Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:53, 19 декабря 2012

Часть 3

Дальнейшее развитие культуры и искусства (особенно европейского типа) в годы Великой Отечественной Войны происходило в атмосфере всеобщего патриотизма, единения народа. Благодаря эвакуации в Алма-Ату Московской киностудии “Мосфильм”, Всесоюзного института Кинематографии, сценарной студии Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, части работников Центральной студии кинохроники, Ленинградской киностудии “Ленфильм” интенсивно развивалось киноискусство, театральное искусство, музыка профессиональной письменной традиции.

Работники театров Казахстана помимо подготовки новых в репертуаре опер – “Гвардия алга”, “Иван Сусанин”, “Суворов” и спектаклей – “Гвардия чести”, “Бдительность”, “Фронт”, “Ахан-серэ – Актокты” и др., а также пьес зарубежной и русской классики, за годы войны дали около пятнадцати тысяч концертов для бойцов и командного состава Армии на фронте, в госпиталях, на призывных пунктах. На фронт выезжали бригады артистов театров и филармонии Казахстана, часто организовывались концертно-шефские группы артистов из нескольких республик, например, Казахстана и Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. В городах, на ведущих промышленных предприятиях республики, в колхозах и совхозах художественные бригады Казахской государственной филармонии провели около сорока тысяч концертов перед порядка десяти миллионов слушателей [14]. “Песня звучала в блиндажах пехотинцев, на батареях и аэродромах, на лесных полянах и в зеленых шалашах – всюду, где есть бойцы. Они услышали певцов казахского народа – его славную дочь Куляш Байсеитову – народную артистку…, они слушали Жамал Омарову, солистку Государственной филармонии имени Джамбула; они услышали народных артистов Елюбай Умурзакова и собирателя песен, композитора Манарбек Ержанова…. Жамал Омарова прекрасно исполнила самарские частушки на русском языке, а потом ее чистый голос зазвенел украинскими и белорусскими мелодиями. Куляш Байсеитова блеснула мастерским исполнением произведений Шопена. Она пела “Желание” великого польского композитора по-казахски…” [15]. В 1943 году в Москве, в доме актера Всероссийского театрального общества состоялся творческий вечер народной артистки СССР Куляш Байсеитовой. Со вступительным словом выступил народный артист РСФСР и КазССР Ю.А.Завадский. Куляш Байсеитова исполнила казахские народные песни и арии из опер “Кыз Жибек”, “Абай”, “Даиси”, “Нергиз”, “Чио-Чио-сан”, а также песни советских композиторов [16].

В 1944 году основной работой казахской труппы Оперного театра явилась постановка оперы А.Жубанова и Л.Хамиди – “Абай” на либретто М.Ауэзова, которой продирижировал А.Жубанов, и оперы Е.Брусиловского “Амангельды”. Многие из новых пьес посвящались героическому прошлому казахского народа, например, “Каракипчак Кобланды” М.Ауэзова, “Амангельды” Г.Мусрепова, “Батыр Едил” К.Жумалиева и др.

Невзирая на тяжесть политической обстановки, с 10 по 16 января 1944 года в Казахстане прошла неделя казахского киноискусства, где были продемонстрированы лучшие фильмы – достижение казахского киноискусства, а также дублированные на казахский язык картины: “Казахский киноконцерт”, “Песнь о великане”, “Белая роза”, “8-я гвардейская”, “Малик Габдуллин” и др. 25 февраля в Ташкенте открылась Декада советской музыки республик Средней Азии, где первого и второго марта прошли концерты казахской музыки. На них прозвучали: симфония Е.Брусиловского “Сары-Арка”, “Казахская увертюра” для оркестра и “Поэма для скрипки” М.Тулебаева, отрывки из оперы А.Жубанова и Л.Хамиди “Абай” (солировала К.Байсеитова). Народный оркестр им. КазЦИКа исполнил поэму “Абай” А.Жубанова, несколько кюев, представляющих жемчужины казахского инструментального творчества. Также в программе прозвучали сольные выступления Дины Нурпеисовой, Манарбека Ержанова, Жусупбека Елебекова, Шары Жиенкуловой. Таким образом, изучение состояния казахской культуры военных лет позволяет отметить тот факт, что поддержку на государственном уровне получила, главным образом, культура европейского типа. При этом нельзя сказать, что традиционное искусство целиком “ушло со сцены”. Оно сохранилось и развивалось, но уже далеко не в изначальном своем виде.

Приоритет в национальной музыкальной культуре Казахстана военных лет (по социальной значимости) получил айтыс, наследующий признаки “советского айтыса” первых десятилетий ХХ века. До военных лет этот жанр не имел первостепенного значения, а в годы войны стал важнейшим средством агитации и пропаганды: “айтыс возрожден в совершенно новом социалистическом содержании. Новый айтыс направлен на повышение производительности труда, на устранение недостатков, на укрепление дисциплины на предприятиях и в колхозах, на популяризацию передовиков…, а в конечном итоге – на мобилизацию трудящихся масс на еще большую помощь фронту. Наши айтысы являются ярким показателем культуры – социалистической по содержанию и национальной по форме. Возрождение древнего казахского айтыса – большое политическое мероприятие…. Айтыс – популярная и доходчивая форма массово-политической работы…” [17, 18]. “В дореволюционном ауле народный акын был обличителем байства, певцом народного горя, глашатаем народных чаяний и нужд. В советском ауле акын – это певец счастья победившего народа. Он воспевает радость социалистического труда, он воспевает гениальных вождей человечества…” [19, С.17].

Задачей межобластных и республиканских слетов акынов и сказителей, проведенных в июне-июле 1941 года стала ориентация творчества народных музыкантов “... на службу выполнения задач стоящих перед трудящимися нашей Родины, воспеть работу стахановцев промышленности, транспорта и сельского хозяйства, высмеять лодырей и лентяев... Слеты акынов и сказителей должны послужить толчком к работе по созданию народными акынами и сказителями произведений, отражающих все величие Сталинской эпохи, произведения большой художественной ценности отражающих достижения Советской власти за славные 25 лет, произведений воспевающих героев Социалистического строительства”. “Народные акыны и сказители – мастера художественного слова, использующие в своем творчестве образный народный язык, овладевающие техникой народно-эпических произведений, могут и должны работать над созданием эпических произведений нашей действительности, рисующих героизм широких трудящихся масс, произведений высокого художественного качества, национальных по форме и социалистических по содержанию”. Работая над темами обороны страны “...народные акыны и сказители могут здесь широко развернуть здесь свои способности как агитаторы – воспевая на народном языке героизм советских патриотов, слагая песни и поэмы... о безстрашных героях Красной Армии, поднимая у массы дух патриотизма и любовь своей Родине, вызывая у широких масс гнев против поджигателей войны” [12].

Первый возрожденный айтыс прошел в июне 1943 года в Караганде. Два крупных казахских акына Ильяс Манкин и Каип Айнабеков предложили организовать айтыс между шахтами № 18 (передовой) и № 20 (отстающей). В августе был проведен еще один – уже более крупный айтыс между акынами Караганды и Балхаша. Предварительно группа акынов Караганды ездила в Балхаш, чтобы ознакомиться с состоянием дел, а акыны Балхаша – в Караганду “… и вот 14 августа в Караганде снова встретились народные акыны… Зал театра был переполнен: от имени угольщиков выступал акын Елеуов Кошен, от имени медников – 80-летний народный акын Кошкарбаев Шашубай…. Переполненный зал… живо реагировал на выступления акынов. И карагандинцы, и балхашцы работали хорошо, с заданием фронта справлялись с честью. Поэтому акыны Караганды и Балхаша не могли победить друг друга. Айтыс их заключал девяносточетырехлетний народный акын Караганды, заслуженный деятель искусств КазССР Алимбаев Доскей” [18]. За военное время в карагандинской области было проведено шестнадцать айтысов между промышленными городами, районами, крупными промышленными предприятиями, колхозами и совхозами. Межрайонные айтысы проводились в областном центре, а потом акыны в сопровождении молодых поэтов-пропагандистов выезжали в те районы, от имени которых состязались и там повторяли айтыс, выступали с докладами, лекциями и др. [18].

Семипалатинская область была известна деятельностью целой плеяды талантливых акынов – учеников Жамбыла. Среди них: Нурлыбек Баймуратов, Сапаргали Алимбетов, Толеу Кобдиков, Нургали Тунгатаров и др. По словам Б.Блеубаева, “…наши акыны воспевают героическую борьбу советского народа на фронтах, его самоотверженный труд в тылу, его неуклонную волю к победе…. Народные акыны нашей области принимают активное участие во всех хозяйственно-политических кампаниях. Бригада в составе народных акынов Алимбаева, Тунгатарова, Усенбаева обслужила во время этих кампаний пять тысяч колхозников Кокпектинского, Аксуатского и Жарминского районов, акын Толеу Кобдиков выступал в 15 колхозах Чарского района. Акын Нурлыбек Баймуратов обслужил 500 колхозников Абаевского района. Песни народных певцов – пламенных агитаторов сыграли мобилизующую роль в выполнении рабочими приисков планов добычи драгоценного металла” [17].

В декабре 1943 года в Казахском Академическом театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате проходил республиканский айтыс. К этому времени был выпущен также сборник “Айтыс”, куда вошли произведения народных акынов XIX столетия. Для делегатов был организован просмотр лучших спектаклей в театрах столицы, кинофильмов. Казахский академический театр драмы показал гостям спектакль “Козы Корпеш и Баян Сулу”, Казахский академический театр оперы и балета оперу “Кыз Жибек”, в филармонии прошел концерт Жамал Омаровой. В состав жюри вошли академик К.Сатпаев, заслуженный артист КазССР А.Жубанов, писатели С.Муканов, М.Ауэзов, известный литературовед Е.Исмаилов, народная артистка СССР К.Байсеитова, народный артист КазССР К.Куанышпаев и др. [20]. В числе акынов, приехавших на айтыс, были Жамбыл, Нартай Бегежанов, Шашубай Кошкарбаев, Нурлыбек Баймуратов, Кенен Азербаев, Толеу Кобдыков, Кошен Елеуов, Омар Шипин, Куат Терибаев, Орымбай Тайманов, Молдахмет Тырбиев, Нурхан Ахмедбеков, Маясар Жапаков [21].

Таким образом, на примере изучения бытования жанра айтыса в 1940-е годы, становится очевидным наличие коренных изменений в системе функционирования этого жанра, “перевернувших” и социальное назначение, и цель, и структуру, и другие стилистические особенности айтыса.

 
0
670
0