Как государство выполняет Нацплан в области прав ребенка: оценка эксперта

MediaNet 2013 M02 7
737
0
0
0

Национальным планом предусмотрена реализация 13 мер в период 2009-2012 годов в целях эффективного обеспечения защиты прав ребенка, пять из которых до настоящего время не приведены в исполнение. 1...

Национальным планом предусмотрена реализация 13 мер в период 2009-2012 годов в целях эффективного обеспечения защиты прав ребенка, пять из которых до настоящего время не приведены в исполнение.

1. Ускорить принятие Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

Данная мера была выполнена. 26 декабря 2011 г. был принят Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье».

2. Ратифицировать Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года).

Законом Республики Казахстан от 12 марта 2010 г. Конвенция была ратифицирована. Данная мера выполнена в предусмотренные сроки.

3. Ратифицировать Конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 года (Женева, с изменениями от 12 ноября 1947 года).

Данная мера не выполнена. В то же время в рамках уголовного законодательства усилена ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних либо их привлечение для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (ст.273-1).

4. Ратифицировать Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.).

Конвенция была ратифицирована Законом Республики Казахстан от 13 ноября 2012 г. При этом была сделана оговорка о том, что «Республика Казахстан в соответствии со статьей 42 Конвенции не считает себя связанной обязательством нести предусмотренные абзацем вторым статьи 26 Конвенции расходы на оплату услуг адвокатов или советников либо судебных издержек, кроме тех, которые могут быть возмещены ее системой юридической помощи и консультаций».

5. В целях обеспечения эффективной защиты прав детей учредить должность Национального Омбудсмена по правам ребенка.

Данная мера не выполнена.

6. Внести дополнения в Закон «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», предусматривающие работу в детских деревнях наряду с матерью – воспитательницей, также отца-воспитателя.

Данная мера не выполнена. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий Закон РК от 26 декабря 2011 г., не коснулись статьи 14 «Требования, предъявляемые к матери-воспитателю».

7. В целях обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, внести соответствующие дополнения в Закон РК «О жилищных отношениях».

Право на предоставление жилища из государственного жилищного фонда предоставляется социально уязвимым слоям населения. Подпункт 6) статьи 68 упомянутого Закона РК относит к таким лицам также детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Функции комиссий по делам несовершеннолетних при местных исполнительных органах, а также функции органов опеки и попечительства на законодательном уровне передать Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки РК и его территориальным органам на местах.

Данная мера не выполнена. На законодательном уровне нашло отражение лишь изменение в формулировке названия органа, осуществляющего функции опеки и попечительства. По состоянию законодательства на 18 января 2012 г. в систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних.

9. Создать специализированные ювенальные суды, которые могли бы рассматривать как уголовные дела, так и гражданские и административные дела, затрагивающие права ребенка, во всех регионах Казахстана.

В соответствии с утвержденным Планом по Республике созданы ювенальные суды.

10. Передать Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН) из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства образования и науки.

В 2010 году 18 Центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН) со штатной численностью 386 единиц переданы из системы Министерства внутренних дел в систему образования.

11. Ввести за счет местных бюджетов должности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних (школьных полицейских), закрепленных за организациями образования.

Мера выполнена.

12. Законодательно ограничить посещение увеселительных заведений несовершеннолетними лицами без сопровождения взрослых и ввести полный запрет на подобного рода посещения в ночное время.

Кодекс об административных правонарушениях РК в июле 2009 г. был дополнен статьей 336-3 «Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время», предусматривающей ответственность законных представителей несовершеннолетних за нахождение последних в ночное время (с 22 до 6 часов утра) в развлекательных заведениях. В декабре 2010 г. кодекс дополнен статьей 336-4 об ответственности за нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра.

13. Регулярно организовать цикл обязательных и постоянных передач и рубрик в республиканских и областных СМИ, посвященных проблемам семьи, детей, традиций семейного воспитания.

По нашему мнению, данная мера носит общий характер, не конкретизирована, в силу чего не представляется возможным отследить ее реализацию.

В целях повышения эффективности осуществления Национального плана в области прав человека в разделе «Права ребенка» учреждение должности Национального Омбудсмена по правам ребенка необходимо рассматривать как приоритетное направление!

Источник: Экспертный обзор по исполнению госорганами РК Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг. (Раздел: Права ребенка, автор: Эльвира Ватлина)

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.

Оцените пост

0