Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
21:50, 24 апреля 2013

Bande apArt

Классический стиль написания рецензии о кино должен:

- изобиловать стилистическими изысками

- пестреть цитатами

- журчать аналогиями

- велеречиво полемизировать на тему фильма и т.д.

 

Таким образом, рецензия в моем понимании пишется, когда все уже посмотрели фильм и хотят сравнить высоту своих суждений о нем с высотой суждения автора. Высотами суждений помериться, короче.

Я обожаю такие тексты, потому как меня меньше всего интересует, посмотрели ли мои читатели тот или иной фильм или нет. Мне важно просто выплеснуть свои мысли, выдав их за оригинальный акт словотворчества, последующий за просмотром кино.

Но не в этом случае. Есть пара тем, которые я считаю актуальными и требующими более пристального внимания именно в нашем обществе. Одна из них - современное искусство. Хочу жить в стране, где современное искусство значит немного больше, чем просто размазанные по холсту фигуры лошадей в обрамлении лучей исконно казахского солнца. И поэтому я бы хотел рассказать о фильме о современном искусстве чуть больше и чуть более понятно, чем стандартная рецензия.

Есть такой замечательный художник, один из самых великолепных представителей стрит-арта - Banksy. Он снял фильм под названием "Выход через сувенирную лавку".

Этот фильм - о стрит-арте в общем и об одном человеке, который попал в мир уличного искусства через этот самый выход через сувенирную лавку. Человек по имени Тьерри Гетта, переехавший в Лос-Анджелес француз, всю свою сознательную жизнь занимался тем, что снимал всё на камеру. Случайным образом он попадает в мир зарождавшегося в конце 1990-х стрит-арта, знакомится с его самыми выдающимися представителями на разных концах света от Лос-Анджелеса до Лондона и Парижа: Shepart Fairey, использующий образ какого-то рестлера из 1970-х, Invader, делающий мозаики космических пришельцев из 8-битной игры, Monsieur A, рисующий подмигивающих человечков на длинных ножках и др.

Blog post image

Так вот, большая часть фильма - это документальные кадры о том, как создавались творения стрит-арта по всему миру, запечатленные камерой Тьерри. Любительский гимн этому искусству, его творцам и их подчас нелегкой работе. Простые, с бытовым юмором комментарии за кадром рассказывают эту историю так, как обычный человек рассказывает историю своей жизни. Думаю, Banksy хотел этим показать, что люди, творящие уличное искусство - такие же обычные обитатели городов с присущими им чувствами, проблемами и прочими жизненными ситуациями. Что они не преступники, не хулиганы, но художники, которые несут миру свои внутренние миры, отображаемые на стенах городов.

Образ Тьерри - самый неоднозначный. Он выступает вроде бы как рассказчик, человек, который постоянно находится в гуще событий уличного искусства, который помогает художникам, может постоять на стреме, которому можно доверять, который занимается благородным делом - документирует историю современного искусства. Но в то же время его никто не воспринимает всерьез, его считают чудаковатым. Он добр и очень предан идеалам искусства, он просто фан стрит-арта. Но не более чем фан, с префиксом "про-".

Как режиссер Тьерри так и не состоялся. Ему не хватает упорядоченности, целостности, гармонии, присущей настоящей красоте. Он просто человек с камерой, который не умеет монтировать отснятый материал.

Тогда Banksy рекомендует ему просто взять и попробовать себя в искусстве. Организовать выставку, пока сам Banksy будет снимать фильм на основе накопленного Тьерри более чем 10-летнего материала.

Тьерри привносит в искусство стрит- (или уже не совсем стрит-) арта нечто новое. Уорхолический масштаб, гигантоманию, промышленный размах, напичкивая картины бесконечными вариациями образов, списанных с других художников. Ему нравится идея искусства как противодействия манипуляции сознанием. И он борется с этой манипуляцией её же способами. Он умудряется обессмыслить бессмысленные образы поп-арта, копируя уорхоловы принты знаменитых людей. Разноцветный, как Мао или Монро, Спок, например. Или Элвис с игрушечным автоматом вместо гитары.

Получается довольно мило, просто и глупо. И Тьерри ждет успех. Художники, имевшие отношение к его успеху, относятся к нему неоднозначно. Одни - с легкой иронией по поводу масштабов и неоригинальности, другие - подчеркнуто корректно и демократично (сам Banksy говорит, что он всегда за то, чтобы его знакомые и просто люди занимались искусством).

В-общем, Тьерри, этому любителю, посвятившему свою жизнь беспорядочному созерцанию искусства улиц, удается войти в мир искусства не через муки поиска себя, своего стиля, а с другой стороны - со стороны посетителя музея, который увидел всё, что может быть в изобразительном искусстве, и на готовом соорудил свой успех. Вот, в принципе, и весь сюжет.

Теперь вкратце о моих впечатлениях. Я до конца фильма не хотел верить в то, что этот фильм о Тьерри. Я ждал всё больше и больше Banksy в нем. Но Banksy в нем лишь голос рассказчика, который незаметно перехватывает камеру у Тьерри где-то на 60-й минуте. Но всё же, для меня этот фильм о стрит-арте в целом и о его вопросах.

Устами Тьерри, других художников и самого Banksy фильм рассказывает о том, как важно искусство там, на улицах. Как важен проповедуемый этим искусством подтекст. Как важно, что художники используют стены - материал, который мы, обычные люди, видим ежедневно вокруг нас. Очень нужно, чтобы максимальное число людей видело то, что хотят показать художники, там, на улицах, а не в галереях, куда устремились эти художники, когда их работы начали ценить. В этом смысле Тьерри как художник с успешными выставками в галереях куда менее ценен, чем как зритель, который любит снимать всё на камеру.

Недолговечность уличного искусства - это его проблема и его прелесть. Сегодня оно есть, а завтра его смоют со стен. И что еще более важно, на улицах ты видишь искусство в том контексте, который волнует эти улицы. Стена - как экран. Стена - как проекция жизни на улицах. Стена как окно, сквозь которое видны общество и его проблемы. Как стена на Западном берегу Иордана, в которой Banksy прорубил дыру в лучшую для палестинцев жизнь с морем и пальмами. Вернее, в иллюзию жизни, которую умеет нарисовать только художник на грязных серых стенах.

Blog post imageBlog post image

P.S. Подборка еще крутых фильмов про современное искусство:

- Basquiat (1996) - с крутейшими актерами современности вроде Гэри Олдмена, Дэниса Хоппера, Бениссио дель Торо и, ладно, Клэр Форлани. С фильмом Banksy его роднит граффити маленькой короны, образа, сознанного Жан-Мишелем Баскиа, используемого в обоих фильмах.

- Factory Girl (2006) - о Идди Сэджвик, одной из муз Энди Уорхола, с великолепно исполненным Гаем Пирсом образом оного.

- A brief history of John Baldessari - смешная, ироничная короткометражка о ценностях современного искусства в лице одного его представителя.

5
609
3