Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:54, 19 декабря 2012

Часть 4

Что касается жанра народно-профессиональной песни, то интенсивность развития внутри- и межкультурных процессов, происходивших в первую половину ХХ века, привела к формированию на базе национальной песенной традиции типов художников, чье творчество нельзя однозначно причислить ни к одному из существовавших ранее направлений. Вместе с тем, к началу 1920-х годов культурная среда Казахстана еще насчитывала большое количество музыкантов, прошедших традиционную школу обучения. Многие из них продолжали творить в традициях народно-профессиональной культуры, однако, за исключением единичных случаев, их произведения и исполнительские традиции не получили необходимых моральных и материальных стимулов к дальнейшему развитию [22]. Чтобы быть востребованными в условиях новых общественных идеалов, музыканты шли по пути изменения содержания своих произведений, отражая в последних не традиционные образы, а новую социальную действительность (например, творчество Дины, Жамбыла, Кенена, Сатмагамбета и др.). В творчестве таких музыкантов начинает нарушаться принцип первоначального синкретизма. Так, если раньше процессы сочинения и исполнения шли одновременно, то теперь они стали разделяться. Известный ученый-филолог и литературовед А.С.Каскабасов отмечает этот процесс, исследуя специфику творческого процесса Жамбыла: “...Литературные секретари Джамбула отныне занимались не только записыванием экспромтов акына, но и читали ему газеты, информировали его о происходящих в республике и стране событиях, сообщали новости, рассказывали разные истории из биографии поэтов и писателей страны, читали их отдельные произведения.... В этот период Джамбул... сочинял стихи устно, но потом их шлифовал при помощи литературных секретарей. Только после такой редакционной правки стихи предавались обнародованию” [23, С.311]. В этом отношении творческий процесс Жамбыла сходен с творческим процессом Кенена в его зрелые и поздние годы: “... песни он создавал не экспромтом, а сочинял заранее и исполнял их перед слушателями или напивал для записи на ноты только тогда, когда считал, что они полностью завершены. Акын... сидя за низким круглым столом, тихо под домбру сочинял новую мелодию и слова к ней, записывая их сразу в тетрадку. Напевая мелодию в разных вариантах, он часто останавливался, как бы вслушиваясь в ее образность, вносил исправления в текст или переписывал заново. Творческий процесс созидания песенного произведения у Кенена происходил в тесном единении текста и его музыкального эквивалента” [8].

Синкретический тип носителя казахской устно-профессиональной культуры, объединяющий в себе музыканта, поэта и исполнителя, сохраняется, главным образом, в сельских регионах страны.

“Городскую ветвь” казахской культуры представляли музыканты, сумевшие адаптироваться в новых условиях и ставшие частью советской культуры, носителями современной театрально-концертной жизни (М.Ержанов, И.Байзаков, и др.). Именно они, на наш взгляд, выступали исполнителями государственного заказа того времени.

Отдельную типологическую группу в среде носителей песенной традиции послереволюционного Казахстана составили видные казахские поэты и прозаики, активные общественные деятели, ученые – С.Сейфуллин, М.Жумабаев, А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов и др. Их музыкальное наследие, в силу идеологического прессинга, сохранилось далеко не в полном объеме, и, как правило, в статусе “народных песен”. Этим объясняется тот факт, что многие песни, прежде считавшиеся в казахской музыковедческой науке и практике народными, в последнее время обрели своих подлинных авторов.

В “Антологии народных песен и песен народных композиторов”, например, ее составитель – знаток казахских песен, традиционный музыкант Жанибек Карменов – указывает на принадлежность широко исполняемых народных песен А.Байтурсынову (“Аққұм“), Ж.Аймауытову (“Қызыл бидай“), М.Жумабаеву (“Япыр-ай“). Многие крупные политические деятели, ученые и поэты Казахстана были неотрывно связаны с национальной музыкально-поэтической традицией. Этот факт находит подтверждение в трудах А.В.Затаевича. Так, многочисленные образцы народных песен из сборника “1000 песен казахского народа” [24] были сообщены исследователю общественными деятелями – Алиби Джангильдиным (№№810-819), Оразом Джандосовым (№№ 866-871), Гани Муратбаевым (№№ 897, 898), писателями и поэтами Садвакасом (Сакеном) Сейфуллиным (№№191-194), Сабитом Мукановым (№№ 140-149), Биймухаммедом Майлиным (№№ 456-468, 470-472), Исой Байзаковым (№№ 679-683). В сборнике “500 казахских песен и кюев” [25] №97 (он же №653 из “1000 песен казахского народа”) сообщил Ж.Аймауытов, №№ 324-327, 341-348 – К.Сатпаев, №№ 185-187 – И.Джансугуров. В примечаниях к своим трудам А.В.Затаевич характеризует вышеуказанных респондентов как талантливых людей, прекрасных, тонких знатоков, больших любителей и отличных исполнителей казахских песен [24, Приложения №№ 81, 111, 274, 400, 483, 521; 25, Примечания №№ 268, 282].[1]

Таким образом, 1920-1940-е годы явились эпохой глобальных общественно-исторических катаклизмов и культурных перемен, одной из наиболее драматичных в истории Казахстана. Восстание 1916 года, насильственная коллективизация и раскулачивание, голод 1921 и 1930-1932-х, массовые репрессии, Великая Отечественная война оказали прямое воздействие на функционирование исконной культуры. Кардинальная смена социокультурной обстановки обусловила процесс адаптации, приспособления традиционных музыкантов к новым формам бытования музыки в обществе, что привело, в конечном итоге, к трансформации типов носителей казахской устно-поэтической культуры и, как следствие, к изменению генетических национальных черт самой традиции.

 

[1] См. также: Затаевич А.В. 1000 песен и кюев казахского народа. – А.: Дайк-Пресс, 2004. – 496 с.

 

Далее, если хотите, могу выложить конкретных персоналий (без углубления в спецанализ музтекста) – Калки Жапсарбаева, Кутбая Дурбаева, Игибая Алибаева, а также Манарбека Ержанова, Смагула Кошекбаева, Али Базанова и других, творчество которых, созданное на основе традиционного искусства, показывает начавшийся процесс его модификации в новых исторических условиях. Отдельный раздел посвящен песенному творчеству Сакена Сейфуллина. А также по основным тенденциям и направления в изучении музкультуры 1920-1940-х.

 

Если хотите - выложу список использованной литературы...

0
196
0