Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:28, 05 марта 2013

Персонажи и их роль в разработке ТЗ

28 февраля, в последний день зимы, состоялась для кого-то очередная, а для меня первая встреча юзабилити-клуба. Сам клуб зародился примерно в 2012 году и его зачинщиками стала команда компании «9buttons.kz» в лице Алексея Смирнова, Нуржана Берниязова и Александра Соколова. Сами ребята занимаются разработкой приложения для Android и iOS. Как пришла им в голову идея делиться своими знаниями и получать что-то новое от других, пока неизвестно, но то что они делают, впечатляет. Если вы относите себя к техническому творчеству, так или иначе занимаетесь ИТ-технологиями или управляете проектами, то думаю вам стоит прийти на следующую встречу. Итак, тема нашего последне-зимнего вечера была «Персонажи в проектировании сервисов».

Честно говоря, идя туда после насыщенного трудового дня, в голове, то и время всплывала картинка скрепочки из MS Word '97, мозг хотел отдыха и откровенно стебался выдавая за персонаж, пресловутого помощника в редакторе. Однако я поняла что все будет серьезно, как только попала в сам зал, где все и проходило. Уютный, даже не конференц-зал, а скорее брейншторминг рум, который любезно предоставила компания The Farm, за что им отдельные, респект и уважуха, говоря простым языком. Вся атмосфера настраивала на то, что будет занятно, любопытно и полезно. Раскрывал тему вечера в качестве лектора Нуржан, а помогал ему Саша. Мы разобрали на простом примере, что иногда очень тяжело определить какой функционал необходим, даже зная целевую аудиторию. Потому что все эти самые пресловутые ЦА, весьма абстрактны и физически нематериальны, и вообще могут много какими своими показателями и тараканами отличаться. Но все же, вот мы определили свою целевую аудиторию, теперь надо бы исследовать с ней некоторые вопросы, например:
  1. Нужен ли ЦА такой сервис, если да, то зачем.
  2. Чем она будет руководствоваться при оценке сервиса: почему понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сервисы (если есть опыт взаимодействия).
  3. Какие задачи и как будут решаться на таком сервисе.
  4. Каковы основные сценарии использования сервиса.
  5. Каковы ожидания от результатов взаимодействия, поведения и содержания сервиса.

И тут в процессе нахождения ответов на эти беспокоящие каждого project-менеджера и маркетолога, вопросы, начинаются споры. ЦА как показывает практика, неоднородна, а это уже влечет коллизии в разработке. Вот именно в таких случаях рекомендуется вводить в игру, совсем не темную, а очень даже светлую и привлекательную лошадку — Персонажа. Если вы спросите, почему он с большой буквы, то отвечу — он личность!

Персонаж — это реалистичный собирательный образ пользователя сервиса. Так зачем же нужна эта очередная задачи и трата времени? Потому что! Ввод Персонажа в процессе разработки ТЗ весьма упрощает и облегчает процесс проектирования и обработки задач. Когда есть конкретный человек, то соответственно у него определены вкусы, цели, желания, нежели если бы это было сразу, например 231 странная, загадочная личность.

Более того, проектирование под широкую аудиторию — это попытка удовлетворить потребности всех, без расстановки приоритетов, без ориентации на конкретных пользователей. Потребности разных групп могут войти в противоречие друг с другом, и в результате получится чудовищный продукт, который не нужен ни одной из целевых групп, а выбор необходимо делать в пользу самых нужных пользователей. Принцип Парето ещё никто не отменял.

Наконец, персонажи помогают создать единое видение в команде проекта. В любых спорах о дизайне или функционале есть арбитр — персонаж. Благодаря этому вместо споров до хрипоты о том, кому что нравится, появляется инструмент выбора правильного решения: «наш Иван Петров никогда бы так не поступил потому-то и потому-то».

От слов к практике.

 

Перед аудиторией на встреча была поставлена задача — создать свой персонаж.

Входные данные — «Это человек, у которого сломалось правое крепление на сноуборде и он любит фирму Burton».

Аудитория была поделена на 2 команды. Приведу пример персонажа нашей команды:

 

«Антон, 24 года, работает в сфере IT. Зарплата около 150 000 — 200 000тг. Снимает квартиру с девушкой, есть машина — джип или паркетник, которую он взял в кредит. Не смотрит телевизор, зависает в социальных сетях, выкладывает много фотографий в социалках со своей девушкой и своими сноубордическими приключениями. Крепкого телосложения. Вечно опаздывает на работу, у него всегда дедлайн, много долгов, но есть Iphone 5. Делает интернет покупки — есть карта оплаты в интернете. Питается первые дней десять с зарплаты на фудкортах и в столовых, последующие дни, тем, что готовит его девушка. Проживает в Алмате, ездит кататься на сноуборде в Каракол.»

Как мы это узнали и определили с таких маленьких входных данных? Это элементарно, дедуктивный метод!

Имя, выбрано самопроизвольно, вот захотелось нам, чтобы этого экстремального парнягу звали именно Антохой. Возраст 24 — уже не студент, так как студентам дороговато кататься на сноуборде в Алмате, потому что довольно таки дорогой вид спорта, тем более если он предпочитает Burton, а также если он сломал крепление значит — наиболее вероятно, что он прыгал на нем, и то, что особо делать это он не умеет, показушничал. Весьма сомнительно, что ему за 30, отсюда, ни вам, ни нам — средний возраст после студентчества, и до 30, это 24. Решили что Антоха айтишник, потому что и имя располагает и возраст, и к экстремальным спортивным направлением все же наиболее склонны люди с техническим образованием, как не парадоксально. Зарплата — ему 24, не так много опыта, он не сильно впахивает, раз есть время ездить кататься и такой образ жизни, что явно не сисадмин, значит ЗП идет в сторону уменьшения, соответственно в среднем и будет такая сумма. Когда ломал крепление, мы уже выяснили что он показушничал, значит перед кем-то, скорее всего перед девушкой, решили его с ней поселить, все-таки возраст прекрасный для амурных дел. Опять же из склонности к пафосу пришли к выводу, что у него есть и 5 айфон и машина в кредит, и соцсети. Крепкий — потому что хилые сноубордисты редкость, т.к. данный вид спорта дает хорошую физическую нагрузку, и вполне даже вероятно что Антоха ходит в тренажерку, чтобы быть в центре событий со своими друзьями. Опаздывает на работу он потому что не слишком собран, допоздна зависает в Соцсетях и гуляет, отсюда и дедлайны, т.к. в выходные, скорее всего он работу не выйдет, а предпочтет активный отдых.

Вот такой интересный персонаж у нас получился, из нетривиальной задачи.

Не смотря на то, что после этой встречи прошел всего один рабочий день, все же удалось применить полученные навыки на практике и весьма успешно. Спасибо всей команде за прекрасный вечер, ждем следующих встреч и незаменимого экспириенса!

 

Персонажи и их роль в разработке ТЗ Персонажи и их роль в разработке ТЗ Персонажи и их роль в разработке ТЗ Персонажи и их роль в разработке ТЗ

 
0
227
0