• 4255
  • 8
  • 2
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О молодые генералы... своих судеб!

В ТЮЗе премьера  - литературная композиция, посвященная войне 1812 года,  «Скажи-ка, дядя».
На мой взгляд, режиссер Владимир Крылов, удачно придумал композицию спектакля. Десятиклассники после школьного бала, в сильный дождь,  попадают в старинную усадьбу, и единственный житель и сторож усадьбы  (тот самый лермонтовский дядька) начинает им рассказывать о далеких днях… И ребята  поневоле, с помощью какой-то мистической связи времен, оказываются не только  свидетелями тех давних событий, но и их участниками. Актеры, играющие школьников,  заходят на сцену из зрительного зала, словно подчеркивая, что они – одни из нас.

Режиссер, практически не добавляя ни строчки к произведениям великих писателей – очевидцев того далекого времени и людей, знающих о войне по рассказам современников,  блестяще ставит спектакль с помощью музыки, танцев, песен, пластики…
И вот герои спектакля - сегодняшние подростки - танцуют вместе с Пьером Безуховым  и Наташей Ростовой на балу, переживают смерть Пети Ростова и Андрея Болконского, смеются над смешными ситуациями, в которые попадают бравый фатоватый поручик Ржевский и бесстрашная и женственная одновременно  Шурочка Азарова…
…Понятно, о войне 1812 года мы знаем еще со школьной скамьи. Когда-то в школе, в девятом классе, я  учила наизусть знаменитое  стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» и  во время спектакля вспоминала вслед за «вечным дядькой» – актером Евгением Ефремовым – эти бессмертные строки. Возможно, кое-кто из нас в детстве   не всегда мог дочитать до конца длинные монологи-размышления  героев романа, но здесь, в спектакле, они слушаются на одном дыхании. Мы, зрители, умираем вместе с князем Болконским – арт. Виталием Куприяновым, и -  удивительно! - понимаем все движения его души. Почему, например,  он, видя, что бомба вот-вот разорвется, не падает лицом в грязь, а как бы сторонне наблюдает за ней… Вместе с Пьером – арт. Вячеславом Анисовым -  наивно идем убивать Наполеона, понимая бессмысленность этой идеи…

Я смотрела на сцену и не узнавала наших тюзовских актеров, буквально смотрела на них новыми глазами… Как значим,  серьезен, тонок умен, хотя,  возможно, и несколько юн,  арт. Виталий Куприянов в роли князя Болконского. Как немножко нелеп, но умен,  добросердечен, интеллигентен Пьер – арт. Вячеслав Анисов. Как великолепен дуэт: поручик Ржевский (арт. Евгений Дубовик) и Шурочка (арт. Татьяна Костюченко)… Хороши были также обрусевший француз Туссэн – арт. Андрей Пасаженников и Наташа Ростова – арт. Кристина Золочевская…
Ну а главное лицо спектакля, так сказать, его движущая сила, конечно,  Дядька в исполнении актера Евгения Ефремова. Ефремов  играет  такой обобщающий образ Дядьки «на все времена», мудрого, слегка утомленного жизнью храброго вояки, наставника  молодежи…
Нельзя не отметить и самых юных участников спектакля – недавних выпускников театрального отделения  колледжа, только в этом году поступивших работать в ТЮЗ Рачу Махатаева, Марину Кадирбердиеву, Никиту Коньшина, Аню Карабаеву…
Когда я разговаривала перед спектаклем с Владимиром Викторовичем Крыловым, он сказал, что мальчиков по имени Петя  Ростов у них будет четыре, и раскрывать «интригу» отказался… Теперь понятно, в чем дело.  Просто Рача, Марина, Никита и Аня по очереди читают толстовский текст, посвященный Пете. Вместе с ним они «мчатся в атаку», и  пусть Рача сидит всего-навсего на стуле,  мы, зрители, верим, что он - на коне.  Ребята на сцене с воодушевлением и  огромным эмоциональным подъемом играют в войну, храбрость, радость, удаль… Но вот детские игры в войну окончились, Петя погиб,  и на нас, словно холодный душ, обрушивается песня. Помните,  «Кавалергарды,  век не долог… Не обещайте деве юной любови вечной на земле…»  Рача-Петя – играет на гитаре, ребята тихо поют, а у нас, зрителей, появляется  комок в горле… Мы потрясены. И  поневоле вспоминаем войну, которая ближе к нам по времени – Великую Отечественную, ветераны которой еще живы и живут рядом с нами…  И там погибали самые юные и отважные…
В этом и есть главное  чудо театра – стать соучастниками событий давних лет,  да еще каких событий!
Хочу отметить, что в первом варианте спектакля  песни звучали под фонограмму, их исполняли известные артисты, потом же было решено от этой идеи  отказаться,  актеры запели  «в живую», и это оказалось удачей спектакля.
Если говорить о режиссерских находках, то их тоже в спектакле было много…  Мне, например, понравилось, что Никита Коньшин, игравший современного десятиклассника, даже «оказавшись в 19-м веке и танцуя вместе со своей дамой  полонез», не снимает с головы бейсболку. Эта маленькая деталь, как мне рассказали, появившаяся  случайно в ходе репетиции и удачно  «прописавшаяся» в спектакле,  как бы подчеркивает, что Петя и его друзья – наши современники…
В.В.Крылов  принципиально отказался выводить на сцену реальных героев войны, тем не менее, они на сцене присутствуют. Это небольшая статуэтка Наполеона, которая передается из рук в руки и вносит в спектакль определенный  философский смысл – не так страшен черт, как его малюют! … А знаменитые герои войны 1812-го года – Кутузов, Багратион,  Барклай де Толли и другие изображены на больших портретах, которые приносит в конце спектакля из каких-то чуланов усадьбы ее «вечный дядька». Они «занимают свои места» на стульях и в креслах на сцене и мы понимаем, кто в спектакле главный.
Удачно  оформление художника-постановщика спектакля Владимира Пономарева. Он  поставил в глубине сцены прозрачную ширму, за которой виднеются дома старой Москвы  и из-за которой появляются герои давно минувших лет: все далекое – близко. В углу сцены – камин – символ тепла, около которого так хорошо вспоминаются  «событья старины глубокой…»
И конечно же, равноправными участниками театрального действия, в полной мере вместе с режиссерами и актерами разделившими успех спектакля, являются  Виталий Воронов, тщательно и с вдохновением работавший над звуком, музыкой, вокалом,  передающими дух далекого  времени, и актриса Ирина Арнаутова, которая в роли балетмейстера-постановщика  разучивала с актерами танцы,  учила их двигаться,  «как в прошлом веке». Думаю,  вполне заслужено на генеральном прогоне  спектакля самый большой букет цветов достался именно Ирине.
…А теперь вернемся к нашей действительности.
Во время спектакля я думала о том, что нынешние казахстанские  школьники, в отличие от нас, школьников прошлого века из большой страны СССР, изучают на уроках истории  войну 1812 года очень поверхностно, а роман Льва Толстого «Война и мир» - вкратце, и вряд ли учат наизусть Бородино… Понятно, другая страна, другая история… Нет, я за то, чтобы ребята хорошо  знали историю своей родной страны, но я и за то, чтобы они знали историю нашего соседа России. Ведь что ни говорите, для матерей и отцов, бабушек и дедушек сегодняшних школьников -  история России – это история их Родины.
Когда мы с Генеральным консульством России организовали конкурс  разработок казахстанских  педагогов, посвященный 200-летию Бородинской битвы, учителя нам прислали очень интересные материалы, в том числе и об участии казахов в войне 1812 года.  
Я присутствовала в Казахском Национальном университете на вечере, посвященном войне 1812 года,  у преподавателя и большого энтузиаста Ларисы Павловны Ноды. Видела, с каким вдохновением  студенты и школьники участвовали в мероприятии, как горели у них глаза…
Понятно, не во всех учебных заведениях подобные вечера были или будут организованы, юбилейная годовщина события потихоньку уйдет в прошлое, но тем ценнее тюзовский спектакль. Побывав на нем, ребята не только больше узнают о событиях  далеких времен Бородино, но и смогут эмоционально их пережить, стать в душе  их участниками, расширить свою личностную биографию…  Спектакль расскажет им о высших ценностях нашей жизни, научит  мужеству, благородству, верности, любви к Родине…

Поверьте, с тех пор, как я стала невольным соучастником спектакля,  как только я вижу по телевизору передачу о войне 1812-го,  то воспринимаю ее, как нечто личное и дорогое, испытываю гордость за героев. Ведь если как следует разобраться,  все мы, люди, – родственники на нашей маленькой земле… Если как следует покопаться в наших родословных, кто знает…

28 октября 2012, 6:57
524

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Известный казахстанский бизнесмен становится первопроходцем и создает школу, о которой можно только мечтать. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, дети будут делать в этой школе.
Zhumanova
24 апр. 2017 / 16:29
  • 21494
  • 5
Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Всё ли так хорошо у жителей Казахстана? Почему-то наша страна сохраняет твёрдые позиции в первых строчках мировых рейтингов по числу самоубийств.
openqazaqstan
24 апр. 2017 / 16:54
  • 4127
  • 20
«Казпочта» отжигает. Редкий шанс вспомнить агрессивные советские очереди

«Казпочта» отжигает. Редкий шанс вспомнить агрессивные советские очереди

Люди старшего и среднего поколений помнят шумные, недобрые, грубо ругающиеся очереди советских лет. Увидеть, как это было, можно теперь разве что в каком-нибудь фильме. Хотя не только.
openqazaqstan
26 апр. 2017 / 16:14
  • 2838
  • 31
Президент велел делиться. Почему бы казахстанским миллиардерам не послушаться?

Президент велел делиться. Почему бы казахстанским миллиардерам не послушаться?

Президент Назарбаев призвал крупных бизнесменов делиться с народом, следуя примеру своих коллег из развитых стран. В Казахстане, действительно, сегодня много богатых людей.
openqazaqstan
27 апр. 2017 / 14:09
  • 2374
  • 26
Юный алматинец покорил Первый канал на шоу Максима Галкина

Юный алматинец покорил Первый канал на шоу Максима Галкина

Житель Алматы по имени Марк Усачев недавно оказался на телепрограмме "Лучше всех", с успехом идущей на Первом канале России. 9-летний алматинец покорил публику своими недюжинными знаниями.
Seattle
24 апр. 2017 / 16:59
  • 2370
  • 2
Преподаватели и ЭКСПО: «Пока газеты пишут одно, нас заставляют покупать билеты на выставку»

Преподаватели и ЭКСПО: «Пока газеты пишут одно, нас заставляют покупать билеты на выставку»

Чтобы вы знали, чем занимаются в сфере образования - педагоги являются основой массовок. Какое отношение к учителям со стороны государства, такого же уровня и качество образования.
SaukovV
26 апр. 2017 / 16:05
  • 2248
  • 16
Инстаграм – это «рынок девушек» и он круче любой базы данных

Инстаграм – это «рынок девушек» и он круче любой базы данных

Для меня Инстаграм – это рынок. Почему? Ничего не изменилось, девушки все так же бьются в попытках наиболее выгодно себя продать, посредством привлечения внимания.
Annette_Scherer
24 апр. 2017 / 22:35
  • 2296
  • 5
Любовница. «Мне часто доставались мужчины, поломанные браком»

Любовница. «Мне часто доставались мужчины, поломанные браком»

Мне часто доставались мужчины, поломанные браком. Таких почти сразу видно – у них маска состоявшегося мужчины по швам трещит. И каждый из них реагирует по-своему. Поясню на паре примеров.
Jamiklisa
вчера / 14:21
  • 2362
  • 98
Жуткие истории о рабстве – такие вещи творятся в стране, принимающей «ЭКСПО»

Жуткие истории о рабстве – такие вещи творятся в стране, принимающей «ЭКСПО»

Мы живём, возможно, уже совсем в другом обществе, а не в том, к которому привыкли. Не первый год Казахстан периодически потрясают жуткие истории о рабстве.
openqazaqstan
26 апр. 2017 / 9:39
  • 2063
  • 19