место в рейтинге
  • 146002
  • 275
  • 91
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Итоги казахстанского киногода 2012

 

Этот год выдался чрезвычайно плодотворным для казахстанского кино. Для сравнения в 2010 была заметна лишь одна казахстанская картина – «Сказ о розовом зайце», в а 2011 году - «Ликвидатор» и «Небо моего детства». В 2012 году в наш кинопрокат вышли четыре в хорошем смысле коммерческие отечественные картины - «Шал», «Жаужурек Мын была», «Виртуальная любовь» и «Сказка легенд: таинственный лес», на орбитах мировых кинофестивалей показывалось еще пять-шесть арт-хаусных лент – «Студент», «Каусар», «Талгат» и другие. Итого порядка 10 фильмов, о которых можно и нужно говорить. И все же на американский «Оскар» выставлена не самая лучшая картина Казахстана. Обо всем это размышляет казахстанский киновед, доктор искусствоведения ГУЛЬНАРА АБИКЕЕВА.    

Зрительское кино

В этом году постепенно дала о себе знать трехлетняя стратегия киностудии «Казахфильм» - создавать зрительское кино для своей отечественной аудитории. При этом четыре коммерчески ориентированных фильма сняты в разных жанрах и в разной стилистике – историческая драма «Жаужурек мын бала», молодежная городская мелодрама «Виртуальная любовь», взрослая психологическая драма «Шал» и детский фильм-фэнтази «Сказка легенд: таинственный лес». Охвачены все слои населения и задействован широкий спектр кинематографических поисков. Свои бюджетные расходы эти картины не покрыли, говорят, что этого невозможно сделать из-за небольшого населения нашей страны, но сборы по ним были примерно такие же как у американских блокбастеров, шедших на наших экранах в тоже самое время.

Больше всего средств на производство фильма и на его рекламу было потрачено на «Жажурек мын бала» - порядка 12 млн долларов, поэтому и сборы здесь самые внушительные – почти 2 млн долларов. Фильм снят для молодежи от 14 до 25 лет, поэтому главный акцент – на красивых молодых актеров, экшн и патриотические чувства. Схема фильма очень напоминает компьютерную игру – герои выскочили из засады, быстренько перебили врагов и обратно в укрытие.  И так несколько раз. Немного любовной линии, немного про аксакалов, немного про врагов и большая батальная сцена. Честно говоря, от Ахана Сатаева ожидался более серьезный подход к кино, но схемы сработали, патриотические чувства были удовлетворены и фильм прошел на ура.

Безусловным технологически прорывом этого года является фильм-сказка молодого режиссера Ахата Ибраева «Книга легенд: таинственный лес». Парню было 23 года, когда он решил поставить первую тенгрианскую сказку, да еще с героями сказки, сделанными компьютерной графикой. Два года ушло на то, чтобы снять этот фильм-сказку, наши казахские «Хроники Нарнии», и сейчас этот фильм вышел в прокат. Возможно, кому-то это покажется недостаточно круто, но кто-то должен был пройти этот путь первый, да еще за скромный бюджет. Только молодой человек мог решиться на такой отчаянный шаг – снимать фильм на две трети состоящий из компьютерной графики в стране, где это еще слабо развито.           

«Виртуальная любовь» Амира Каракулова тоже рассчитана на молодежь  – парень и девушка влюбляются друг в друга, познакомившись в Интернете, а в реальной жизни они сидят в одном офисе, и она даже не замечает своего «героя». Действие фильма происходит как бы в двух пространствах – виртуальном и реальном. Фильм собрал 20 млн тенге (порядка 150 тыс. долларов), что не плохо, но тоже далеко не окупает затратную часть. Однако, если «Жаужурек мын бала» - картина традиционная, а если быть честными, то это попытка снять «Кочевник» собственными силами, то «Виртуальная любовь» - прорывная. Она вписывает Казахстан в глобальный контекст. Если бы столько же средств и усилий, сколько было потрачено на «Мын бала», если бы ее повезли на Каннский кинорынок, в Америку и т.д., то мир увидел бы Казахстан другими глазами – как красивую, где-то даже гламурную страну, с супер-современным городом, с очаровательной и мультикультурной молодежью, и главное – с оригинальной идеей – мы уже наполовину живем в мире виртуальной реальности. Это миф, что фильм может двигать себя сам. Любое продвижение требует значительных затрат. Индусы в 2010 году потратили около 2 млрд долларов для продвижения своих фильмов только в Америку. Для «Казахфильма» оказалось слишком много хорошей продукции, завершенных в этом году – не хватило средств, усилий, желания и сил работать со всеми достойными картинами. Сосредоточились только на «Жаужурек мын была».

А жаль, потому что лучшая картина года, а возможно, и десятилетия – «Шал» Ермека Турсунова. Об этой картине много писали, в том числе и я, а недавно прошло обсуждение этого фильма среди представителей интеллигенции страны, где многие высказались о том, что, действительно, фильм «Шал» поднимает дух нации, показывает силу казаха в экстремальной ситуации. К сожалению, рекламная компании была скромной и главное – не было адекватных усилий продвижения ее в мир. Даже тот факт, что на «Оскар» был выставлен «Жаужурек мын бала», а не «Шал», говорит о том, что к картине было прохладное отношение. Я сама состою в Оскаровской комиссии и высказала свое мнение, которое не было услышано. Как и в прошлом году довольно посредственная картина «Возвращение в «А» была выставлена от Казахстана на «Оскара», и прошло это без уведомление членов комиссии, потому что все равно этот вопрос решается в недрах «Казахфильма». Жаль, что у киностудии есть «любимые дети» и «нелюбимые». Этого не должно быть по определению. Если фильм снят и на него затрачены государственные средства, то он должен на равных выдвигаться как в отечественный прокат, так и на мировое пространство. А то у нас получается, что есть фильмы, которые для фестивалей, и их зритель не видит в прокате, а есть – для казахстанского зрителя. И получается, что у нас два кинематографа – для внешнего пользования и внутреннего.

 

Фестивальное кино

            Самый востребованный казахстанский фильм 2012 на международных кинофестивалях - «Студент» Дарежана Омирбаева, поставленный поьмотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Картина участвовала в официальной программе Каннского кинофестиваля и потом начала трумфаторское шествие по миру – Торонто, Пусан, Токио и т.д. Естественно, возникает вопрос: Если фильм такой хороший, почему он не был выставлен от Казахстана на «Оскара»? Вот что пишет о фильме корреспондент журнала «Кайе дю синема» Винсент Малауса: «Дарежан Омирбаев – один из самых важных режиссеров на глобальной сцене. Он – скрытый гений и каждый его фильм – это урок мастерской мизансцены и гуманности. Сила фильмов Омирбаева состоит из двух элементов – огромный спектр фантазии и экстраординарная простота в мизансцене… Другое большое достоинство фильмов Омирбаева – политическая социальная рефлексия, которая создает портрет общества». Мы все время говорим о том, что наше сегодняшнее кино – поверхностное, лишено социальных рефлексий, и при этом картины, в которых эта рефлексия присутствует, мы не показываем зрителю. То же самое происходило и в прошлом году. Картина «Солнечные дни» Наримана Туребаева, которая была показана в Локарно, а потом еще и на других кинофестивалях, так и не вышла в прокат. Хотя там тоже присутствует социальная рефлексия – жизнь молодого человека, которые не может устроиться на работу, не может платить на свет, воду, содержание квартиры, соответственно не может завести семью. Не вышла в прокат и картина «Риэлтор» Адильхана Ержан, хотя была востребована на кинофестивалях и получала ряд призов. Думается, что все дело в том, что там тоже присутствует социальная критика, потому что авторы поднимают проблемы продажи земли, недр и т.д. Причем, делают это через легкий, почти комедийный жанр, чтобы фильм был понят и принят зрителями. Я думаю, нет у режиссера большего желания, чем быть увиденным зрителем, но причина невыхода в прокат всегда как бы одна – нет средств на продвижение фильма  в прокат. Но почему-то одни фильмы выходят – «Аншы бала», «Ликвидатор», «Девушка-ветер», «Ликвидатор», «Качели», а другие – не выходят. Не является ли это формой современной цензуры?! Для зрителей – легкое, патриотическое, развлекательное кино, а для фестивалей – серьезное, думающее, социальное.

Но очевидно, что социальная модернизация не может происходить сама по себе, без изживания проблем, без проговаривание на общественном уровне, без рефлексий, а именно кино является одним из мощных инструментов  такого движения. Лучше обсуждать  ситуацию, придуманную в фильме, нежели нечто отрицательное, случившееся в нашем обществе, как пост-факт.    

Еще в прошлом году была завершена и еще в октябре месяце показана на кинофестивале в Пусане картина «Каусар» Гульсины Миргалиевой. Фильм снят на Мангистау и поднимает социальные проблемы. Не все, только касательно женской половины – насилие, роддом, рождение ребенка. Я не хочу сказать, что показ этого фильма мог бы как-то изменить события в Жана-озене, но он точно мог бы обозначить социальные проблемы в регионе. Не менее интересна картина этого года – «Талгат» Жанны Исабаевой. Она рассказывает о жизни в беднейших районах пригородов Алматы, о семье, которой денег только и хватает на картошку и макароны. О семье, где отец и мать – алкоголики, братишка отца – сумасшедший, и вообще, о таких говорят, что их жизнь-мусор. Но в семье растут двое детей: мальчик по имени Талгат и девочка. Фильм назван его именем, потому что мы понимаем, что и в таких условиях рождаются хорошие, умные, добрые дети. И они – будущее нашей нации.   

            Каждый год, вот уже лет семь, я участвую в опросе Международного Киногида, издаваемого в Великобритании, где они просят прислать название пяти лучших фильмов года своей страны. Подводя итоги этого года, моя пятерка фильмов выглядит так:

  1. «Шал» Ермека Турсунова
  2. «Виртуальная любовь» Амира Каракулова
  3. «Студент» Дарежана Омирбаева
  4. «Книга легенд: Таинственный лес» Ахат Ибраева
  5. «Талгат» Жанны Исабаевой

А еще бы я отметила дебюты молодых:

  1. «Каусар» Гульсины Миргалиевой
  2. «Асан» Армана Алдамжарова
  3. «Сердце матери» Ерджана Рустембекова
  4. «Молоко, сметана, творог» Эли Гильман
  5. «Сердце мое, Астана»

А говорят, что у нас нет хорошего кино. Его просто в основном не видят!

 
Гульнара Абикеева gulnaracinema
Ведущий киновед и кинокритик Казахстана.
17 января 2013, 9:55
1477

Loading...

Комментарии

Действительно как можно было послать фильм-детям «Жаужурек мын бала» на Оскар? Дебилизм какой то!
А если посмотреть на все эти фильмы, из того что видел, то ни один мне не понравился! :)))
"Только молодой человек мог решиться на такой отчаянный шаг – снимать фильм на две трети состоящий из компьютерной графики в стране, где это еще слабо развито."... Ребята, которые работали над 3д графикой, не просто профессионалы, они - суперпрофессионалы, с богатейшим опытом и не только в Казахстане. Просто сама отрасль требует мега вливаний (такова специфика), чего у них не было... Если бы им дали бюджет "Аватара" они бы сняли сериал в том же качестве. Не называйте их слаборазвитыми.
Здраствуйте Гульнара,как вы думаете обычный рядовой офисный работник сможет участвовать в кинофестивале будучи сам сняв фильм на любительскую камеру?
«Сердце мое, Астана» ведь Кончаловский снял, и это не дебют, если я не ошибаюсь.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 24066
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 12551
  • 346
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
вчера / 11:00
  • 7720
  • 47
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 6247
  • 54
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4080
  • 28
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2607
  • 18
«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

«Men in black» по-казахски: «сотрудники» плевать хотели на Закон о СМИ

Бесцеремонные попытки силовиков помешать работе журналистов демонстрируют, в каком правовом государстве мы живём. Разбить телефон, угрожать, бить – всё это для «сотрудников» в порядке вещей.
openqazaqstan
13 нояб. 2017 / 19:02
  • 2463
  • 33
Поездка на заработки в Южную Корею: пройти таможню и не стать персоной нон грата

Поездка на заработки в Южную Корею: пройти таможню и не стать персоной нон грата

Между нашими странами действует безвизовый туристический режим до 30 дней. Но на таможне не "туристов" разворачивают назад с пожизненным запретом во въезд в их страну. Однако пройти паспортный контроль вполне возможно.
Krykbayeva
12 нояб. 2017 / 14:38
  • 2813
  • 46