Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
06:03, 02 декабря 2012

Премьера оперетты Франца Легара «Веселая вдова» в ГАТОБ им. Абая 1 декабря 2012 года

Все последние постановки ГАТОБа отличаются зрелищностью. Всё делается для того, чтобы зритель пришел, был аншлаг и столпотворение. В первых числах декабря отгремела третья премьера сезона – оперетта Франца Легара «Веселая вдова».

Посмотрев новые постановки ГАТОБа – не скажешь, что опера – это что-то скучное, сухое и академическое. Нет, опера - это круто!

«Веселая вдова» - одна из самых известных в своем жанре оперетт. Написана более ста лет назад, в самом начале 20 века. Надвигается грохочущий век с революциями и мировыми войнами – а на сцене легкость необыкновенная, люди интересуются только любовью, адюльтером, ночными клубами – вертепами разврата и грязных танцев – канканом, хорошей выпивкой и игрой. И только самый смешной персонаж – старый ветвистый муж, посол маленькой, но гордой страны с бюджетным дефицитом – думает о родине! Но и его хлопоты по спасению родины – водевильны, надо не дать богатой вдове с состоянием в 20 миллионов выйти замуж за француза, а то капиталы утекут из страны. Вот он и поручает дело спасения родины своему сотруднику, представителю аристократического семейства, гуляке и пьянице. А вокруг вдовы водят хороводы весь мужской хор и солисты. Все хотят приз в 20 миллионов.

Ласло Синистер, соотечественник Легара, режиссер из Будапешта, поставил оперетту. Это не первая его постановка, судя по многочисленным интервью, которые он дал, наша постановка похожа на ту, которую он уже делал для Санкт-Петербурга, всё: декорации, костюмы и хореографию - он перенес к нам, только переработал текст. Так что у нас оперетта с другими акцентами. Действие идет в Париже нулевых прошлого века, страна, о которой идет речь - это условная страна Понтеведро. Костюмы разнообразны, это адская мешанина стилей, у вдовы Ганны псевдо-грузинский костюм, чередующийся элегантными парижскими нарядами со шляпами и перьями, секретарь ходит в квази-турецкой феске и шароварах, «шириной с Черное море», посол - в условно-казахском камзоле с узорами, и только герой-любовник щеголяет в гусарском мундире с эполетами и аксельбантами. Все это поддержано танцами – фантастической стилизацией кавказских и гуцульских плясок.

Blog post image

Танцев в оперетте много, и пляшет не тот специальный балет, который сопровождает оперные постановки ГАТОБа -  все эти пляски пейзан.  Для этого заведены специальные танцоры, ноу-хау ГАТОБа, дискоординированные и чудовищно несинхронные девушки и юноши, коряво двигающиеся, не тянущие носочки, шатающиеся и спотыкающиеся на ровном месте, танцующие три прихлопа и два притопа! Нет, выступает настоящий большой балет и кордебалет. «Народные" танцы сделаны очень интересно и зажигательно. Есть еще "Парижские" танцы, а это канкан и угар. Тут уже заняты оперные дивы, они пляшут зажигательно и пародийно, но то, что танцуют балетные танцоры, на мой взгляд, неинтересно. Ни техники, ни высоко поднятых синхронно ножек, просто все бегают на сцене под дикие взвизги и показывают задницы с сердечком, одетые в панталончики. Атмосфера бардака. До «Красной мельницы», или хотя бы до Фринрихштадпаласта, апофеоза пошлости, – ну очень далеко. Кстати, задницы, щедро показываемые зрителю, – это общее, объединяющее обе премьеры. В «Похищении из сераля» большие упругие зады павших ниц перед пашой в намазном поклоне хористов – это художественный замысел и имеет смысл. Они это дело акцентировали и обыграли. А в «Веселой вдове» - опять в лицо публики суется эта часть тела, но уже без всякой подоплеки, просто смеха ради. Обхохочешься! Вот такой жанр – бурлеск, смесь высокого и низкого.

Музыка Легара красивая, мелодичная и зажигательная – у всех на слуху, её часто поют и играют на эстраде. Это классика! Дирижер-постановщик Ерболат Ахмедьяров, оркестр под его управлением играл виртуозно, очень собранно, не без шика, присущего военным духовым оркестрам.

Главную партию вдовы Ганны Главари в первый день премьеры сыграла Нуржамал Усенбаева. Это суперпрофессиональная певица, имеет в загашнике большое количество сыгранных партий, у меня до сих пор мороз по коже от ее Маргариты в Фаусте. Здесь она показала себя синтетической актрисой, может искрометно петь оперетту, плясать, играть, она в прекрасной форме, вечно молода, а исполненная ею ария Вилье – это высокий образец сладкозвучного и драматического пения, достигающего оперных высот.

Blog post image

Партию графа Данило исполнил Андрей Трегубенко, один из лучших баритонов театра, с ярко выраженным актерским дарованием. Присутствие Андрея в спектакле – это всегда залог высокого уровня, ему подвластны все жанры: и Онегин, и Дулькамара, и Фигаро. Вначале его герой фат, бравирующий своими похождениями и бездельем, самый сладкий сон у него только за столом, заваленным бумагами и чернильницей, иначе он не выспится. Потом посол ставит перед ним задачу, долг его – помочь родине и начинается фейерверк. Ведь вдова – его первая любовь, жениться ему на ней не дали в свое время, она была бедна и незнатна. Любовь еще не заржавела, он ревнует и злится, отгоняя от нее других претендентов, но сам жениться не хочет. Вот не хочет он жениться по расчету! И Андрей сыграл в ироническом ключе все эти метания и противоречия, а любовные его переживания достигают высокого оперного драматизма. Тут автор сделал так, что чистая любовь победила. Как? А посмотрите сами.

Большая и смешная роль отведена басу Кайрату Омирбекову, сыгравшего посла барона Зету. Человек занят государственными делами, пока его молодая жена развлекается с поклонником. Голос у него зычный, амплуа в театре – бас-буффо, роли комических стариков его фишка. Его ветреную жену Валентину исполнила молодая сопрано Клавдия Кропачева, и это новая звезда театра. В ее портфеле ролей мало, но всё, что она сделала – это прекрасно,  я считаю, что пока она лучшая Татьяна Ларина, которую я слышала на сцене ГАТОБа. Голос большой и божественно благозвучный, сама красива той породистой красотой, как у Галины Павловны Вишневской, а это то, что помогает стать звездой и любимицей публики. Вот такие вокальные параллели!

Баритон Дулат Токанов сыграл роль незадачливого поклонника вдовы виконта Каскада, роль комическая, а сам - «военный, красивый, здоровенный». Голос его «мирового уровня», сильный, звучный, героический. При таких данных он мало занят в театре, к сожалению. Блистал в партии Жиенкула в «Биржан Саре».

Blog post image

Секретаря посольства Негуша сыграл другой феноменальный баритон театра – Олег Татамиров, блиставший в партиях Риголетто и Белькоре. Это лирический баритон, голос красоты и звучности необыкновенной, он с легкостью поддерживает высокую тесситуру и достигает теноровых высот. Эту же роль приготовил Александр Сметанин, напротив, низкий драматический баритон, единственный, про которого режиссер Ласло Синистер в интервью сказал: «Хочу подчеркнуть высокий уровень Александра Сметанина, он выступает в роли Негуша, секретаря посольства» http://www.vecher.kz/node/17299. Понятно, что Сметанин выступит как-нибудь в другой раз, что поделать, если все они такие искрометные! Сейчас в театре целая плеяда сильнейших баритонов.

Еще один влюбленный герой,  француз Камилл де Россильон, это именно он может захватить вдовьи капиталы. Эту партию спел ведущий лирический тенор театра Меир Байнешев. Меир выжимает слезы поклонниц в партии Ленского, блеснул в партии Петрильо в «Похищении из сераля», он также поет на эстраде то, что называют классическим кроссовером.

Оперетта очень многолюдная, я перечислила не всех персонажей. Заняты даже хористы в сольных партиях, двоих я видела доселе в хоре, видать, они совершили переход в сольное исполнительство. Музыкальные номера чередуются остротами и танцами. Режиссер, в одном из интервью сказал: «- Я ставил эту оперетту во многих странах, и могу уверенно сказать, что не везде имел возможность работать с профессионалами такого класса. Исполнители, например, главных ролей, работают на мировом уровне и могли бы выступать в любом театре мира».   http://www.caspionet.kz/rus/general/GATOB_predstavil_zriteljam_operettu_Veselaj

Но лучше один раз увидеть и услышать, чем прочитать. Вот так в ГАТОБе появилась еще одна хорошая и интересная постановка.

Blog post image

Blog post image

 
2
911
2