Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
21:49, 08 января 2013

Анализ расходов республиканского бюджета на культуру, спорт, туризм и информационное пространство на 2013 год

По просьбам моих читателей в данном посте рассмотрю расходы республиканского бюджета по функциональной группе № 8 "Культура, спорт, туризм и информационное пространство".

Традиционно начну с цитат из "Стратегии "Казахстан 2050".

Культура

"Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние".

"Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций, ценностей".

Спорт

"Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации. Однако в стране не хватает спортивных объектов, спортинвентаря и оборудования, доступного для всех. В этой связи Правительству и местным органам необходимо принять меры по развитию физкультуры, массового спорта и строительству физкультурно-оздоровительных объектов по типовым проектам, в том числе дворовых. Начать эту работу надо уже в следующем году".

Информационное пространство

"Государство должно стимулировать развитие транзитного потенциала в сфере информационных технологий. К 2030 году мы должны пропускать через Казахстан не менее 2 - 3 % мировых информационных потоков. К 2050 году эта цифра должна как минимум удвоиться".

Туризм

Про развитие туризма ничего не было сказано в этот раз. Хотя в других официальных выступлениях идет политика развития туризма "по всем фронтам".

Возможно какие то моменты упустил, так что если найдете текст, относящийся к исследуемой теме - отправляйте - я буду добавлять.

 

Необходимость полноценного финансирования культуры, на мой взгляд, обусловлена тем, что без поддержки деятелей культуры - наше общество так и будет буксовать. Ведь культура отвечает за рост духовности общества - дарит красивое, доброе, высокое искусство. Деятели культуры своим творчеством, исследованиями создают прочный фундамент для финансового, инновационного, духовного развития общества. Деятели культуры формируют своего рода принципы поведения в обществе, через свое творчество учат как вести себя достойно в той или иной ситуации.

Информационное пространство здесь является своего рода проводником, то есть доносит до общества результаты трудов деятелей культуры - будь то фильм, передачи, исследования и пр. То есть с помощью информационного пространства повышается КПД работ деятелей культуры.

Туризм развивается не там где красивая природа, а там где интересное, самобытное общество - неамериканизированное, неруссифицированное - а эксклюзивное. Современному туристу не нужны золотые унитазы. Золотые унитазы нужны нашим - для отдыха или для понтов.

То есть в данной функциональной группе в целом, все взаимосвязано и должно пропорционально дополнять друг друга и при полноценном финансировании приносить реальные результаты.

Расходы по группе "Культура, спорт, туризм и информационное пространство" одни из самых скромных по сравнению с другими функциональными группами (рисунок 1).

Blog post image

Рисунок 1 - Удельный вес расходов на культуру, спорт, туризм и информационное пространство в структуре расходов республиканского бюджета на 2013 год

 

Рисунок 1 показывает, что на исследуемую группу приходится 1,46% всех расходов республиканского бюджета. Да действительно не густо - в сумме это - 88 005 869 тыс. тенге (88 млрд. тенге). Блин никуда от АОО "Назарбаев Университет" не могу уйти с его 43,8 млрд. тенге.

Составим таблицу 1 расходов на культуру, спорт, туризм и информационное пространство в разрезе администраторов программ, с указанием выделенных сумм и ее доли в структуре.

 

Таблица 1 - Структура расходов республиканского бюджета на культуру, спорт, туризм и информационное пространство на 2013 год[2]

Blog post image

Итак, Администрация Президента Республики Казахстан получает 151 910 тыс. тенге про программе "Хранение историко-культурных ценностей". В целом нормальная сумма, я думаю это финансирование каких то учреждений культуры, которые непосредственно подчиняются этому администратору программы.

Министерству образования и науки Республики Казахстан выделено 2 271 015 тыс. тенге или 2,58% по двум программам:

- "Обеспечение доступности научной, научно-технической и научно-педагогической информации" - 748 819 тыс. тенге. Скорее всего это библиотеки, которые относятся к МОН РК;

- "Проведение мероприятий по молодежной политике и патриотическому воспитанию граждан" - 1 508 910 тыс. тенге или 1,7%. Я не знаю в чем заключается эта деятельность, но скорее всего в проведении акций, концертов, круглых столов, лекций. С учетом, что эта работа по всему Казахстану, наверное, это не большая сумма.

Министерству здравоохранения Республики Казахстан выделено 14 998 тыс. тенге или 0,017% по одной программе - "Услуги по обеспечению доступа к  информации в библиотеках республиканского значения".

Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан выделено 296 695 тыс. тенге или 0,337% по программе "Формирование туристского имиджа Казахстана". Вы знаете я просмотрел весь Закон "О Республиканском бюджете на 2013-2015 гг", но не нашел больше расходов на туризм (за исключением одной программы о которой я напишу позже). То есть как так? Всего то 296,695 млн. тенге? Я так понял, что так такового специального уполномоченного государственного органа по развитию туризма больше нет? Вот так новость. А как же программы, стратегии, дорожные карты и дорожные зарисовки по развитию туризма? В 2011 году была успешно завершена Государственная программ развития туризма в РК 2007-2011. Я ей отдельную статью посвятил (см. статью Проблема оценки эффективности государственных программ). Наверное, не успели очередную программу разработать - вот и остались ни с чем.

Поехали дальше...

Министерству культуры и информации Республики Казахстан выделено 56 640 020 тыс. тенге или 64,36% всех расходов по рассматриваемой функциональной группе.

Начнем с больших сумм:

- Программа "Проведение государственной информационной политики" финансируется на сумму в 35 444 052 тыс. тенге или 40,28% ко всем расходам по функциональной группе № 8. Я погуглил и нашел такой вот документ - Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2012 года №1124 "Об утверждении Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам на 2012–2016 годы".

В рамках этого Плана идет привлечение ресурсов по вышеназванной программе по следующим пунктам:

"29. Организация в рамках действующих телевизионных проектов выхода тематических выпусков, направленных на формирование позитивного отношения к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам (сумма в пределах предусмотренных средств по бюджетной программе "Проведение государственной информационной политики");

30. Организация публикации в периодических печатных изданиях материалов, направленных на формирование позитивного отношения к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам (сумма в пределах предусмотренных средств по бюджетной программе "Проведение государственной информационной политики");

31. Организация выпуска телевизионных сериалов, ориентированных на укрепление патриотических ценностей и образа "человека труда" (сумма в пределах предусмотренных средств по бюджетной программе "Проведение государственной информационной политики")"[3].

Как вы видите, сумм конкретных я не нашел. Хотя нет нашел кое что. )))

По линии МКИ на проведение информационной политики в СМИ в 2012 году было заложено 22,7 млрд. тенге (из них 20,3 млрд. тенге - на телеканалы "Хабар", "Казахстан" и "Мир"). На 2013 год данных нет в сети. Но картина примерно понятна. Теперь честно скажем, повлияли эти каналы на наш духовный уровень? Поспособствовали росту патриотизма? Скорее всего сумма в 35,4 млрд. тенге будет потрачена так же, как и в 2012 году. Рост суммы объясняется появлением новых каналов (детские, новостные и пр.). То есть понятно куда уходит 40,2% всех средств выделенных по функциональной группе 8?

Следующая программа "Обеспечение функционирования театрально-концертных организаций" получает финансирование в размере 5 883 193 тыс. тенге или 6,7%. Здесь наверное все правильно - театры и творческие коллективы надо поддерживать. Только хватит ли им этой суммы? Им самим надо ответить - я далек от этой сферы.

Программа "Производство национальных фильмов" - 3 437 281 тыс. тенге или 3,9%. Если перевести в доллары - получается 23 млн. долларов. Если будут снимать такие фильмы как "Шал" - то супер. Надеюсь, что деньги не ушли на "Виртуальную любовь".

Программа "Издание социально-важных видов литературы" получает 1 134 534 тыс. тенге или 1,2%. При этом непонятно как оценивается социальная важность литературы. Раньше программа называлась "Культурное наследие". И тендеры выигрывали те издания, которые предлагали меньшую цену за издание. Сейчас не знаю как обстоят дела.

На программу "Развитие государственного языка и других языков народа Казахстана" выделяется 1 648 923 тыс. тенге или 1,9%. По сравнению с другими годами - меньше. Хотя работы еще непочатый край - надо переводить огромное количество трудов классиков художественной и научной литературы. Но скорее всего, суммы идут на финансирование неэффективных уроков для государственных служащих.

На программу "Проведение социально значимых и культурных мероприятий" выделено 1 311 039 тыс. тенге или 1,4%. Уж не по этой ли линии мы получаем финансирование на проведение праздников или все таки из местных бюджетов? Из Закона РК "О культуре": "социально значимые мероприятия в области культуры - мероприятия по проведению памятных и юбилейных дат, дней культуры, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и увековечение памяти видных деятелей государства на республиканском уровне и за рубежом"[4].

По программе "Обеспечение сохранности историко-культурного наследия" - 1 491 722 тыс. тенге или 1,7%. Здесь я не владею информацией. Но почему то уверен, что в масштабах государства средств не достаточно. Очень много объектов входит в историко-культурное наследие - соответственно, при остаточном финансировании - многое утрачивается. Сюда же входит: "Организация и проведение выставок по популяризации жизненного пути и творческого наследия великих деятелей Казахстана"[3].

Еще одна интересная программа "Проведение государственной политики в области внутриполитической стабильности и общественного согласия" получает 852 933 тыс. тенге или 0,9% на следующие мероприятия:

- Поддержка творческих союзов и объединений, привлеченных к реализации государственной культурной политики;

- Привлечение НПО к организации и проведению культурно-массовых мероприятий в регионах.

Насколько помню - это хорошая кормушка и для НПО и для тех кто выделяет деньги. Это деньги - ни на что. Как то раз, наткнулся на тендер 5 000 тыс. тенге (5 млн. тенге) на изучение какого то там опыта в Европе. Тупо съездить - тупо сдать финансовый и творческий отчет. И таких тендеров было достаточно много - и все по 5 млн. тенге - кому интересно - загляните в планы государственных закупок МКИ именно по этой программе.

Следующая программа "Воссоздание, сооружение  памятников историко-культурного наследия" получит 892 402 тыс. тенге или 1%. Интересно было бы узнать мнение тех, кто участвует в этих тендерах - на каких условиях отбираются проекты на то же создание памятника историко-культурного наследия. Ведь кто меньше сумму предложит - тот хуже сделает скульптуру, кто с громким именем - много запросит. Не знаю.

Теперь рассмотрим ничтожно малые суммы:

- по программе "Прикладные научные исследования" выделено 223 840 тыс. тенге или 0,254% (Мероприятие - Изучение и формирование ключевых трендов развития культурного потенциала страны в рамках деятельности Казахского научно-исследовательского института культуры);

- по программе "Свод и систематизация  изучения культурного наследия казахского народа" выделено 47 400 тыс. тенге или 0,054%;

Еще пять программ осталось, которые не вызывают у меня вопросов.

Переходим к следующему администратору "Управление делами Президента Республики Казахстан", который получает финансирование по исследуемой функциональной группе в сумме 3 169 626 тыс. тенге или 3,6% по программам:

- Проведение государственной информационной политики - 383626тыс. тенге или 0,4%;

- Развитие инфраструктуры Щучинско-Боровской курортной зоны - 2 786 000 тыс. тенге или 3,17%.

Помните выше я говорил, что не нашел по развитию туризма ни одной программы, кроме одной - так вот она. То есть из всего Казахстана, почему то выделили ЩБКЗ, оставив при этом без внимания другие курортные зоны. Все таки интересно по каким каналам будет финансирование других курортных зон. Я думаю, по линии МСХ РК - через Комитет Лесного и Охотничьего Хозяйства, который курирует ООПТ Казахстана. Если так - то правильно сделали.

Ну и последний администратор "Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры", который порадовал нас победами на Олимпиаде 2012 в Лондоне. Выделенная сумма составляет 25 461 605 тыс. тенге или 28,93% всех расходов по группе.

15,4% или 13 326 455 тыс. тенге уходит по программе "Развитие спорта высших достижений".

По программе "Бюджетные инвестиции в области спорта" идет финансирование в сумме 9 966 559 тыс. тенге или 11,33%.

То есть упор сделан на профессиональный спорт, на тренировку профессионалов и на "покупку" зарубежных спортсменов.

Это подтверждается суммами финансирования по следующим программам:

- Формирование государственной политики в сфере физической культуры и спорта - 535 370 тыс. тенге или 0,61%;

- Поддержка развития массового спорта и национальных видов спорта - 217 414 тыс. тенге или 0,25%;

- Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на содержание вновь вводимых объектов спорта - 255 655 тыс. тенге или 0,29%;

- Капитальные расходы подведомственных организаций спорта - 288 085 тыс. тенге или 0,33%;

- Повышение квалификации и переподготовка кадров в области спорта - 8157 тыс. тенге или 0,009%;

- Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на развитие объектов спорта - 840 415 тыс. тенге или 0,96%.

То есть в ущерб массовому спорту мы финансируем профессиональный спорт. Да это поднимает наш патриотический дух, но не делает на здоровее, сильнее, энергичнее. Да ладно мы, надо думать уже о детях.

Таким образом, у нас выстраивается картина, схожая с расходами республиканского бюджета на образование. Существуют огромные статьи расходов по государственным программам, которые нельзя назвать важными в части культуры или массового спорта. Так по трем программам (Проведение государственной информационной политики, Развитие спорта высших достижений, Бюджетные инвестиции в области спорта) расходы составляют 66,7% или 2/3 всех выделенных средств по функциональной группе. Деятели культуры, массового спорта, библиотечного и музейного дела остаются в лучшем случае 1/3 всех расходов, а в реальности доля еще меньше, вспомним расходы на развитие языков, НПО, ЩБКЗ и праздники.

 

Список литературы

1. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года

2. Закон РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы»

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2012 года №1124 "Об утверждении Плана модернизации отечественной социально-культурной продукции, формирующей позитивное отношение к труду, честному профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим помыслам на 2012–2016 годы"

4. Закон Республики Казахстан "О культуре" от 15.12.2006 г. № 207-III ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)

3
1522
2