Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:11, 10 декабря 2012

Казусы Налогового законодательства Республики Казахстан

Добрый день, уважаемые читатели и блогеры.

Наконец-то я решился начать вести свой блог. В своем блоге я бы хотел бы описывать все-что связано с Казахстаном.

Начну свой блог с профессиональной деятельности, а именно налогового законодательства.

Глава 1 - Налоговый кодекс Республики Казахстан

01 января 2009 года вступил в действие новый налоговый кодекс, который должен был упорядочить все налоги и стимулировать промышленность Казахстана.
Весь НК РФ, я, конечно, не читал. Но то, с чем сталкивался, имеет ряд не совсем логичных действий.

1. Возврат накопленного НДС.
Сначала о природе НДС. НДС подлежит возврату, в случае экспорта готовой продукции. Все логично, стимулирование экспорта улучшает платежный баланс страны, расширяет рынки сбыта и стимулирует производство конкурировать с иностранными компаниями. Казахстан является эксопрто-ориентированной страной, так как при низком внутреннем спросе на основные производимые в стране товары (нефть, железо, золото, уран, РЗМ, бакситы, никель, газ, пшеница, и т.п.) реализовывать все это возможно только в зарубежные страны.
При этом, при приобретении ТРУ для производства, все производители оплачивают НДС, который при экспорте должен быть возвращен Компании - экспортеру. Сейчас в Казахстане больше происходит инвестиционная фаза, которая предполагает большие инвестиции в производство, и, соответственно, накапливается НДС на счетах для возврата. В большей степени, инвестиции осуществляются иностранными компаниями, которые экспортируют готовую продукцию (золото, уран, нефть, газ и т.п.). Соответственно, у них НДС возможно вернуть только физически.
Во-первых, действующий Налоговый кодекс установил, что вернуть НДС, накопленный до 01.01.2009 возможно в течение 1 года, то есть до 01.01.2010.
Во-вторых для возврата накопленного НДС необходимо соблюдение двух критериев - а) постоянство реализации, б) доля экспорта. Постоянство реализации - это последовательная реализация в течение 3-х последовательных кварталов. Для экспортных компаний доля экспорта не является проблемой.
Таким образом, компании-экспортеры, у которых накопился НДС до 01.01.2009 года должны были обеспечить экспорт в течение 3-х последовательных кварталов иначе, возврат возможен только через зачет, что подразумевает реализацию внутри страны. Но многие Компании-экспортеры не в состоянии обеспечить экспорт постоянно, что связано как минимум с двумя факторами: 1. Есть производства, где производственный цикл больше 3-х месяцев, соответственно, такие Компании физически вернуть деньги никогда не смогут 2. Для компании, которые только начинают производства, и не способы обеспечить необходимую партию для реализации.   Таким образом нарушается принцип стимулирования экспортно-ориентированных Компаний. Как правило, у таких компаний акционеры иностранцы, и объяснять им схемы возврата через посреднические компании сложно. Постоянство отгрузки должно определяться не периодом, а ритмичностью, и, вообще, сложно понять зачем нужно постоянство отгрузки. Во-вторых, зачем целенаправленно ущемлять производителей, ограничивающих сроком возврата НДС. В общем, больше вопросов, чем ответов.

2. НДПИ и налог на сверхприбыль

Казахстан (не буду писать как и Россия, дабы не смущать читателей) перешел на увеличение налоговой нагрузки недропользователей, и, соответственно, вводит понятие налога на добычу полезных ископаемых и налог на сверхприбыль.

С моей точки зрения очень правильный шаг, и вполне логичный. Но, как всегда начинается каузистика. Большинство добываемых из недр полезных ископаемых проходят дальнейшую переработку на заводах, где они образуют экспортный товар (уран, золото, медь, бакситы и т.п.). Грубо НДПИ рассчитывается как стоимость добытого полезного ископаемого умноженного на ставку налога. Проблема с оценкой стоимости добытого продукта. Если добываемый продукт проходит вторичную переработку, то для целей НДПИ стоимость определяется как себестоимость добычи умноженная на 20%. А теперь, начинается два самых интересных вопроса.
а) Кто знает хоть чуть чуть геологию, то знает, что геологическое строение у каждых месторождений разное, и себестоимость добычи различная, то есть, например, два фактора - глубина залегания и содержания вещества в руде. Чем выше залегание и больше содержание, тем меньше себестоимость и наоборот. И получается, что у каждого недропользователя разная база для исчисления НДПИ для одного и того же количества добытого сырья, при этом, у бедных месторождений и которые находятся на стадии разработки, они гораздо выше, чем у более богатых месторождений. Вопрос к нашим умам-экономистам, как можно стимулировать развитие менее рентабельных месторождений, естественно, любой акционер предпочтет начать освоение более богатых месторождений, чем менее бедных. А во-вторых, где равенство налогоплательщиков???. Естественно, при расчете цены реализации сырья, которое требует дальнейшей переработки необходимо было устанавливать стоимость обратным методом от рыночной цены, так как стоимость переработки одного и того же сырья более близка, нежели себестоимость добычи. То есть, нужно было бы от реализации конечного продукта отнять себестоимость переработки и это определить как стоимость добычи, но никак не наоборот. Учитывая, что в основном недропользователи у нас иностранные компании, которые имеют очень хорошие по геологии месторождения, то менее рентабельные останутся нашим детям :(, к тому же государство не до получает огромные суммы в виде НДПИ (первое недополучение - далее пойдет речь о втором).

Вторая каузистика связана с Налогом на сверхприбыль. Налоговый кодекс разделил операции по недропользованию и не связанные с недропользованием. И теперь, Компании делят в декларации по налогу на прибыль данные виды деятельности. Налог на сверхприбыль (если мне не изменяет память) зависит от внутренней нормы рентабельности, которая должны быть обеспечена операциями по недропользованию (контрактная деятельность, так ее еще называют). Учитывая, что выручка для Компаний, которые осуществляют дальнейшую переработку, определяется исходя из Затраты плюс 20%, то фактически внутренняя норма рентабельности не будет никогда выше 20%. Таким образом, компании-недропользователи фактически не платят налог на сверхприбыль, а основная прибыль оседает на внеконтрактной деятельности, которая облагается обычным способом. Вот так вот наше государство сократила себе поступление налогов в очень больших размерах в период кризиса для компаний недропользователей, когда хотело наоборот увеличить на них нагрузку.

По мелочам про НК РК писать не буду, типа, что у них датой реализации является дата отгрузки Товара, а что он может находится в пути, не подумали, при этом выручку нужно определять по стандартам МСФО.
Если хорошо изучить НК РК, то таких фактов смешных можно найти очень и очень много. Отсюда вопрос чем у нас занимаются наши государственные чиновники, читают ли они документы, которые принимают???? Или все заканчивается на стадии разработки исполнителей.
Вообще стиль работы - это отдельная заметка, я для себя понял стиль такой - главное отрапортовать что все исполнено, даже если не исполнено, а там авось разведем или не заметят.

С уважением,

Газис Токанов

 


0
409
0