Добрый день дорогие ювиженцы. Сегодня мы "Келиндер мектеби" хотели бы ответить на комментарий к нашему посту "КЕЛИН - кто такая"
Комментарий звучал буквально вот так:
Я думал что "школа невест" это шутка. Есть те вещи, которым нельзя научится в школе или ВУЗе. Свадьба и замужество, как раз к ним относится
И поэтому мы решили рассказать вам о институтах благородных девиц которые существовали еще до нас и почему эта традиции была, но временно исчезла. В чем была суть этих институтов и самое главное этим постом мы хотим доказать необходимость обучения этим навыкам
1) Ну начнем наверное с самой первой школы благородных девиц - Института Святого Людовика. Это школа, являлась первой светской женской школой Европы послужившей образцом для многих подобных заведений в странах Европы включая Смольный институт в Санкт-Петербурге. Инициатором создания и первым руководителем была мадам де Ментенон - вторая жена короля Людовика 14. По ее настоянию король в 1684 году распорядился организовать учреждение для воспитания 250 благородных девиц - сирот либо дочерей обедневших дворян, которые виду сложного материального положения были не в состоянии дать дочерям достойного образования.
До создания Сен-Сира женского образование находилось всецело в руках церкви. Мадам де Ментенон настояла на том, чтобы программа обучения была шире той, что использовалась в женских монастырях. К примеру воспитанницам разрешалось принимать участие в театральных постановоках. Специально для этой цели Расин написал трагедии "Эсфирь" и "Атилия". После смерти короля в 1715 году мадам де Ментенон удалилась в Сен-Сир, где провела последние годы жизни. В 1717 году здесь ее посетил царь Петр 1, которого заинтересовал проект учебного заведения для женщин.
2) Институты благородных девиц в Российской империи
Женские институты - российские учебные заведения учреждений императрицы Марии, в которой воспитывались за казенный счет девушки (называемые в то время "девицы") привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счет - также дочери купцов, почетных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так называемым неподатным состоянием.
Почти все институты были причислены к 1 разряду женских учебных заведений. Число всех учащихся в институтах - около 7 500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.
Всего по России было 30 институтов - в Санкт-Петербурге, в Москве, в губерниях как Одесса, Киев, Казань, Варшава и т.д.
Вот самые известные институты благородных девиц:
- Смольный институт (Императорское Воспитательное общество благородных девиц). Основан 5 мая 1764 г.
- Екатерининский институт в Санкт-Петербурге (Петербургское училище ордена св. Екатерины). Основан в 1798 году.
- Московский (Московское училище ордена св. Екатерины). Основан в 1802 г.
- Харьковский. (Екатерининский институт в Харькове). Основан в 1811 г.
- Тифлисский, 1820-1830-е гг.
- Киевский, 1838 г.
- Белостокский, утверждён устав — 6 ноября 1837 г., торжественное открытие — 1 ноября 1841 г.
- Казанский (Родионовский), 1841 г.
- Иркутский, 1 июля 1845 г.
- Саратовский, 1857 г.
- Мариинский, 1853 г.
- Николаевский Оренбургский
- Александринский Тамбовский
3) Самым известным институтом благородных девиц в Российской империи был Смольный институт благородных девиц про который стоит написать подробнее.
Институт основан по инициативе И.И.Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 1764 года и первоначально назывался "Императорское воспитательное общество благородных девиц". Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".
Екатерина, поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить заведение на подобии Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведении не старше 6 лет и оставаться там 12 лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни пол каким предлогом до истечения этого срока.
Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитию и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать "новую породу людей". Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, "чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих с младенческих годах сему учрежденного воспитанию".
Информацию про выпускниц Смольного института благородных девиц можно увидеть здесь где можно увидеть почти всех жен высокопоставленных мужчин того времени Российской империи. Этот институт работал с 1776 года по 1817 года.
4) Если в той же википедии откуда я брала всю эту информацию набрать слово "институт благородных девиц" выходит следующий текст:
Типичная программа курса: этикет, протокола, "ноу-хау жизни", искусство гостеприимства, сервиса, курс уборки в доме, курс кухни, курс декорации и т.д.
Ноу-хау жизни - способность жить в жизни хорошо, с умственными удовольствиями, встречая каждую ситуацию в равновесии, самообладании, в хороших манерах и с элегантностью.
Славится своими частными пансионатами благородных девиц Швейцария, например такими, как Институт Вилла Пьерфе или Институт Алпин Видеманетте где училась Диана, принцесса Уэльская и Mon Fertile, где частично получила образование Камилла, герцогиня Корнуолл. Школой, сделавшей Швейцарию известной этими учреждениями, был институт Вила Монт Чойси, который был основан в 1870 году, а закрыт в 1995. Другая заметная школа - Институт Chateou Beatu-Cedre, закрывшей в 2002 году.
Словоосочетание finishing school также используется в американском диалекте английского для обозначения некоторых женских колледжей, в первую очередь на восточном побережье США, которые были известные своей направленностью в подготовке студенток для брака. В 1960 году, многие из этих школ перестали существовать в результате трудностей, вытекающих из того, что у родителей снизился интерес к оплате такого обучения для своих дочерей, а также появления феминизма который облегчил их дочерям следование более возвышенным целям.
Вся информация была взята wikipedia.com
________________________________________________________________________
Итак учебные заведения в которых обучали женщин навыкам семейной жизни существовали аж с 1684 года. т.е с 17 века была целая система обучения и естественно критерии "идеальной жены" того времени. Конечно нельзя обойти тот факт что, это были будущие жены мужчин высокого сословия, высокого материального положения (там не учили гладить, стирать и т.д., а учили правильно вести себя в обществе). И девушки которые отучаться в подобных школах имели возможность выйти замуж за мужчину высокого сословия. т.е. подобные школы давали престиж и повышали уровень, статус девушки перед замужеством - выражаясь современным языком.
Конечно времена изменились, сейчас во первых иные критерии "идеальной жены", во вторых сейчас девушки имеют право получать образование по определенным специальностям и имеют право работать и даже зарабатывать неплохие деньги по полученной специальности по сравнению с тем временем, когда женщинам вообще запрещалось работать.
Мало того, хочется заметить что нынешняя женщина которая пережила даже феминизм, сексуальную революцию, финансовые кризисы в мире уже должна уметь намного больше чем, та которая училась в институте благородных девиц 1684 года. Конечно, конечно я утрирую, но согласитесь нынешняя женщина не должна быть просто красивым атрибутом мужчины, и просто красиво выглядеть и правильно танцевать вальс.
Мы сейчас намного образованны и понимаем почему бывают разводы и насколько плохо сказывается на психике детей, если родители разведены. Мы понимаем важность понимания мужской и женской психологии, понимаем важность любви и вообще знаем уже намного больше. И сейчас должны уметь намного больше, чтобы брак был не просто записью в паспорте или необходимостью в обществе, а настоящей опорой в жизни, тылом который всегда поможет и защитит. Сейчас мы понимаем что брак это команда, сплоченная, крепкая команда которая не даст малейшим невзгодам сломаться и будет вдохновением для достижения успеха в жизни и воспитания счастливых детей.
____________________________________________________________________
Начиная исследовать эту тему я не могла не коснуться и иных институтов обучения женщин. Но эти школы открывались по иной причине. Не по причине престижа и возможности выйти замуж за мужчину высокого сословия, а по причине конкуренции в "своей сфере". Хочется сказать что возможно из за этой самой конкуренции в этих школах возможно учили "более эффективным" навыкам сохранения семьи, которые исключались как навыки семейной жизни в институтах благородных девиц.
Возможно из за этого мужчинам порой сложно представить жену и госпожой в обществе, и хозяйкой на кухне, так еще и любовницей в постели.
5) Школа гетер
В 7 и 4 веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии - снимать не только физическое сексуальное напряжение мужчины, но и развлекать его интеллектуально. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоить путать их с проститутками (порнайи). Социальный статус гетер был достаточно высок.
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
И естественно для них тоже существовали школы для гетер.
Знаменитые гетеры:
Археанасса (подруга философа Платона),
Аспазия (на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл),
Герпелис (любовница философа Аристотеля и мать его сына),
Сапфо (поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала)
Таис Афинская (возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера) и другие гетеры
6) Школа куртизанок
Куртизанка - термин, употреблявшийся по отношению к проститутке работавшей в высших слоях общества начиная с эпохи Ренессанса до начала 20 века.
Также следует отличать куртизанок от содержанок и королевских фавориток. Классическими являются венецианские и римские куртизанки 15-16 веков. Вторая волна приходится на 19 век, который славился прекраснейшими дамами полусвета, которые обычно дополнительно были актрисами или певицами.
Основная характеристика "честных куртизанок" - состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. "Честная" куртизанка имела свою определенную независимость, и обладала свободой передвижения. Она была обучена правилась хорошего поведения, умела вести застольную беседу, а иногда являлась обладательницей высокой культуры и литературного таланта.
В некоторых случаях, куртизанки имели приличное происхождение и даже были замужем, но из мужья находились на более низких ступенях социальной лестницы, чем их клиенты.
И конечно же куртизанок тоже обучали. На эту тему можете посмотреть фильм "Благочестивая куртизанка"
7) Школа гейш
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш - окия, они зачастую продавались бедными семьями. Все свое детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование.
Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах (японской лютне - сямисэне, флейте - фуз, барабане - цудзуми), традиционные пения, традиционный танец, искусство ведения чайно церемонии, искусство составления цветочных композиции - икэбана, поэзия, живопись - то есть виды искусств, которые, которые позволят гейше развлекать своих клиентов.Гейши, помимо этого, следят за прессой и мировыми новостями. Это требуется для того, чтобы поддерживать с клиентами разговоры на любые темы и расслабить их
Важными профессиональными качествами гейши как тамады является умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов.
________________________________________________________________________
Итак мой ответ на комментарий который был причиной этого поста - всему можно научиться и это хорошо что были институты и школы где могли научить быть госпожой в обществе, желанной в постели, хозяйкой на кухне - но все было не в одном месте, а в разных "зданиях" и предназначалось разным женщинам.
Жаль что закрылись институты благородных девиц (последняя закрылась 1960 году)
Сейчас по прошествии уже большого времени мы женщины понимаем что сейчас нужен институт благородных девиц - но он должен быть уже другим. Он должен быть современным и учитывать время в котором мы живем и давать навыки которые будут более эффективными для создания крепкого брака.
Наша академия хочет быть тем самым институтом, где обучат быть современной идеальной женщиной. О том, какой мы видим ее мы уже писали и даже показывали.
Ждем ваших комментариев.
Подписывайтесь:
http://www.facebook.com/KelinderMekteby