Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-5
07:21, 04 марта 2013

Кто строил заводы?

Довольно часто, малограмотные комментаторы используют выражение- мы вам заводы построили.

Почему малограмотные? Потому что не знают они историю. И прежде всего свою.

Большая часть заводов было построено в период индустриализации СССР. Начиная с 1930 года. То есть спустя 8 лет после Гражданской войны. Учитывая, что большая часть образованных людей погибло или эмигрировало за границу, то сомнителен факт, что СССР смог сам подготовить кадры для технической индустриализации. А ведь все начинается с людей.

Секрет индустриализации был надежно запрятан в архивы СССР, под вывеской- "Госпроектстрой".

В апреле 1929 г. фирма Albert Kahn, Inc.  расположенная в Детройте, получила заказ от советского правительства на проектирование Сталинградского тракторного (танкового) завода стоимостью 40 млн. долларов. Переговоры велись через советское фирму Амторг - формально частное акционерное предприятие, а в действительности неофициальное торговое и дипломатическое представительство СССР. Конструкции для Сталинградского тракторного завода были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение всего шести месяцев. Следующим заказом стал проект гигантского Челябинского тракторного завода. В феврале 1930 г. был подписан договор с фирмой Кана, которая становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству. Кану был предложен пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью в два миллиарда долларов.  Фирма Кана спроектировала между 1929 и 1932 гг. 521 (по другим данным - 571) объект. Это в первую очередь тракторные (то есть, танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолетостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические заводы и цеха в Челябинске, Люберецке, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанцию в Якутске; сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие.
По списку объектов хорошо видно, что Кан спроектировал (и оснастил оборудованием) едва ли не всю советскую военную промышленность.

Советская система проектирования строительных объектов в целом была реорганизована по образцу конвейерного производства проектов, принятому в американской фирме Кана.
Фирма Aльберт Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу, преимущественно, американских) фирм, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. По сути, через Кана в СССР тек мощный поток американской и европейской военно-промышленной технологии. Около 20 тысяч  иностранных специалистов, которые в начале 1930-х годов работали в СССР представляли различные западные фирмы, которые в основном строили и налаживали заводы, спроектированные фирмой Кана

Все это, конечно было не бесплатно.
Сталин писал Молотову в августе 1930 г.: <Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1- 1,5 млн. пудов.  Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же (норму) ежедневного вывоза до 4-4 млн. пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба>.
Оба упомянутых Сталиным завода спроектированы Каном. Из текста письма ясно, что валюту для оплаты деятельности Кана Сталин получал, продавая заграницу драгоценный хлеб самый разгар массового голода в СССР. Можно утверждать, что миллионы жертв страшного голода 1930-1934 гг. - это результат стремления Сталина как можно быстрее оплатить заказы по поставкам оборудования для объектов, проектировавшихся в первую очередь Альбертом Каном.

Так что заводы строили иностранцы- американцы, немцы, англичане.

Кстати у завода Кирова, который в Алматы, немецкие корни. Точно не помню фамилию, но основал его немец.

Ну и на десерт, -
Спецкор газеты "За Индустриализацию" Борис Агапов так описал труд иностранцев на стройке Нижегородского автозавода. Там, где опалубку для бетонирования делали плотники из Америки, он не увидел ни одной щели, ни одной зря торчащей доски. "Я не вижу стружек и обрезков дерева на крыше, ни брошенных гвоздей, ни забытых инструментов... Работа движется, как налаженный конвейер... Легко и приятно работать, когда занозы необрезанных и лишних досок не вонзаются в мозг, когда не приходится собственными нервами подтягивать неверно посаженный хомут и ругательствами подпирать провисшую опалубку". А вот русские строители за аналогичной работой. "Лес подпорок пучится во все стороны... Горы мусора, лужи воды, болота раствора вокруг. Люди, перепрыгивающие через них, балансирующие на дрожащих мостках, вставляющие латки в щели между досками, выпрямляющие косые перекрытия клиньями, приколачивающие деревянные нашлепки на всякий случай, чтобы не разлезлось, не покосилось. Сколько волнений и суеты и сколько конфуза, когда, содрав опалубку, видят, что бетонные балки прогнулись в сторону земли... Но зато — какой грохот молотков, какой лес лесов, какие тучи строительной пыли, какие темпы... суетни и какой мат в воздухе!"




 





-5