Антистресс для менеджеров

Олеся Пинчук 2012 M11 16
762
0
0
0

Решила публиковать в блог свои статьи. Эта вышла в журнале "Деловой мир". Очень актуальная тема, кстати! Как часто вы ловите себя на мысли, что вам надоело все «до чертиков»? Работа, семья, дети...

Решила публиковать в блог свои статьи. Эта вышла в журнале "Деловой мир".

Очень актуальная тема, кстати!

Как часто вы ловите себя на мысли, что вам надоело все «до чертиков»? Работа, семья, дети, дом — вереница проблем, и на себя времени совсем не остается. Все чаще вы испытываете раздражение, нервное напряжение, подавленное настроение и необоснованный страх. Такое состояние принято называть стрессом, который каждый из нас рано или поздно испытывает в своей повседневной жизни. Что же делать, когда уровень стресса зашкаливает и как им управлять? Психологи дают совет – важно направить стрессовую реакцию в безопасное русло. Данную задачу и решает стресс-менеджмент.

В буквальном переводе с английского языка «стресс-менеджмент» означает «управление стрессом». Дать однозначное определение этому термину не просто: стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.

Многие из Вас могут удивиться: «Зачем учиться управлять стрессом? Лучше научиться его избегать!». Все дело в том, что совершенно огранить себя от стрессоров, т.е. факторов, вызывающих стресс, невозможно. Даже если вы запретесь в четырех стенах, это не поможет вам сбежать от него: изоляция может быть сильнейшим стрессогенным фактором.

Но если стресс нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться. Если научиться осознанно им управлять, то это поможет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями.

 

А как же работа?

Все чаще одной их основных причин стресса становится неудовлетворенность и проблемы в своей профессиональной деятельности. И это неудивительно, ведь треть нашего времени мы проводим на работе. Именно поэтому стресс на профессиональной почве становится явлением распространенным.

По мнению психологов, природа возникновения стресса на работе во многом связана с неожиданностью – какая-то неожиданная ситуация негативного характера, какой-то кризис, с которым необходимо справиться в ограниченный промежуток времени. Поэтому человек, не имея опыта выхода из затруднительного положения, попадает в стрессовую ситуацию. Что же происходит в это время? Человек чувствует угрозу, опасность, на которую не знает, как реагировать. Переживая этот период, люди чаще всего не осознают, что стали жертвами стресса.

Современные компании постоянно создают стрессовые ситуации для своих сотрудников. Человек, работающий в такой организации, может со временем полностью потерять интерес к некогда любимому делу. Наряду с этим, появляется состояние хронической усталости, быстрое утомление и зачастую снижается производительность труда. Рано или поздно это скажется не только на здоровье, но и на экономических показателях работы.

Руководители различных структур должны осознавать, что изначально необходимо создать благоприятный климат для своих сотрудников. Это могут быть командные формы организации труда, четкое определение должностных обязанностей, равномерное распределение нагрузки, социальная поддержка персонала, а также специальные программы управления стрессами. В настоящее время на рынке Казахстана представлены центры психологической помощи, а также различные HR-компании, которые предоставляют услуги по проведению индивидуальных и  корпоративных тренингов в области стресс-менеджмента. Любой желающим может найти во Всемирной сети подобные центры и записаться на тренинги.

Но все-таки в Казахстане стресс-менеджмент все еще находится на этапе становления. Не в каждой организации найдешь добрых и понимающих начальников, готовых тратить на это большие средства. До кризиса 2008 года в некоторых компаниях проводились специальные тренинги. В «социальный» бюджет закладывались средства для того, чтобы сотрудники имели возможность поддерживать свое физическое здоровье, например, посещать бассейн или тренажерный зал. Во многих организациях проводились тимбилдинги, мероприятия по борьбе с курением, консультации психолога. А медицинское страхование персонала было настолько привычным, что воспринималось как норма.

Но…Кризис все изменил, и не за горами его новая волна, которая вот-вот накроет мировую экономику. И мало какая организация сможет похвастаться наличием привилегий в виде бесплатного посещения бассейна и тренажерного зала, не говоря уже о психологе. Разве что только государственные органы и Национальные компании.

К сожалению, в сложной и нестабильной ситуации экономить приходится в первую очередь на обучении и «социалке». И в первую очередь это сказывается на простых сотрудниках. Но именно в условиях кризиса мероприятия по стресс-менеджменту особенно своевременны и дают максимальный эффект, повышая не только сопротивляемость сотрудников стрессовой нагрузке, но и уровень их лояльности к компании и руководству.

Что же тогда делать отечественным компаниям в ситуации, когда бюджета на стресс-менеджмент практически нет, а необходимость в антистрессовых мероприятиях колоссальна? Выход есть! Здесь необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы уменьшишь у сотрудников основной стрессор кризиса: страха за будущее. Конечно, полностью побороть его вряд ли удастся, но даже незначительное уменьшение скажется на общей атмосфере в компании. Весьма желательно установить, какие именно стрессоры, кроме присущих кризисной ситуации, чаще всего возникают в конкретной компании. Некоторые из них довольно легко нейтрализуются путем обучения персонала (конечно, в кризис бюджет на развитие сокращается, но совсем обучение, скорее всего, не остановится). Здесь руководителю важно показать, как он ценит своих работников. По возможности своими силами проводить различные мероприятия, повышающие корпоративный дух коллектива.

 

Помоги себе сам

Для борьбы со стрессом очень важно желание самого человека научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Поэтому если вы чувствуете, что нервы на пределе, а в компании, где вы работаете, стрессовые ситуации возникают с периодическим постоянством, то действуйте самостоятельно! Важными моментами индивидуального стресс-менеджмента может быть релаксация.

Базовая техника релаксации была разработана еще в начале прошлого века. Она состояла в последовательной концентрации на различных частях тела, попеременном расслаблении и напряжении мышц. От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации. Конечно, за сто с лишним лет эти базовые техники успели усовершенствоваться, и сейчас релаксация объединяет в себе подходы медитации и аутотренинга.

Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств человека — на то он и индивидуальный. Поэтому это может быть фитнес, наполненный эффективными физическими упражнениями, которые оживят вашу повседневную жизнь, а заодно и укрепят ваши мышцы. Или вам захочется заняться уходом за своим телом при помощи приятных процедур, снимающих стресс. Но возможно, чтобы избавится от стресса, вам нужен только покой, и вы предпочтете побыть в одиночестве и расслабиться при помощи восстанавливающего здорового сна.

В любом случае, только Вы сами можете определить, какой из способов релаксации больше всего подходит Вам!

Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. А если стресс на работе нельзя предупредить — с ним нужно уметь бороться. И не важно, что это будет: медитация, фитнес или поход в спа-салон. Главное, чтобы был результат! Как там поется в известной иностранной песне? «No stress»!

 

@Olessya_Pinchuk

Оцените пост

0