Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
00:18, 19 ноября 2012

Как превратить пассивную аудиторию в драйвер вашего выступления?

Пост рекомендуется к прочтению людям, которые выступают перед аудиторией и хотят внести в свои выступления элементы работы с аудиторией. Которым кажется, что в зачастую пассивной аудитории кроется основной ресурс вашего выступления. Которые думают, что его ценность не только как высококлассного специалиста, но и человека, который умеет зажигать огонь в глазах людей.

Blog post image

Я хочу поделиться 5 рекомендациями, которые я сама использую в своих публичных выступлениях. Ниже я описала основные «методы», почему они могут быть полезны вам, как они выглядят с технической точки зрения,  а также их риски и возможности.

Мой обзор не претендует на полноту изложения, поэтому я буду рада комментариям в духе: «Я бы добавил», «Я бы уточнил», «Я бы внес конструктив» и вашим дополнениям к методам работы с аудиторией.

Этот и другие подобные материалы можно найти на моем сайте prashkevich.com.

Ценное дополнение от Blog post imageBarbolin (см. комменты): ...добавлю ещё одну фишку, она мне помогает больше всех, надо любить свое дело то которым занимаешься, в данном случае публичные выступления и знать на зубок то о чём ты решил людям рассказать. Быть экспертом, в этом вопросе. А ещё лучше прожить это, на собственной шкуре...

1. «Замерьте» аудиторию

Blog post image

Почему это полезно: К сожалению не все слушатели приходят на вашу презентацию подготовленными. Также аудитория может быть разношерстная с точки зрения их подготовки по заявленной теме: кто-то совсем новичок, и будет слушать вас с открытым ртом, а кто-то – профи, который будет придираться к вашим словам. Поэтому важно перед началом «замерить» состояние аудитории: Как они себя чувствуют, какой у них опыт есть в сфере, о которой вы будете говорить.

Технически. Нарисуйте на флипчарте или доске шкалу оценки (от 1 до 5 или 10), где 1 – это только примерное представление о предмете вашего выступление, а 10 – это эффективное использование в практике. Попросите аудиторию разместить себя на этой шкале (мысленно или с помощью отметок с именем и фамилией). Затем проведите опрос тех, кто поставил себе от 1 до 3, от 3 до 6, от 7 до 10 – пусть они вкратце расскажут о своем собственном опыте.

ВозможностиРиски
Вы быстро получите представление о степени подготовки вашей аудитории – и сможете скорректировать свое выступление.«Замер» может растянуться, когда вы не следите за временем выступления участников. Лучше заранее задать некоторый регламент (имя-сфера деятельности-описание в одном предложении)
«Продвинутых» вы можете сразу записать себе в помощники – просите их комментировать некоторые пункты вашего выступления.Остальные участники будут комментировать краткие выступления говорящих. Тут два выхода – либо призвать к тишине и идти дальше, либо перейти в роль модератора и позволить вашим слушателям стать со-ведущими выступления.
«Замер» или опрос - это идеальный инструмент для того, чтобы у аудитории появился шанс перезнакомиться между собой.
Часто замеру уделяют минут 10, но иногда имеет смысл его сделать расширенным (чтобы люди могли подойти и не только разметить себя на шкале, но и подписать свои отметки, в чем они нуждаются и чем, в свою очередь, могли бы быть полезными другим)

Ценный комментарий из Facebook от Мадины Биляловой: ...я бы добавила еще: сделать какое-нибудь упражнение групповое: смена деятельности, кто заснул-проснется, и потом так важно чуть чуть народ подвигать, даже если им просто придется встать и сесть

2. Проведите опрос

Blog post image

Перед началом выступления спросите слушателей, а о чем конкретно они хотели бы услышать? Даже если тема вашего выступления определена и была анонсирована заранее.

Почему это полезно: Вы – один, слушателей – много, и у каждого из них своя собственная ситуация и ожидания от вашего выступления. Не стоит надеяться, что слушатели потрудятся и сами спроецируют информацию, которую даете вы, на себя и свою деятельность. Поэтому важно в самом начале выяснить основные, самые больные вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.

Технически. Этот прием называется sharing – когда вы проводите небольшой опрос среди участников. Формируете круг вопросов или  поле проблем аудитории.

Скажите: 40 минут, отведенных на мое выступление, в любом случае пройдут. Я бы хотела быть вам максимально полезной, поэтому хочу узнать сразу, кто на какие вопросы хотел бы получить ответы?

Обязательно появится человек, который заерзает на стуле, но побоится быть первым. Помогите ему задать вопрос жестом или обращением.

Зарисуйте на флипчарте в виде карты или списком вопросы и проблемы, озвученные аудитории. Если у вас презентация, откройне на компьютере Блокнот – и запишите список, чтобы он был виден всем. Ориентируйтесь на этот список в течение презентации.

ВозможностиРиски
Когда вы выдаете информацию на основе реальных потребностей, вы можете быть максимально уверенны в своей полезности и эффективности для аудиторииРеальные запросы аудитории могут разительно отличаться от заявленной ранее темы, к которой вы готовились. Можно скорректировать свое выступление, учитывая пожелания аудитории
Вы получаете более заинтересованную аудиторию, потому что реально знаете о ее «болевых» точках. Аудитория с бОльшей вероятностью не только «досидит» до конца, но и будет вовлечена в обсуждениеАудиторию волнуют вопросы, в которых вы некомпетентны. Чтобы не выглядеть глупо, честно признайтесь, что это не сфера вашей компенеции – или спросите аудиторию, кто мог бы вкратце поделиться своим опытом по озвученному вопросу.
Прием спасает, когда у вас не было времени специально подготовить выступление. В таком случае свое выступление можно целиком построить на вопросах аудитории.Вопросы у аудитории могут не возникнуть. Такое со мной случалось, когда аудитория сама не знала, чего хочет (студенты, «убивающие время» итп). В такие моменты я либо начинаю перечислять пункты моей презентации и прошу поднимать руки тех, кому они интересны. Я прошу конкретизировать у поднявших руки, почему именно их интересует тот или иной пункт.

3. Возвращайте вопросы

Blog post image

Вопросы, возникающие по ходу вашего выступления, возвращайте в аудиторию с помощью формулировок: «Интересно, а как бы вы сами ответили на этот вопрос?», «Я бы хотела, чтобы кто-нибудь из слушателей рассказал о своем опыте».

Почему это полезно. Если быть честными, люди редко задают вопросы, ответы на которые они реально хотят услышать. Часто спрашивают с целью «сверить» ваш ответ со своим «правильным» вариантом, или хотят «провести экзамен» спикеру. У вас есть выбор: либо самостоятельно отвечать на вопрос, и подвергать свои суждения дополнительной оценке, либо разделять ответственность с самим спрашивающим или аудиторией.

ВозможностиРиски
Возвращая вопросы в аудиторию, вы даете возможность высказаться людям, которые хотели бы это сделать. Поверьте, слушатель, которому дали сказать, будет называть ваше выступление самыми ярким и профессиональным – потому что вместе с вами говорил и он!Спикер может неосознанно занять позицию оценщика ответов аудитории: «Ну-ка, как бы вы решили этот вопрос?» (с вызовом) - и оценивать ответ как правильный или неправильный, «хороший вариант», «супер!», «ммм…» и так далее. Оценка в ответе спикера может испугать некоторых участников – и они предпочтут промолчать.Поэтому обратную связь нужно давать безоценочную: «Согласна», «Услышала», «Записала», «Интересно, принято», «Какие еще варианты?».
Возвращать вопросы имеет смысл и для того, чтобы конкретизировать примеры, которые вы приводите в выступлении. Вместо приведения общих примеров можно спросить: «Вот, к примеру, вы чем занимаетесь? Какая у вас ближайшая задача?». Таким образом, полезность вашего выступление увеличивается в разы.

4. Подкрепляйте свои ценности историями.
А истории - ценностями

Blog post image

Почему это полезно: Часто в выступлении мы хотим донести не только функциональную информацию (делайте так, мы сделали так, это работает таким образом), но и некоторые наши ценности в работе, что-то очень важное для нас. Например, о том, как важно быть честным с собой, этичными с конкурентами итп. Но тут есть риск свалиться в «общие слова», с которыми все вербально согласятся, но подумают о вас, что вы пустобрех. Все важные для вас «общие слова» желательно предварить конкретной короткой историей из своей жизни, клиентов или так называемой «мотивационной историей».

ВозможностиРиски
Люди любят истории. Дайте им их. Истории из детства, вашей карьеры, клиентов, партнеров, семьи – пусть они будут смешными или горькими. Главное, что они плавно подводят к важным на ваш взгляд вещам.Есть риск «свалиться» в рассказывание историй. Соблюдайте баланс между содержательной частью и «спиче» и ценностях.

­­

5. Берите обратную связь

­­­­­­­­­­

Blog post image

Почему это полезно. Наверняка, вам интересно узнать, что думают люди о вашем выступлении. Так почему бы их не спросить об этом? Это поможет не только вам оценить свой уровень донесения информации, но и самим людям резюмировать услышанное от вас.

Технически. Спросите аудиторию: «В завершение нашей сессии/лекции/мастер-класса я бы хотела услышать от вас, какие новые мысли у вас родились? Какие выводы вы сделали конкретно для себя? Поделитесь со мной и другими слушателями?». Дайте высказаться тем, кто хочет это сделать.

Также можно вернуться к замеру, который вы делали вначале. Можно спросить у аудитории: «Вспомните замер, который мы провели в самом начале. Вспомните, где вы себя поставили на шкале. Прикиньте, куда и насколько вы продвинулись? Кто продвинулся на 1 шаг, поднимите руки? На 2 шага? Если ли кто-то, кто сделал шаг назад? Что произошло? А кто перешел из левой части в правую?». Просите поднимающих руки прокомментировать свои результаты, озвучить ближайшие действия, которые он предпримет каждый в своей ситуации.

ВозможностиРиски
Вы услышите реальные отзывы о вашем тренинге от ваших слушателей. Возможно, они дадут вам пищу для размышений.Понятное аудиторией будет разительно отличаться от того, что вы хотели до нее донести. Зато, если вы знаете это, у вас есть еще один шанс донести свою главную мысль.
Проговаривая свое собственное резюме, человек еще раз структурирует полученную информацию в головеКто-то скажет, что и так знал все, о чем вы сказали или выскажется негативно о вашем выступлении.
Подобное можно принять с достоинством, поблагодарить человека за откровенность. Пообещайте его пригласить на ваше следующее выступление, чтобы он мог увидеть ваш прогресс. Выполните это обещание.
 

Активная работа с аудиторией, проведенная ранее, обезопасит вас не только от негативных высказываний на ваш счет, но и от неприятных мыслей о вас. Потому что аудитория принимала участие в выступлении с вами наравне – и несет за него такую же ответственность, что и вы.

Вот такие 5 рекомендаций. Предлагаю вам подумать о возможности включить какой-то один из этих или других элементов в ваше ближайшее выступление.

Буду благодарна, если вы выделите некоторое время, чтобы в комментариях оставить свои рекомендации по работе с аудиторией во время выступлений!

Список полезной литературы и слова «погуглить»: фасилитация, тренинги для тренеров, Книги "Resonate “Захвати аудиторию своей яркой историей", «Справочник фасилитатора»

12
772
9