Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
00:20, 04 апреля 2013

Эта штука сильнее «Фауста» Гёте — это «Фауст» Гуно на сцене ГАТОБ им. Абая!

Blog post image

30 марта 2013 года прошла одна из самых интересных опер ГАТОБа – «Фауст» Шарля Гуно. Я много раз была на этой опере, и в зависимости от исполнителей – это были совсем разные оперы. Наш театр поворачивается к своим зрителям, как избушка на курьих ножках, то лицом, то задом. Я писала рецензии на ct.kz по горячим следам, поэтому легко восстановила все свои впечатления и мысли.

В первый раз пришла в оперный театр, когда как раз показывали Фауста, это было несколько лет тому назад. Фауста исполнял заслуженный артист больших и малых театров РК Мурат Шалабаев, ныне зам. директора по творческим вопросам, Маргариту – Римма Вальтер, Зибеля – пела Сара Ищанова, Мефистофеля – Жалиль Гизатулин, Валентина исполнил Болат Жомартов.

Я увидела убогие шаткие декорации, нестройный хор, несобранный оркестр, Фауста, противного старого козла с белой бородой, который в дымах пламени превратился вдруг в молодого барана, блеющего чего-то. Поразил костюм главного героя, Фауст был одет по средневековой моде, розовые чулочки, туфли с пряжками и короткие шортики с разрезами, все это делало его похожим на пышнозадого пупса. Противного донельзя. Вот идет, потупившись, Маргарита в чепце, из-под которого торчат горчичного цвета косицы, корпулентная, грубая, с грацией колоды. Пение Маргариты не поддается описанию, она издает неестественные звуки, противные и раскаченные, верха берет с таким надсадом, что у зрителей горло начинает болеть. Выражение лица у Маргариты неподвижное, злое, и какое-то чугунное. Помню, поет она чего-то там, и крутит прялку, прялка издает ЗВУК, этот монотонный скрежет заглушает оркестр, она все крутит и крутит, прядет и прядет. Какой же нужно быть немузыкальной, чтобы так стучать! Или глухая? Почему колесо не смазали? Я нервная! Я не могу слушать музыку со стуком! Зибель – немолодой юноша с богатыми женственными формами, поёт раскаченным голосом, ещё одно испытание для ушей. Мефистофель, поразивший актерской игрой, зато певший плохо, он старался и хлопотал, как мог. Пузатый Валентин, другого впечатления он не оставил. Ходили пейзане, плясали балетные, что-то происходило. Музыки я не услышала, ни одной мелодии, смысл оперы остался темным, вот прялку помню, в общем, полная лажа. Зал полупустой, публика расхоложенная. В конце жидкие вежливые аплодисменты. Ух, отмучились. Какое убожество и провинциализм! К театру на пушечный выстрел больше не подойду. В этот театр следующий раз попаду только из говномёта рогатки! Я оказалась стрессоустойчивой, сама от себя не ожидала, все-таки попала в театр еще, и мне там понравилось.  А сколько зрителей, в первый раз туда случайно пришедших, попавших на парочку Вальтер-Шалабаев, или на одного из них, больше никогда не вернулись, я читала об этом на форумах. Достаточно одного очень плохого исполнителя – и это загубит на корню коллективный труд оркестра, дирижёра, хора и потрясающих, самых наилучших солистов, как ложка керосина бочку с молоком и мёдом. Проверено!

Следующего Фауста исполнял приглашенный тенор из Ташкента Нормумин Султонов, Мефистофеля – бас оттуда же, Кирилл Борчанинов. Маргариту спела наша
звезда из Франции Майра Мухаметкызы. Валентина – Андрей Трегубенко, Зибеля –Оксана Давыденко. В этой постановке появился смысл, заиграла музыка, то есть ее стало «слышно». Нормумин Султонов по сравнению с Шалабаевым – Карузо, но сам по себе, без сравнения с Шалабаевым – это легковесный лирический жидкий тенор, когда он пел, было скучно, он не попадал под оркестр, очень возможно, что это оркестр под него не попадал (такой оркестр!). Но он пел, а не блеял, его было слышно. В костюме с розовыми колготками этот Фауст смотрелся так же противно и женоподобно, как и тот, в исполнении заслуженного артиста Казахстана. Тогда я поняла, что это замысел режиссера – показать Фауста неприятным, нечего старому греховоднику лезть на брачный рынок! Когда в конце второго акта Фауст упал на Маргариту для грешного соития, я стыдливо отвернулась. Вспомнилось мне стихотворение декадентского поэта Брюсова «О, прикрой свои бледные ноги!...».

Майра партию Маргариты исполнила на французском. Вся рота не в ногу, а Майра – в ногу! Просто приезд Марио дель Монако за железный занавес в Большой театр 59 году! Тогда все пели «Кармен» на русском, а он пел Хозе на французском. Маргарита в исполнении Майры получилась провинциальной дурочкой, потупившейся святошей, унылой девушкой, занудой и мещаночкой без морального стержня. Внешний вид был в стиле Марфутки, исполненной Инной Чуриковой в фильме «Морозко», с такими косицами соломенного цвета. Как она могла влюбиться в мерзкого Фауста, не понятно, история выглядит извращением, или героиня – придуковата, такого Фауста полюбить невозможно в принципе. Сам сюжет получился вульгарным, о таком пишут в районных газетах в криминальной хронике: убила ребеночка, сидит в тюрьме на измене. Самую знаменитую арию «О Дьё! Ке де бижуа!» - «О! Какая Бижутерия!» спела совершенно не зажигательно, зато финал, со сценой безумия и дикими выкриками – исполнила так, что у нас кровь застыла в жилах. Все-таки она великая актриса и певица, просто так получилось в тот день. Я хочу еще раз послушать ее Маргариту.

Зато был прекрасный Валентин, лучший Валентин ГАТОБа, в исполнении Андрея Трегубенко. Голос у него глубокий, звучный, красивый, артист он выдающийся, создал образ благородного молодого воина, защитника чести сестры, на его фехтование приятно было смотреть. И пел он не просто, а с глубоким смыслом.

Кирилл Борчанинов поразил, это вылитый Мефистофель. Здоровый демонический мужчина, кувыркался по сцене как айкидошник. Он любимец алматинской публики, отхватил больше всех рукоплесканий и криков «браво». Голос – высокий бас, нижние ноты у него не всегда на «низоте», но пение драматическое, когда надо он глумлив, когда надо страшен. Зибеля спела молодая Оксана Давыденко со свежим голосом, сразу «зазвучала» прелестная ария «Расскажите вы ей, цветы мои», вот честное слово, в первый раз, в исполнении Сары Ищановой, великой певицы и актрисы, меццо-сопрано с по-настоящему большим и красивым голосом – я даже мелодии не уловила, пела она спустя рукава, закатав штаны.

Этот «Фауст» уже был интереснее, появился сюжет, заставляющий задуматься. Правда, это было совсем не то, что задумал Шарль Гуно с либреттистами, переработавших первую часть Гётевского «Фауста». Был ещё один «Фауст» в том же составе, за исключением Маргариты, ее исполнила примадонна Нуржамал Усенбаева. То же впечатление - опера прошла достойно, смысловые акценты не изменились. Видите, как часто я ходила на Фауста!

И наконец!

В прошлом году в партию Фауста в первый раз ввёлся молодой тенор ГАТОБ Нуржан Бажекенов. Состав был хороший: Нуржамал Усенбаева, Кирил Борчанинов,  Салтанат Муратбекова (Зибель) и Болат Жомартов (Валентин). И постановка совершенно преобразилась. В опере появился смысл, который в него еще Гёте с Гуно вложили, я вслушалась в слова и они меня поразили. Фауст в исполнении Бажекенова – философ, ученый, на склоне лет, весь дряхлый и согбенный. Он проклял свой труд, потому что не снискал истины, проклял свою жизнь книжного червя. Тут как тут появился враг рода человеческого с соблазнами. И Фауст выбрал то, чего был лишен – жизнь и любовь. Нуржамал Усенбаева, вдохновленная таким партнером, зажигала. Это великая певица и актриса. Маргарита получилась другой: красивая, одинокая девушка, сирота, у которой брат на войне, сестра умерла, и родители в могиле. Она молода и жаждет любви. Видит молодого и красивого Фауста и влюбляется в него. Такого можно полюбить, потому что это первый в ГАТОБе Фауст по-мужски привлекательный, хорошо поющий, и хорошо играющий к тому же! (Еще был Султан Байсултанов, но это было давно, что было еще раньше – я не знаю). Нуржамал была в лучшей форме, виртуозность с которой она выполняла труднейшие пассажи, это звонкость необыкновенная, эти вибрато и трели – высокий класс.

Фауст имеет и любящую душу, и совесть и нравственное чувство, просто он связался с дьяволом, который глумится и все вокруг себя превращает в пошлость и ад. И не просто глумится, а реально вредит, подталкивает на дурное, люди вокруг него теряют уверенность, надежду, веру, он вгоняет людей в депрессию и сеет смерть. Ему известны все движения человеческих чувств, он это видел сто раз и ему они смешны. Фауст игрушка в его руках, он поступает так, а не иначе, потому что его дьявол подталкивает. Сложился актерски-певческий ансамбль, и опера предстала в истинном свете, как высокая трагедия. Даже эпизодические персонажи были прекрасны: Салтанат Муратбекова в партии юноши Зибеля была великолепна, двигалась с мальчишеской грацией. Она, конечно не меццо, а настоящая редкая контральто, по моему мнению, и это дало партии необходимую ей андрогинность.

Фауст от 30 марта 2013 года по случайности шел в том же составе, что и год назад. Нуржан Бажекенов нашел новые грани характера своего героя. Фауст у него
очень красивый, галантный, но пресыщенный, скучающий и отстраненный, видно, что ему уже много лет, и кровь холодная, с Мефистофелем говорит через губу, пока на этом свете тот ему прислуживает. В отношении с Маргаритой он уже не такой включенный и пылкий, сразу видно, что он ее покинет, и в этом правда жизни! Как и в прошлом году, Фауст не падал похотливо на Маргариту, любовная история была сделана целомудренно. И это хорошо. Нуржамал была прекрасна, это лучшая Маргарита, которую я видела в ГАТОБе.

Кирилл Борчанинов был как всегда, выразителен. В куплетах он был так глумлив, «Охохо-Ахаха» так сделал, что мне в этот раз вспомнился Федя в исполнении Алексея Смирнова из фильма Гайдая про Шурика. Все это вызвало восторг и бешеные аплодисменты в зале. Услышала реплику в зале, что у нас партию Мефистофеля петь некому, только Кирилл может, подумала, а почему не попробует эту партию прекрасный бас с лучшими, чем у Кирилла голосовыми данными – молодой Болат Есимханов. Я понимаю, партия Мефистофеля написана для высокого баса-кантанте, а Болат обладатель ценного и редкого центрального баса. Не знаю. Но Болат, верьте мне, артистичный, темпераментный и харизматичный, ему по силам сделать эту роль. Рыскен Меденова прекрасно спела второстепенную роль Марты. Давно я не слышала столь хороший голос в этой партии, дуэт и квартет совершенно по-иному зазвучали. Вот что значит правильный ансамбль исполнителей!

Чем больше я слушаю «Фауста», тем яснее мне становится, что это великая опера, новые грани открываются. В прошлый раз до меня вдруг дошло, чем французская опера отличается от других опер, например, итальянской. Французская опера это музыкальная стихия, сложная и полифоническая, которая разбавляется легкими песнями и танцами. Несмотря на галльскую легкость, живость и танцевальность – музыка в опере религиозная, католическая. Шарль Гуно был человеком религиозным, хотел даже уйти в монастырь, некоторое время он жил в
аббатстве и носил сутану. Последние его произведения – это церковная музыка, он автор гимна Ватикана. В этот раз у меня возникла зрительная визуализация музыки. Со звуками увертюры я вообразила полет сначала над густым средневековым лесом, потом подлет к городу Виттенбергу, где жил доктор Иоганн Фауст, чернокнижник, как будто я в средние века уже летала в тех местах на метле, с горы Гарц, с празднования Вальпургиевой ночи. И как при этом раздражает праздная болтовня сзади сидящей старухи! Эти старухи! Неужели и я такой буду??? Зачем они вообще в оперу ходят, если их не интересует музыка? Они пришли сюжет посмотреть? На Кирилла Борчанинова полюбоваться? Ломают мне мои невинные удовольствия.

Но удовольствие получить было затруднительно и без старух, оркестр был не собран и фальшив. Музыканты неумелые, это не виртуозы, нет! Вот с кем приходится иметь дело Ерболату Ахмедьярову. Недавно по интернету ходил список высказываний дирижеров, типа: «Осталось три репетиции до позора!» или: «Фаготы
еще в рот не взяли, а тромбоны уже кончили». Мне показалось актуальной такое высказывание: «Музыканты, играющий фальшиво – должны сидеть в тюрьме наравне с фальшивомонетчиками!». Согласна! Аминь!

Я надеюсь, если кому стало интересно, они сходят на эту оперу в хорошем составе.

Blog post image

2
727
1