Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
15
05:07, 12 марта 2013

Казахский язык...

На сегодняшний день невозможно отрицать, что в Казахстане существует так называемая «проблема казахского языка» и в нашем обществе имеются разные взгляды на данную проблему, нередко совершено полярные друг от друга…

Пусть говорят

На момент распада союза в силу ряда причин русский язык имел достаточно крепкие позиции в Казахстане, и на тот момент, учитывая интересы общества в целом, государство в вопросе языков решило придерживаться политики плавной передачи лидирующей позиции казахскому языку.  По сути, казалось, что даже без особого вмешательства казахский язык эволюционным путем заполнит все сферы жизни нашего общества, предполагалось что, прежде всего, казахи окажутся локомотивом, который приведет все общество в целом к использованию казахского языка. Но на практике дело пошло не так быстро как это ожидалось изначально, в этой связи у определенной части нашего общества стало нарастать недовольство по поводу положения казахского языка в современном обществе.

Их высказывания о необходимости немедленного изменения ситуации были приятны неоднозначно и начало образовываться некоторая напряженность, в силу ряда причин, основная дискуссионная площадка переместилась на просторы интернета. Здесь уместно заметить, что истина не всегда рождается в споре, особенно если лица оппонентов прикрыты вуалью всемирной паутины. И вполне логично, что на практике все эти дебаты в большинстве случаев заканчиваются взаимными упреками и порой даже откровенными оскорблениями. В результате получается, что обе стороны занимаются непрерывным спором ради спора, тем самым безостановочно подбрасывая дрова в огонь взаимораздражения при этом попутно раскидывают угольки на остальную часть населения и за счет этого расширяя ряды с обеих сторон. Для стороннего наблюдателя все это кажется вакханалией в стиле худших выпусков передачи «пусть говорят».

Кажется, пришло время всем им остановится и принять истину, которая лежит на середине и является компромиссным для обеих сторон. Одна сторона должна согласиться с тем, что не нужно торопить коней и дать время казахскому языку продолжит свое плавное внедрение, а с другой стороны нужно понять, что в любом случае рано или поздно необходимо будет изучить казахский язык.

Речевые потоки.

Те кто ратует за казахский язык должны понимать что русский язык все это время удерживает свои позиции не потому что есть какой то иезуитский заговор против казахского языка а прежде всего из-за его востребованности в обществе в том виде которое оно есть сейчас. Следует помнить, что использование обществом языка это явление не физическое, а социальное и можно сказать живое это как текущая река, которая выбирает те русла, которые ей наиболее удобны. Другой вопрос что поля, которые нужно орошать находятся не совсем рядом с этим руслом реки и поэтому государством прорывается канал, который в конечном итоге приведет воды к нужным полям и это только на начальном этапе кажется, что русло и канал находятся рядом, в реальности учитывая, что угол наклона все же есть в дальнейшем, канал и нынешнее русло будут все больше и больше отдалятся друг от друга. В случае же резкого поворота канала на 90 градусов, мы не сможем ничего добиться, так как вода будет переливаться через края такого канала, в конечном результате мы не только не сможем привести воды к нужным полям, но и затопим поля, которые мы до этого возделывали.

Разделяй и властвуй…

Отдельное внимание нужно обратить на то чтобы борьба за казахский язык не принимала никакого национального оттенка, давайте честно признаем, что не неказахи сдерживают внедрение казахского языка, а сами казахи, которые не совсем хорошо знают казахский язык. А устраивать разделение среди казахов и подстрекать, чтобы брат шел на брата это сверх тупизма. Посмотрите на историю даже на новейшую, после второй мировой СССР с союзниками можно сказать разделили Германию и Корею на два лагеря (коммунистическую и капиталистическую). Что в итоге произошло, немцы как народ не стали делиться они все время сохраняли дух единства и сейчас они процветают. Корея пошла на поводу внешних сил и начали делиться, в конце концов, началась братоубийственная война результат которой - корейцы до сих пор живут, отгородившись минным полем и продолжают грозить друг другу уничтожением.

Также не стоит повторять дурной пример скинхедов, которые, называя себя патриотами России, сами не осознают, как становятся орудием, направленным против России используемый внешними силами. Скинхедовское движение со своим лозунгом Россия для русских крайне невыгодна для государства России, которая по сущности является империей состоящая из множества стран и все эти заигрывания с национализмом могут привести ко второй Чечне. По сути, скинхеды пилят сук, на котором сидят и их в этом деле всяческий поддерживают внешние силы.

Не следует думать, что в борьбе за свои убеждения все средства хороши, в том числе и деструктивные, выкрикивая лозунги нужно придерживаться определенных норм и не пытаться выпускать джина которого потом не сможете контролировать, никто от этого не выиграет. Я не фанат существующей власти, но считаю что плохая власть лучше хорошей анархии. Посмотрите на примеры всех стран, которые пошли по пути анархии   никто не выиграл, единственное чего добились, это превратили свою страну в тушу для кокпара в игре больших стран. Ненужно примерять на себя роль Герострата и остаться в истории как тот, кто поджег степь.

Государственный язык.

Те же, кто пытается выступать против внедрения казахского языка также должны быть более осмотрительнее в используемых оборотах речи потому как каждое едкое замечание играет только против них же.  Люди должны признать, что в Казахстане для русского языка созданы одни из лучших возможностей по сравнению с другими странами  СНГ и мира (за логичным исключением России) вместе с тем не стоит забывать о неизменной положительной государственной позиции по отношению к русскому языку, вспомните хоть последнее послание президента страны. В этой связи им не стоит перегибать палку, и требовать еще большего говоря, что они не хотят изучать государственный язык, страны, гражданами которого они являются.

Что делать…

Государству следует прекратить неэффективные программы, которые направлены на все общество в целом, вместе этого нужно проводить точечную работу, необходимо определить четкие целевые группы на каждую из них нужно работать отдельно.

Все это время основной упор государство делало на агитацию и на открытие учебных центов для обучения с нуля, при этом, оставляя без внимания тех которые в принципе знают казахский язык, но не столь хорошо. В жизни таких людей, образно говоря, казахский язык это праздничный чапан который он надевает на семейные и иные торжества, а также тюбетейка, которую он носит в гостях у бабушки, в то время как русский язык это основной деловой костюм, который он одевает на работу. Это означает, что хоть человек в принципе и знает казахский язык (на бытовом уровне) он продолжает использовать русский язык и делает это, прежде всего из-за отсутствия опыта использования делового стиля казахского языка.  Для такой категории людей нужно разработать совершенно иную программу, где основной упор будет сделан на развитие, прежде всего культуры использования делового стиля. К примеру, необходимо разработать компьютерную программу, которая будет не просто разговорником с набором речевых оборотов в деловой сфере, а будет полноценным ресурсом поддержки казахского языка в работе среднестатистического сотрудника. Здесь должна быть систематизированная база шаблонов абсолютно всех документов, которые существуют в стране (по сути это будет собранием эталонов единых по всей стране, в последующем при деловой переписке не будет возникать разночтении). Выложить различные программы самоучители (видео и аудио уроки), которые позволять подтянуть общие знания казахского языка, а также все инструменты, которые позволять максимально упростить использование казахского языка в своей работе. Качественную программу редактор, не просто с проверкой орфографии и предложением лучших форм, но с более широкими возможностями использования (с элементами обучения). Электронные словари, качественные переводчики текстов и т.п..

В конечном результате нужно создать такой ресурс, чтобы человек, если пожелал написать на казахском языке документ любой формы и сложности он смог это легко сделать с помощью данного ресурса, не обращаясь к штатному переводчику. О востребованности такого ресурса говорит пример с сайтом sozdik.kz который, по сути, является просто электронным словарем с русского на казахский и обратно и ничего более, но при этом сайт, с ежедневными 20 тысячными уникальными посещениями, занимает 19 место по посещаемости в Казахстане, в стране мало СМИ, которые могли бы похвастаться такой посещаемостью.

Это только один пример того что можно сделать, а основная мысль заключается в том что необходимо искать подходы, специализированно нацеленные на данную категорию людей. Так как с данной категорией людей сравнительно легче добиться результата использования казахского языка, в том числе и в деловой сфере, тем самым обеспечив знаковый переломный момент в обществе. Следует помнить, что данная категория людей занимает существенный пласт в госструктурах и в нацкомпаниях, в случае если они начнут использовать казахский язык в своей работе, начнется формироваться казахскоговорящая среда в деловой сфере.  Что в свою очередь не останется незамеченным и в конечном итоге, если наметиться «крен маятника» дальше по инерции все будет идти быстрее.

В первый раз…

Говоря о тех, кто совершенно не знает казахского языка нужно изначально сделать упор на молодежь, так как с людьми старшего возраста сложнее будет добиться качественного результата. Учитывая, что основная целевая группа это будет молодежь необходимо максимально использовать возможности интернета в деле обучения языку. Также интернет имеет ряд неоценимых преимуществ, которых нет в других сферах. В первую очередь любой материал выложенный в сети наиболее доступен для населения а также не требует миллионных затрат на печать в типографии и можно сказать имеет неограниченный тираж и что наиболее важно он мобилен и интерактивен что позволит быстро узнавать о реальных потребностях а также своевременно реагировать на них.

Необходимо разработать мощный сайт с качественным наполнением инструментов для изучения языка. А также консолидировать здесь все программы по развитию языка, которые есть в республике, а также все языковые учебные центры страны. Создать площадку для дистанционного обучения с виртуальными классами в онлайн режиме. Разработать различные учебные программы, подготовленные на мировых аналогах обучения других языков. Всевозможные компьютерные программы для обучения языку и т.п.. В конечном итоге нужно создать ресурс, где любой желающий мог получить все новейшие разработки в области обучения, которые есть в стране, а также узнать обо всех условиях существующих конкретно в его городе. Также при желании начать дистанционное или очное обучение.

На данном ресурсе необходимо собрать воедино, наибольшее количество репетиторов желающих обучать языку. В дальнейшем учитывая, что у обучающихся будет право выбора репетитора, эволюционным путем останутся только наиболее подходящие репетиторы, последующим образуя костяк репетиторов, которые будут качественно и доступно обучать желающих (некоторые казаховеды слишком эмоциональны в вопросе преподавания языка, а также пытаются обучать чрезмерно углубленно тем самым неоправданно осложняя процесс обучения).  Все эти услуги должны предоставляться за счет государства.

Дополнительным плюсом создания единого ресурса поддержки казахского языка будет наличие реальной статистики людей, которые реально изучают язык, а также на будущее отслеживать тенденцию, которая будет наблюдаться в обществе. Вместе с тем будет наличие возможности быстрого и массового контакта с необходимой группой лиц, в случае если у государства возникнут новые предложения.

Дружба народов.

Государство должно постараться повернуть вопрос изучения казахского языка в предмет сближения народов. Казахский народ неизбалован интересом других народов к казахскому языку и когда представитель любой другой национальности начинает изучать казахский язык, это принимается казахами с большим радушием. Нужно использовать данный факт во благо, к примеру, можно, по стране запустить акцию условно называемую «среда». Смысл, которой будет заключаться в том, чтобы любой обучающиеся языку и желающий практиковать свои навыки мог получить какой то отличительный знак, к примеру, значок с определенной символикой. Ношение, которого на улице, работе или досуге будет сигнализировать остальным, что данный человек изучает казахский язык и желает его практиковать и просит всех кто знает казахский помочь ему и контактировать с ним на казахском языке. Большая часть казахского населения будет только рада помочь такому человеку и в целом отношение к данному человеку будет максимально позитивное, а вместе с тем создаст для обучаемого необходимую казахскоговорящую среду, а также позволит практиковать свои знания, не стесняясь совершать ошибки.

Учтивая что некоторым это покажется неудобным, больший упор необходимо сделать на дублирующую акцию «среда» на ресурсе (сайте) Для её реализации необходимо будет привлечь волонтеров из числа двуязычных казахов, которые в свободное время будут помогать обучающимся практикой языка (заранее обозначается условная ситуация и тема), можно это организовать на подобие конференции в Skype с видео или только аудио связью. Целью должно быть создание среды для обучающихся, а также постараться привлечь в эту «игру» как можно больше людей и в процессе окажется, что все эти люди делают какое-то совместное дело и тем самым нужно постараться создать атмосферу солидарности.

Все вышесказанное это только просто пример, согласен, что все это звучит наивно, но если всему этому дать хорошую информационную поддержку в СМИ и завлечь всю агитмашину государства, то в принципе идея кажется не совсем утопичной

Честно говоря не совсем уверен в возможном успехе такой акции как «среда» и по сути это является только примером того что можно было бы сделать, а  неоспоримым здесь является то, что пришло время государству от агитаций, перейти к созданию нормальных условий для изучения языка с четким разделением целевых групп, в этом есть твердая уверенность. Хотелось бы заметить, что нет призыва, чтобы данная работа велась в ущерб решению наиболее важных экономических вопросов в стране,  вопрос стоит в том, чтобы уже выделяемый бюджет использовался более эффективно и те люди, которые являются ответственными за языковой вопрос, более эффективно работали и отрабатывали свой хлеб.

15