Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
21:33, 26 апреля 2013

НПО – оборотни

 

В Казахстане много НПО, которые защищают права людей. Неважно каких – детей, инвалидов, многодетных матерей, осужденных. Весь «джентльменский набор» НПО есть и в Южном Казахстане. Зарегистрировано их здесь несколько десятков. Но реально работают – единицы. Из этих работающих одна или две организации действительно делают что-то для людей, пытаются решать какие-то проблемы. Все остальные занимаются непонятно чем.

 

Хочу рассказать один случай из собственной практики. Представители правозащитной организации, опекающей заключенных, решили проверить, кому на зоне жить хорошо. Пригласили с собой и журналистов, дабы те потом подробно расписали, как проходил акт проверки, а затем эти статьи использовать в отчетностях перед грантодателями.

Комиссия в составе почти двух десятков человек прошла за решетки, сзади лязгнули захлопывающиеся задвижки и замки. Всю компанию препроводили в узкий дворик с перекрестьем решеток наверху. Там нас уже ждали заключенные, готовые ответить на все наши вопросы. «Вас бьют? Как кормят? Не обижают? Предоставляют ли возможность написать письмо с жалобой? Как вам вообще тут живется?» - деловито спрашивали НПО-шники. Зэки с энтузиазмом отвечали, что все очень хорошо «вон даже таксофон висит, с которого можно маме позвонить». Правозащитники проверили – гудит. В общем-то, на этом проверка и закончилась. Естественно, в присутствии надзирателей никто не стал с ними говорить по душам, жаловаться на житье-бытье. Глупо было на это рассчитывать. Зачем приходили? Какую цель преследовали? Скорее всего, это была демонстрация кипучей деятельности.

И вот теперь, когда я вижу во Всемирной Сети сообщения казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности (КМБПЧ и СЗ), где они пишут о том, что «побывали в такой-то зоне, встречались с заключенными, которые рассказали им о пытках и невыносимых условиях жизни», то как-то не верю им…

Но даже если представить, что действительно какой-то заключенный, доведенный до отчаяния, решился на откровения, кардинально ничего не изменится. НПО не способны решать те проблемы, на которые замахнулись. Нет ни одной сферы, ситуация в которой улучшилась бы после вмешательства НПО. Тогда к чему вся эта, пардон, возня?

Все очень просто. Делая вид, что работают, размещая свои отчеты во Всемирной сети, правозащитные организации таким образом зарабатывают себе на жизнь. Спонсоры, которые содержат такое НПО, должны быть уверены, что их деньги расходуются с толком. Но тут возникает вопрос, а зачем вообще это надо западным грантодателям? Они-то какую цель преследуют?

Вот тут как раз все очень сложно. Дело в том, что в Казахстан давно вбрасываются силы, способные повлиять на настроения граждан. Чаще всего – это международные неправительственные организации. Но зачастую используют и казахстанские организации, возможно, вслепую. Что на самом деле происходит в ситуации с правозащитными организациями, такими, как КМБПЧ и СЗ? Поддерживаемые за счет западных грантов, они должны выявлять нарушения прав заключенных, работать с администрациями тюрем, чтобы те делали условия пребывания зэков приемлемыми. Но на деле осуществить все это сложно. Закрытость пенитенциарной системы не предполагает вмешательства извне. И тогда правозащитники идут на подлоги и преувеличения ситуации, ведь если все в порядке, то кто им денег даст? А так, расписывая ужасы казахстанских тюрем, нагнетая ситуацию, НПО получают деньги на дальнейшую деятельность и безбедное существование. Это надводная часть айсберга.

В то же время такая работа не может не сказаться негативно на имидже страны. Что в свою очередь дает возможность той же Америке говорить об отсутствии демократии на территории Казахстана и пытаться ее (демократию) нам принести «на щитах миротворческих сил». Чем рьянее выполняют свои функции правозащитники, тем громче заявляют о своих намерениях об импорте демократии США.

А между тем в самой Америке не все в порядке. Впервые вопрос о сети тайных тюрем ЦРУ для подозреваемых в терроризме за пределами США был поднят еще год назад. В июне 2004 года британская газета The Observer утверждала, что в этом качестве используются тюрьма «Аль-Тамара» в Марокко, тюрьма «Мулхак аль-Мазра» и штаб-квартира местной службы госбезопасности в Египте, а также изоляторы в Азербайджане, Катаре, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах. Там к заключенным применяются пытки. Вот бы куда направить усилия правозащитников! Но Штаты, в отличие от России и Казахстана, а также других стран СНГ и близко не подпускают никого к своим правовым, юридическим, экономическим и политическим интересам. Это они могут всех поучать и контролировать.

Поэтому сейчас в нашей стране предпринимаются усилия, чтобы перекрыть возможные пути для проникновения иностранных организаций, работающих среди населения и подготавливающих почву для «цветных революций».

Парламентом Казахстана принят закон, ужесточающий порядок регистрации и деятельности международных неправительственных организаций. Отныне они обязаны проходить обязательную регистрацию в государственных органах. Им запрещается участвовать в мероприятиях, направленных на обострение социально-экономической ситуации, выражающейся в расслоении общества, организации межнациональных и межконфессиональных конфликтов, массовых беспорядков, несанкционированных митингов, шествий и демонстраций.

Закон строго регулирует финансовую деятельность иностранных организаций, которая должна быть прозрачной. Анонимные пожертвования запрещаются, а само финансирование осуществляется с согласия местных органов власти. Разработан также механизм, позволяющий временно приостанавливать деятельность любого нежелательного общественного объединения. По решению суда или прокуратуры деятельность объединения может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев.

Аналогичный закон, направленный на ужесточение контроля за деятельностью иностранных организаций, принят и в Белоруссии.

Это дает уверенность в том, что никакие НПО, по собственной воле или по заблуждению, не смогут навредить стране, а их доноры не получат необходимую информацию, которую потом можно будет использовать против нас же.

0
106
0