново). Несмотря на то, что она была переведена на русский язык, она не так широко освещалась в русскоязычном пространстве, очевидно, из-за  неприятия Россией концепции Большой Центральной Азии, которая предусматривает конец российской монополии в сфере торговли и транзита в Центральной Азии. Данная статья (которая, кстати, получила несколько призов как лучшее эссе года) также является частью более грандиозной работы, так как г-н Старр сейчас пишет книгу об истории региона в VIII-XI веках, о времени, когда Центральная Азия и ее цивилизация была центром мира.

Абстрагируясь от скептицизма, в основном, идущего из Москвы, надо признать, что статья д-ра Старра – вдохновляющая (если не возвышающая) для нас, жителей этого региона. Хотя многие ученые и путешественники очаровываются нашим регионом, немногие так искренне и настойчиво это выражают. Г-н Старр верит, что в нашем ДНК есть «способность управлять огромными империями и протяженными торговыми зонами, взаимодействовать на равных с другими центрами мировой культуры, а также использовать свое уникальное географическое положение, чтобы стать связующим звеном, мостом между цивилизациями».

Rediscovering Central Asia задается вопросом, почему регион с таким славным прошлым, превратился в захолустье, «задний двор» других великих держав, которые рассматривают его только с точки зрения собственных выгод: США – как остановку на пути для своих военных грузов, Китай – как сырьевую базу, Россия – как зону своих стратегических интересов. Действительно, тысячелетняя история Центральной Азии сейчас кажется давно канувшим миражем. Разве можно представить себе, что здесь, где сейчас распространяются самые отсталые и безграмотные идеи мусульманских радикалов, Ислам и наука когда-то давали великолепную синергию. Здесь - давно ничего не открывается в науке, а научные работы в основном  открыто компилируются и покупаются. Там - были сделаны имевшие мировое значение открытия в математике, астрономии, химии, медицине и фармакологии. Здесь - шкуры и хлопок экспортируют, чтобы потом купить готовую одежду. Там - производили бумагу и шелк, конкурирующие с китайскими. Здесь - возводятся как физические границы, через которые не проникнет ни одна, «угрожающая порядку» книга, так и границы в Интернете. Там - два молодых человека могли свободно переписываться и обмениваться мыслями с территорий сегодняшнего Туркменистана и Узбекистана (аль-Бируни и Ибн-Сина), и их мысли, как пишет Старр, «предвосхитили эволюционную геологию и даже дарвинизм - почти на целое тысячелетие» (для желающих перенестись в ту эпоху прекрасная книга – Samarqand by Amin Maaluf).

Толерантность жителей Центральной Азии, знание нескольких языков, способность (или даже склонность) к сравнительному религиоведению и философскому анализу когда-то привлекали лучшие мозги в Центральную Азию и расширяли культурную орбиту, включающую не только Самарканду, Бухару, Фараб, Мерв, Гургенч, но и афганские города Газни, Балх, Герат, иранский Нишапур и Кашгар в СУАРе. Многие сегодня, говоря об этой «блистательной эпохе» кивают головой на Иран или арабский мир, как источник инноваций, ведь в основном мыслители писали на арабском и на персидском. Но, во-первых, как пишет Старр, на самом деле поддержкой «великой арабской эпохи науки и образования с центром в Багдадском Халифате» были тюрки и персы, происходившие из Центральной Азии. Во-вторых, все же импульс был дан не столько персами или арабами по отдельности, сколько механизмом «плавильного котла», через караванные пути и свободный обмен мыслями, а также готовность и открытость к новому и чужому.

Это важно, потому что многие верят в распространенное объяснение упадка Центральной Азии монгольским нашествием и уничтожением городов Чингисханом. Но Старр опровергает этот довод. Монголы, которые были проповедниками «свободной торговли» и отменили границы и тарифы в своей обширной империи, напротив, «не только не изолировали Большую Центральную Азию, а, напротив, способствовали расширению ее связей, как с Европой, так и остальной Азией». Монголы не были и душителями свободомыслия и почти все города были быстро возрождены.

Проблема в том, что золотой век на то и «век», что проходит в течение 100-150 лет и за столетие до нашествия монголов интеллектуальный и культурный всплеск Центральной Азии уже выдохся. Другой аргумент д-ра Старра заключается в том, что в том, что Ислам со временем стал догматичной религией (а культурный расцвет Центральной Азии был очень тесно связан с цивилизационным Исламом). Это и расширявшаяся пропасть между суннитами и шиитами, а также распространение суфизма, который проповедовал индивидуальную духовность. (Интересно, что пуритане, переселившиеся в Америку и первым делом открывшие там духовную школу, впоследствии ставшую Гарвардским университетом, также начинали с предпосылок духовного индивидуализма, но в отличие от суфизма не отвергали книги, а напротив, возвеличили грамотность (которая была нужна вначале, чтобы читать Библию, а потом уже и другие книги).

Кстати, другое объяснение (которого нет у Старра, но есть, например, в увлекательно описывающей развитие мировой торговли книге  «A Splendid Exchange: How Trade Shaped the World» by William J. Bernstein) того, почему исламская культура стала изолированной и не получила импульс от европейского Возрождения – это центральноазиатские грызуны, которые, воспользовавшись Великим шелковым путем, блохами и крысами с генуэзских кораблей, спровоцировали в Европе эпидемию чумы, «Черную смерть». Черная смерть, лишившая жизнь 30 – 60 процентов европейского населения, разрушила социальные, экономические и религиозные барьеры и высвободила дух капитализма, Возрождения и Реформации. Но в исламском мире, где чума обосновалась прочно и еще долго периодически вспыхивала, последствия стали отрицательными, сведя на нет многие завоевания прошлого. А в Золотой Орде, например, резкое сокращение населения привело среди прочего к политической нестабильности, а также технологическому и культурному регрессу.

Конечно, г-н Старр пишет для американских политиков и выступает за создание в Центральной Азии «зоны стабильных суверенных стран с жизнеспособными рыночными экономиками, светскими и открытыми системами правления и позитивными отношениями с США». Но его идея регионального объединения в Большую Центральную Азию не должна отвергаться, как необоснованная. Эта идея отсылает нас в золотое время «тысячи городов» и «прекрасных артефактов», и грубые кочевники казахских степей были совсем не чужды этому региону. «Raid, trade or protect?» - такой выбор стоял перед Чингисханом и его выбор третьего “protect” на самом деле содержался в дружеском письме Хорезмшаху, которые было так печально дезинтерпретировано. И сейчас есть разумное зерно в том, чтобы быть иметь дополнительный коннект и выход на рынки Южной Азии, особенно для страдающего от нехватки идей казахского капитала.

В Центральной Азии сейчас очень много проблем, разваливающееся единство, закоррумпированные автократы, обнищавшее и деградировавшее население. Поэтому надежды многих связаны с новой молодой элитой, получившей критическую смесь более свободных ценностей. Но новые элиты, которые не будут обладать такими широкими полномочиями как наши престарелые иконы, могут пытаться укрепить власть через национализм. А это путь совсем в противоположную сторону. Rediscovering Central Asia заканчивает вопросом, или обращением к молодому поколению Центральной Азии – «кто они?» - мусульмане? евроазиаты? центральноазиаты? казахи, таджики, узбеки? Отдельные племена и жузы? Молодое поколение Центральной Азии должно ответить на этот вопрос в течение следующих десятилетий.

 
Ayubkhon
The rotating wheel of heaven within which we wonder, Is an imaginal lamp of which we have knowledge by similitude. The sun is the candle and the world the lamp, We are like forms revolving within it.
8 мая 2013, 7:33
1959

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Статья Старра о Центральной Азии в свое время произвела сильное впечатление на меня
Комментарий удалён администрацией
Комментарий удалён администрацией

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Как казахстанцы могут получить кусок международного рынка аутсорса?

Сокурсник Илона Маска инвестировал в образовательные проекты, и теперь хочет создать в Казахстане рабочие места на глобальном рынке аутсорса.
Zhumanova
18 мая 2017 / 13:38
  • 45880
  • 22
Уятмены снова в деле. Танец обнаженных монашек возмутил пользователей Казнета

Уятмены снова в деле. Танец обнаженных монашек возмутил пользователей Казнета

Видео из столичного клуба, попавшее в Интернет, возмутило пользователей Казнета. Причиной такой реакции стало содержимое ролика – девушки гоу-гоу в костюмах монашек танцуют...
Washington
16 мая 2017 / 10:49
  • 8451
  • 31
А-ля Астана: новый город начали строить на левом берегу Сырдарьи

А-ля Астана: новый город начали строить на левом берегу Сырдарьи

Свершилось! Сегодня в Кызылорде приступили к застройке левобережной части Сырдарьи. Через 10 лет на месте этого пустыря будет шумный и современный новый город, наш престижный деловой Левый берег!
socium_kzo
17 мая 2017 / 17:39
  • 4981
  • 8
Пристань для обиженных людей. Как Жарылкап Калыбай Родину поменял

Пристань для обиженных людей. Как Жарылкап Калыбай Родину поменял

Этот несомненно талантливый, яркий, достаточно харизматичный журналист приобрёл себе много поклонников в среде оппозиционно-либеральной интеллигенции. Теперь они вновь, стоя, аплодируют своему кумиру.
openqazaqstan
17 мая 2017 / 16:01
  • 4429
  • 57
Телохранитель корейского президента сводит мир с ума

Телохранитель корейского президента сводит мир с ума

И телохранители могут быть секс-символами! 36-летний охранник нового президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина стал невероятно популярным в последнее время.
Seattle
16 мая 2017 / 16:49
  • 3949
  • 13
Кого нам ждать: обнародована культурно-развлекательная программа EXPO-2017

Кого нам ждать: обнародована культурно-развлекательная программа EXPO-2017

Рианны не будет (как и ожидалось, в общем-то). Зато будут Мумий Тролль с Би-2, Эрос Рамазотти, 30 Seconds to Mars, и даже почему-то Limp Bizkit. А также фестивали J Azzia и "The Spirit of Tengri".
Clair-de-la-Lune
18 мая 2017 / 1:19
  • 3668
  • 8
Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Алматинские проститутки превращаются в шпионок

Попасть в притоны на алматинском проспекте Сейфуллина, которых, как бы ни старались полицейские, меньше не становится, теперь можно, только зная явки и пароли.
Mirogloff
19 мая 2017 / 13:25
  • 3434
  • 30
Нью-Йорк — другая планета. Дороги тут переходят, как в моем родном Чимкенте

Нью-Йорк — другая планета. Дороги тут переходят, как в моем родном Чимкенте

Тут нет безвкусицы, нет осуждающих взглядов на меховые тапки под вечерним платьем. Тут все одеваются как дети. Нацепили и пошли. Тоже самое и о волосах.
miyatov
17 мая 2017 / 11:09
  • 3053
  • 8
Как я погрузилась в общажный мрак – это место сделало из меня монстра

Как я погрузилась в общажный мрак – это место сделало из меня монстра

Попрощавшись с уже полюбившейся мне маленькой раздолбанной квартиркой, где соседки слезно умоляли меня остаться, я погрузилась в общажный мрак. Но тогда я этого еще не знала.
AutumnRain
17 мая 2017 / 10:07
  • 3187
  • 61