Быть или не быть «Алтел» четвертым GSM оператором Казахстана

Acebyte 2013 M01 21
9617
16
8
0

Не позднее чем к началу лета 2013 года Казахтелеком снова выйдет на рынок голосовой мобильной связи ...

“Не позднее чем к началу лета 2013 года Казахтелеком снова выйдет на рынок голосовой мобильной связи через свою аффилированную компанию “Алтел” и станет четвертым GSM оператором в Казахстане” - эту сплетню я услышал осенью прошлого года и отнесся к ней с очень большим недоверием.

Сегодня, анализ некоторых дальнейших событий заставил меня задуматься. Вполне возможно я был не прав и дыма без огня не бывает. Впрочем давайте разбираться в этом все вместе и по порядку.

О рекламе LTE

В конце декабря 2012 года компания “Алтел” запускает услугу по подключению к мобильному интернету с использованием технологии LTE. Сам по себе этот факт никакого удивления не вызвал, событие было прогнозируемым и его давно ждали.

Меня удивило другое, а именно весьма вялая и странная рекламная компания проводимая “Алтел”. Казалось бы вложив в создание сети 4G немалые средства, теперь когда наконец состоялся коммерческий запуск этой услуги, настало время активно продвигать её и привлекать клиентов.

Однако реклама и продвижение нового стандарта выглядит как то неубедительно, словно компания запускает первый, пробный шар и главное нас ждет впереди.

Вот такие билборды появились в Алматы на некоторых автобусных остановках. Их кстати очень немного, и чтобы найти эти два пришлось изрядно побегать.

Сами плакаты выглядят стильно, сюжетом на всех них стала семейная тема. Достойное цветовое решение и вполне современный дизайн, но где здесь про мобильный интернет и новый стандарт 4G. Всё очень разбросано и не понятно, для человека который не совсем в теме этот плакат будет вообще не о чем.

Зато он скорее всего хорошо запомнит новые фирменные цвета и обратит внимание на логотип компании.

Теперь взглянем на рекламный видеоролик компании “Алтел”, его довольно часто крутили по телевизору.

Всё та же семейная тематика, смена поколений которая по идее создателей должна напомнить нам о славном прошлом компании (для справки, запустив в 1994 году сеть в формате AMPS/NAMPS “Алтел” по сути является первым сотовым оператором в Казахстане).

Где в этом ролике хоть слово про LTE, 4G или какой то намек на запуск новой услуги?

Передо мной лежат рекламные буклеты выпущенные компанией “Алтел”. Сделаны они откровенно говоря не очень качественно, далеко не идеальная печать, тонкая бумага.

На них явно экономили, такое ощущение, что выпуск данного тиража был делом второстепенным и промежуточным. В самих буклетах довольно подробно расписаны способы подключения к 4G и тарифы, но нет никаких описаний преимуществ данной технологии.

Буклет тоже был сделан для людей которые уже в теме.

Целью подобной наружной и видео рекламы скорее является поддержание бренда, попытка сделать его узнаваемым.
По моему, если хотят привлечь большую массу клиентов, новую услугу так не рекламируют.

Точной информации об LTE среди обычных людей не читающих специализированные статьи и обзоры весьма мало, гораздо больше слухов, один из которых: “4G - это очень дорого” явно не будет играть положительной роли при привлечении клиентов.

Я не верю чтобы “Алтел” которая так долго готовилась к запуску сети LTE не учла всех этих моментов и провалила рекламную компанию. Скорее был запущен первый пробный шар, своеобразное коллективное тестирование. А дальше нас ждут более интересные и новые предложения и подход к рекламе там естественно измениться.

Рынок труда

Приблизительно с конца декабря прошедшего года компания “Алтел” резко активизировала свою деятельность по подбору персонала. Например на общеизвестном онлайн сервисе HeadHunter компанией размещено сразу 7 вакансий.

Например в компанию требуется инженер по контроллерам базовых станций и инженер по эксплуатации радиосети. Конечно в том что оператор недавно запустивший в эксплуатацию сеть нового поколения ищет специалистов, нет ничего необычного. Вот только одним из основных требований является опыт работы у мобильного оператора и знание стандартов GSM, а это согласитесь, заставляет задуматься.

Кроме инженеров компания активно набирает и других специалистов, в два раза расширяется call center, кандидатов в операторы интенсивно готовят к работе в три смены и обслуживанию большого потока клиентов. Помимо заработной платы, одним из стимулирующих факторов для будущих сотрудников компании должен стать бесплатный доступ в интернет, и внимание - бесплатная мобильная связь. Вряд ли “Алтел” собирается компенсировать расходы сотрудников и оплачивать счета других операторов.

Косвенные признаки

Имеется также ряд косвенных признаков, каждый по отдельности наверное не привлек бы моего внимания, но если сложить их вместе получается очень интересная картина.

Компания Huawei с января 2013 года начинает продажи в Казахстане смартфонов двух моделей Ascend P1 и Ascend P1 LTE. Данные модели практически идентичны различие между ними в наличии LTE чипа. Возникает вопрос а зачем одна из этих моделей в Казахстане если у наших ОпСоСов запуска LTE пока и в планах нет? Вполне возможно, что крупнейший поставщик телекоммуникационного оборудования о чём то знает или догадывается.

В последнее время слишком часто наши официальные лица обращают внимание на рынок мобильной связи. Вот и премьер-министр прямо указывает на необходимость развития конкуренции в сотовой связи. К чему бы это?

Ну и наконец выход “Алтел” а вместе с ним и Казахтелекома на рынок голосовой мобильной связи был бы вполне логичным учитывая опыт их российских коллег. В России одной из самых обсуждаемых новостей по этой теме, является медленное наступление на этот рынок компании “Ростелеком”, пока она занимает только 6%, но многие предсказывают её быстрое развитие, а при грамотном использовании административного ресурса и возможность подвинуть кое кого из “большой тройки операторов”.

Недавно редактор SmartShow Рустам Ниязов присутствовал на открытии офиса ALTEL 4G, где прямо задавал вопросы о возможном выходе компании на рынок голосовой мобильной связи. Представители компании в принципе не отрицали подобной возможности. В целом суть их ответов можно свести к одному - время покажет, следите за нашей рекламой.

Некоторым читателям мои наблюдения и рассуждения могут показаться убедительными, другие же напротив решат, что всё это бред и паранойя притянутая за уши.

Фантазии и иллюзии

Тем не менее давайте пофантазируем и представим каким может быть выход на рынок голосовой мобильной связи компании “Алтел”.
Прежде всего технически, насколько известно передача голоса через сети LTE (VoLTE) до конца не отработана. На данный момент запущено несколько экспериментальных сетей но проблемы связанные с высоким энергопотреблением чипа LTE пока не решены.
Так что данный вариант отпадает.

Остается старый добрый GSM стандарт, известно, что сети 3G путем установки дополнительного оборудования вполне можно переделать под 4G, а если так то наверняка существует и обратная зависимость. Значит при монтаже 4G сетей путем установки дополнительного оборудования вполне возможно было предусмотреть передачу голоса по GSM формату.
В этом случае правда перед “Алтел” встанет реальная проблема получения дефицитных у нас частот.

Возможен и ещё один вариант, использовать мощности одного из существующих ОпСоСов и создать так называемого виртуального сотового оператора. Такой “ненужный” оператор кстати есть у Beeline, со своей абонентской базой и вполне узнаваемым брендом.

Я говорю о “Дос”.

Захочет ли Beeline уступить его “Алтел” и тем самым создать себе конкурента? Всё зависит от того, что взамен предложит “Алтел”, например доступ к сети LTE и возможность оказывать услуги по предоставлению 4G.

Ну и напоследок совсем уж экзотический и маловероятный вариант, “Алтел” удивит нас использованием для голосового общения какой то необычной технологии типа IP телефонии.

Выходя на рынок компании конечно прежде всего необходимо будет думать чем привлечь абонентов. LTE - это конечно очень хорошо, но сумеет ли его наличие стать для потенциальных абонентов решающим стимулом для смены оператора. В условиях отсутствия у нас услуги переносимости номеров (MNP) я думаю, что вряд ли.

Дешевые тарифы, конечно всегда притягивали абонентов, но повторить трюк проделанный пару лет назад Telle2, второй раз уже не удастся. Да и снизить их ощутимо у нового оператора не получиться, с ценой на интерконнект не поспоришь, а дотировать абонентов бесконечно долго не получиться.

Выход есть в предложении контрактной формы, такой способ обслуживания абонентов давно популярен во многих странах. Здесь новый оператор мог бы многое предложить: низкие тарифные планы, бесплатные смартфоны, безлимитный интернет трафик. Учитывая опыт зарубежных стран, подписывая контракт и беря на себя определенные обязательства, взамен абонент получает не мало преимуществ.
На мой взгляд именно с таким подходом у “Алтел” были бы неплохие шансы устроить на нашем мобильном рынке небольшую революцию.

Не знаю правильны ли мои выводы относительно скорого прихода “Алтел” на рынок голосовой мобильной связи или я пытаюсь выдать желаемое за действительное. Ведь как и любой потребитель я очень хочу чтобы на этом рынке была конкуренция, снижались тарифы и улучшалось качество обслуживания абонентов.

(с) Роман Антонов  для SmartShow, antar@i.ua

Оцените пост

8

Комментарии

1
У Алтела хреновая реклама потому, что хреновые маркетологи во главе с какой-то теткой-пенсионеркой.
Их маркетинг остался в 90-х, когда Алтел был единственным оператором.
В маркетинге Алтела не заметили, что с тех пор прошло почти 20 лет.
Им надо омолодить и осовременить маркетологов тогда будет качественный маркетинг.
0
Была статья по которой kcell купили diji wimax оператора, и на основе его частот собираются разворачивать lte сеть. Логично предположить, что билайн собирается объединяться с алтел в использовании 4g
0
и получится второе NEO
2
Интересно кто в Алтеле додумался размещать рекламу LTE на автобусной остановке. Или целевая аудитория у них там тусуется? ))) Их ЦА - это уже пользователи интернета, которым надо предложить (переманить) новый вид услуг. Сосредоточится надо на рекламе в интернете плюс точечная реклама в оффлайне (IT мероприятия в основном, но можно дожать (если бюджета много) и кофейни с хипстерами с макбуками подмышкой, пару дорогих университетов и хорошие компьютерные клубы).
Алтел - похож на неэффективную госкомпанию, деньги есть, лоббирует на самом верху, но толку ноль.
0
Рекламный слив засчитан.
Показать комментарии
Дальше