• 4296
  • 8
  • 2
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Турандот "правит бал"

Итак, занавес раскрывается  и мы оказываемся в фантастическом Китае, где происходит действие спектакля  «Турандот». Поставлен он  на сцене русского  ТЮЗа им. Н.Сац режиссером, засл. арт. Республики Таджикистан  Султаном Усмановым по  мотивам сказки Карло Гоцци.
Спектакль  наш о том, как привередливая принцесса выбирала себе мужа, загадывая женихам очень сложные загадки. Ставки экстремальные – либо трон вместе с принцессой, либо смерть.
Я постаралась побывать на всех этапах подготовки «Турандот»:  на репетиции, генеральном прогоне и третьей премьере, проследила  спектакль в его развитии и еще раз убедилась, что по одной постановке,  особенно сдаче – оценивать спектакль нельзя, хотя в журналистских кругах это зачастую делается. Пришел – увидел – написал. Спектакль – не застывший рисунок, это живой организм, он растет, развивается, актеры от спектакля к спектаклю совершенствуются… Спектакль номер один может отличаться от спектакля номер десять  с точностью до наоборот. Хотя и журналистов можно понять. Алматы – город большой, культурных событий масса: хорошо, если успеешь хотя бы по разу на них побывать…
Вот что я увидела на спектакле номер четыре.  Мне понравилось, что постановка  стала легче, воздушнее. У актеров в игре появился легкий юмор, и это тоже хорошо.  Нельзя «страсти-мордасти» Карло  Гоцци играть очень серьезно, как Шекспира, хотя чувства  в спектакле кипят яростные и, на первый взгляд, очень серьезные. Но актеры даже позволяют себя «приобнять» «головы»  несчастных принцев, торчащих на зловещем частоколе, а то и переставить их местами.
А теперь поговорим о персонажах данного спектакля.  
«Правит бал» в нем, бесспорно, принцесса Турандот – засл.арт.РК   Ольга Коржева. Мне лично Турандот нравится. В злонравной принцессе, которая жила ровно 250 лет назад в далеком Китае, я вижу неординарную женщину с сильным характером, которая,  насмотревшись на судьбы своих подруг, решительно отказывается выйти замуж. Ну не видит она вокруг себя достойных мужиков:  они гуляют, не верны своим возлюбленным, слабохарактерны, рвутся к власти, мечтают  прибрать к рукам ее сказочное королевство…  А она, между прочим, и сама в состоянии с ним управиться. Чем не современный сюжет?
И вообще надо признать, что в данном спектакле  женские роли получились ярче и интереснее мужских. Это, конечно, и Адельма – невольница Турандот  – арт. Ольга Бобрик. Безумно влюбленная в Калафа,  она делает все для того, чтобы отобрать у опостылевшей соперницы неудачливого жениха. Впрочем, любовь Адельмы, вероятно, была не так сильна, как казалось, ведь в конце спектакля  она с легкостью меняет ее на желанную свободу… Хороши Наталья Бардина в роли Скирины, жены Бараха и  Любовь Довбань в роли Зелимы, дочери Скирины…
Не сразу восприняла я   татарского  принцае Калафа. Тут виноваты, наверное, не принц и режиссер спектакля, а лично мои сложившиеся стереотипы. Хочешь - не хочешь, а пред тобой предстает в этой роли Василий Лановой в Вахтанговском театре, хотя я понимаю, что подобные сравнения не корректны. Калаф у актера Вячеслава Анисова добродушный, наивный, страстно влюбленный, несколько неуверенный в себе, готовый ради любимой умереть, хотя тоже не без чувства юмора...  Можно пофантазировать, как сложится его дальнейшая жизнь со своенравной  Принцессой, но боюсь все же, что наш принц станет типичным подкаблучником - командовать   в семье и на троне будет все же она…
Симпатичен Император Китайский – арт. Евгений Ефремов. Это  такой нестандартный император: добродушен, не хочет ничьей крови, искренне желает счастья своей дочери,  добросердечен, с чувством юмора…
Особо мне хотелось бы поговорить о масках в спектакле:   Панталоне (арт. Артем Иватов), Тарталья (арт. Андрей Пасаженников), Бригелла (арт. Роман Прохоров) и Труфальдино (арт. Виталий Куприянов).
Я понимаю, что режиссер Султан Усманов, работая с масками,  действовал четко по инструкциям Гоцци. В отличие от комедии дель арте  «Любовь к трем апельсинам» маски в «Турандот» уходят как бы на второй план, играют второстепенную роль. Но, на мой взгляд, их все же  стоит сделать более выразительными – хотя бы с помощью только им присущих костюмов - сейчас они несколько сливаются с другими персонажами. И еще    обратите внимание:  маски говорят прозой,  хотя остальные герои спектакля – белыми стихами. То есть по Гоцци текст масок предполагает некую отсебятину «на злобу дня». Это внесло бы в спектакль некоторое оживление,  вызвало еще больший интерес к спектаклю, и каждая постановка  была бы нова и интересна. Думаю, грех не воспользоваться возможностью, которую дает нам пьеса Гоцци.  На мой взгляд, актеры-Маски – несмотря не свою молодость, справились бы с этой задачей, ведь за плечами этих ребят уже есть хорошие большие роли.  Хотя, понятно, я ни в коем случае не даю  какие-то советы мэтру.
Ну и,  наконец, нельзя не отметить труд художника-постановщика спектакля Владимира Пономарева,  музыкальное оформление Виталия Воронова,  работу балетмейстера Виктора Япринцева. Нас сразу завораживают очень красивые декорации, необыкновенно яркие экзотичные костюмы, просто буйство красок!
Шикарные танцы и музыка, дивные драконы, характеризующие древний Китай,  придают спектаклю дополнительный блеск. Они органично вписываются в спектакль, точно передают атмосферу, царящую в Пекине, помогают донести до зрителя содержание спектакля.  Здесь, как мне кажется, есть и  заслуга массовки, в том числе ребят – недавних выпускников колледжа. Это их дебют в театре, с чем мы их и поздравляем.
Мне показалось, что по сравнению со сдачей улучшился темпо-ритм спектакля, хотя мне все еще не хватает в нем некоторой динамичности. Понимаю, что дело это сложное и просто «ускорением» проблему  решить. Впрочем, моя подруга, которая смотрела спектакль вместе со мной, сказала, что с ритмом в спектакле  все в порядке,  ей, наоборот,  не хватило… пауз. Как видите, и  это дело вкуса.
Но, так или иначе, тюзовский корабль под названием «Турандот» отправился в плаванье  (надеемся,  дальнее). Пожелаем ему «пять футов под килем»…
И еще – 26 октября состоялась премьера в ТЮЗе, а  ровно 250 лет назад, 24 октября, в Венеции, труппой Сакки  на сцене театра Сан Самуэле был поставлен триумфальный спектакль  «Турандот».  Успех был  оглушительный.  
Я так и слышу, что где-то в иных мирах Карло Гоцци удовлетворенно хмыкает и говорит своему вечному сопернику Карло Гоцци: «Моя взяла!»… Впрочем, и Карло Гольдони обижаться на наших современников не стоит:  его пьесы и сегодня  идут во многих театрах, актуальны и поныне…  
Людмила Мананникова.

28 октября 2012, 8:59
854

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Очень люблю сказки Карло Гоцци, его юмор, его героев, мне все нравится в них. Ироничная атмосфера, наивная романтика, пылкость чувств все это находит отклик во мне и так мне близко, как будто я сама родилась и выросла в том времени. Это я книге. Честно говоря, немного побаиваюсь посмотреть спектакль, но, наверное, все же схожу.
Наверное, что-то с мышкой, 2 раза напечаталось
myma
0
0
Спасибо за рецензию.
Да,действительно спасибо за возможность побывать на спектакле заочно.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Прогноз эксперта: в Казахстане будут жить 5 миллионов китайцев

Прогноз эксперта: в Казахстане будут жить 5 миллионов китайцев

В ближайшие годы в Центральной Азии будут проживать восемь миллионов китайцев, считает заведующий отделением востоковедения национального исследовательского университета высшей школы экономики.
kurmanovainur
сегодня / 11:23
  • 25275
  • 5
Они сделали это! Kaspi Bank презентовал свое мобильное приложение

Они сделали это! Kaspi Bank презентовал свое мобильное приложение

Изучив ошибки предшественников и собрав воедино новейшие идеи онлайн-банкинга, Kaspi Bank наконец выпустил... свое мобильное приложение!
niyazov
20 июня 2017 / 15:05
  • 8052
  • 5
Кайрат Келимбетов об азербайджанской инвестиции: «Вернется и «тело», и проценты»!

Кайрат Келимбетов об азербайджанской инвестиции: «Вернется и «тело», и проценты»!

Мы записали уникальное интервью с Кайратом Келимбетовым. Предлагаю вам посмотреть первую часть, где мы постарались по возможности поставить все точки на «I» именно по Азербайджанскому вопросу.
Zhumanova
19 июня 2017 / 12:00
  • 5825
  • 7
Почему мы должны быть благодарны журналисту Джеймсу Палмеру за критику ЭКСПО

Почему мы должны быть благодарны журналисту Джеймсу Палмеру за критику ЭКСПО

Как одним критичным постом зарубежному журналисту Джеймсу Палмеру удалось вскрыть сразу несколько гнойников казахстанского общества.
anotherblogger
21 июня 2017 / 0:39
  • 5479
  • 55
«За красный диплом доплата будет?» Записки карьериста о потерянном поколении

«За красный диплом доплата будет?» Записки карьериста о потерянном поколении

«Вы пригласили, вот я и пришел» - именно с таким выражением лица сидят на собеседовании молодые люди. Создается впечатление, что человек без опыта работы дает шанс заполучить такого «ценного» кадра как он.
ArenMir
16 июня 2017 / 15:58
  • 4150
  • 44
Долговое рабство: почему казахстанцы берут кредиты под 1330%

Долговое рабство: почему казахстанцы берут кредиты под 1330%

Эти кабальные займы никакой пользы для экономики не несут, при этом ухудшают финансовые возможности населения, пополняют ряды новых неплательщиков, тем самым создавая социальную напряженность в...
Armanjan
18 июня 2017 / 15:43
  • 3792
  • 28
Инфантильный миф о «молодом народе Казахстана» опасен. В 21-м веке ни у кого нет форы

Инфантильный миф о «молодом народе Казахстана» опасен. В 21-м веке ни у кого нет форы

Терпеть не могу миф о том, что мы "молодой народ, окруженный старыми нациями" и у нас еще есть время на развитие. Это чушь! Мы что - на миллион лет позже эволюционировали из обезьян?
Aks_Ras
18 июня 2017 / 10:16
  • 3044
  • 18
В Казахстане заблокировали сайт, раскритиковавший EXPO в «захолустной» Астане

В Казахстане заблокировали сайт, раскритиковавший EXPO в «захолустной» Астане

Все помнят Медузу и ЖЖ. Теперь в этот "особенный" список попал сайт Foreign policy. Предполагается, что причиной блокировки стала нелицеприятная заметка Джеймса Палмера об EXPO в Астане.
Seattle
19 июня 2017 / 15:40
5 фильмов, за которые Голливуду должно быть стыдно

5 фильмов, за которые Голливуду должно быть стыдно

Однажды Джоэл Шумахер попросил прощение за свою несуразную работу в том самом фильме про Бэтмена. Его примеру должны последовать многие режиссёры, которые умудрились испортить свои картины.
Seattle
16 июня 2017 / 15:53
  • 2409
  • 18