Аналитика по рынку Казахстана от IKS-Consulting и мой «разбор полетов»

Алексей Бойко 2012 M12 12
1497
3
1
0

Сегодня читаем интервью со Светланой Черненко из "икса" на Profit.kz Что мне показалось интересным, что захотелось прокомментировать. 1. Уважаемая г-жа Черненко считает, что основные сегменты рынка...

Сегодня читаем интервью со Светланой Черненко из "икса" на Profit.kz

Что мне показалось интересным, что захотелось прокомментировать.

1. Уважаемая г-жа Черненко считает, что основные сегменты рынка уже насыщены. Она заключает это на основе того, что в 2012 году рынок вырастет на 3-5% год к году. Но это - тоже рост, хотя и без двузначных цифр. И теперь можно ожидать во-первых, продолжения роста, а во-вторых, изменения структуры рынка за счет постепенного повышения доли FTTx-подключений.

2. Светлана называет лидером по подключениям в абсолютном значении KCell, по-динамике - Tele2 Казахстан. Согласен, об этом вполне убедительно говорят цифры. Цифр, правда, не хватает, без ARPU и MoU Tele2 трудно судить, чем достигнут рост доли компании на рынке. Победа может оказаться пирровой. То, что компания цифры не показывает, заставляет задумываться, насколько все хорошо.

Данные по операторам, оценка IKS-Consulting:
KCell - 12.7 млн / 50%
Beeline - 8.6 млн / 33%
Tele2 - 3.1 млн / 12%
Алтел - 1.4 млн / 5%

3. Рынок M2M в Казахстане не превышает 1% - здесь есть потенциал. Но для его раскрытия оператор должен предлагать подключения к своей платформе M2M контент-провайдерам, которые уже и будут обслуживать конечных клиентов. Это общемировая схема.

4. Переезд администрации Beeline в Астану - правильно или нет? Понравился ответ Светланы - важно не то, где администрация, важно то, где коммерческий блок. Пока он в Алматы - все логично, если тоже переедет в Астану "мне будет достаточно сложно это прокомментировать". Мне не сложно - это "плохая идея"!

5. "Мне кажется, Beeline ищет именно такого руководителя-универсала". Да, мне тоже кажется, что Beeline ждет очередная смена руководства. Ибо компания "КарТел" до сих пор не может найти себя на изменившемся рынке Казахстана в тех условиях, которые задала штаб-квартира.

6. По-поводу ДОС я не согласен. Практически нет примеров удачного внедрения подобных субберндов. ДОС не стал исключением, провал был прогнозируем.

7. Прогноз по Tele2 "в ближайшие 2-3 года по крайней мере на 20% рынка они могут рассчитывать".

Здесь многое зависит от решимости Tele2 продолжать инвестирование, во-первых. Во-вторых, в Tele2, по-сути, сменилась команда и сейчас это люди, сформировавшиеся во-многом, в корпоративной среде Beeline, которая не слишком похожа на шведскую. Это может сказаться и на результатах, в том числе, привести к определенной потери динамики и, в целом, тех качеств, которые традиционно связываются с брендом Tele2.

8. Очень интересная точка зрения на интерконнект. В частности, на то, что его высокая ставка сдерживает рост объемов голосового трафика, и если снижать ставки быстро, то сети могут не справиться с ростом нагрузки. В принципе, это следует принимать в расчет. Но, на мой взгляд, операторы на сегодня вполне способны доинвестировать в инфраструктуру, чтобы поддерживать надлежащее качество связи, если им будут поставлены задачи по качеству со стороны регулятора. Ставки нельзя одномоментно обнулить, но ускорить их последовательное снижение, безусловно, стоило бы, как в интересах населения, так и в интересах интенсификации конкуренции на рынке.

9. Инвестиции. Не согласен в том, что компании одинаково развивают сети. На основании равенства выделяемых сумм об этом судить нельзя. UMTS900 обеспечила для Tele2 возможность меньшими вложениями добиваться больших результатов, а равными вложениями - намного больших. Кроме того, различна и структура вложений, скажем, Beeline инвестирует в фиксированный ШПД, KCell тратится, например, на ЦОД, а Tele2 концентрировал усилия в развитии радиоподсистемы. Это приводит к куда более быстрому развитию покрытия у Tele2, что позволяет говорить о том, что вскоре можно будет ожидать соизмеримого покрытия у всех трех операторов, при том, что сигнал UMTS900 лучше проникает в помещения, обеспечивая там, где он есть, лучшее качество услуги.

10. Мобильная коммерция, мобильные платежи. В РК "конь не валялся" в этом перспективном направлении. Надо ускоряться, дело выгодное для рынка и населения.

11. Лицензирование 4G / LTE. "Регулятор не столь динамичен, как хотелось бы, наше законодательство не самое прогрессивное... " - до сюда согласен, но далее парадоксальный вывод "..но ни не тормозящее развитие рынка".
Как же не тормозящее, когда в 2010 году хотели разрешить LTE и не разрешили, а теперь выдали монопольно право на пилотную сеть КТ?
С MNP по-прежнему висит вопрос.
Даже по-сравнение с вечно опаздывающей Россией по этим направлениям в Казахстане еще свое собственное отставание.

12. MNP "Эффективность MNP определяется не столько количеством пользующихся этой услугой, сколько влиянием на рынок, самим фактом ее существования". Это надо вбить чиновникам в голову. Это нужно повесить, как транспорант в МТК. Известный специалистам факт. MNP должна быть, чтобы операторы работали, а не почивали на лаврах.

13. Затратен ли MNP - "это не тот уровень затрат, который бы критично отразился на тарифообразовании". Да, именно так.

14. Стоит ли строить совместную сеть LTE и конкурировать услугами - "Мне кажется, наши менеджеры пока не совсем к этому готовы". Совсем не готовы. Модель, которая успешно показала себя в Швеции, например, не будет работать в Казахстане. Поэтому лицензии LTE и частоты LTE следует предоставить всем крупным участникам рынка - это единственный способ сократить то отставание с внедрением данной технологии, которое нас сегодня демонстрирует Казахстан.

Хорошее в целом интервью, хоть я далеко не со всем согласен. Что же, теперь у вас есть, как минимум, возможность услышать два мнения экспертов по одной и той же теме и сравнить их со своим собственным.

Оцените пост

1

Комментарии

1
Алексей, очень интересные цифры. Спасибо!
0
интресно, а можно сделать анализ рынка FTTx?
0
Я не занимался этой темой, фиксе меньше внимания уделяю, а у "иксов" почти наверняка есть такое исследование, попробуйте связаться со Светланой Черненко, если готовы купить отчет или заказать исследование.
Показать комментарии