В ТЮЗе премьера - литературная композиция, посвященная войне 1812 года, «Скажи-ка, дядя».
На мой взгляд, режиссер Владимир Крылов, удачно придумал композицию спектакля. Десятиклассники после школьного бала, в сильный дождь, попадают в старинную усадьбу, и единственный житель и сторож усадьбы (тот самый лермонтовский дядька) начинает им рассказывать о далеких днях… И ребята поневоле, с помощью какой-то мистической связи времен, оказываются не только свидетелями тех давних событий, но и их участниками. Актеры, играющие школьников, заходят на сцену из зрительного зала, словно подчеркивая, что они – одни из нас.
Режиссер, практически не добавляя ни строчки к произведениям великих писателей – очевидцев того далекого времени и людей, знающих о войне по рассказам современников, блестяще ставит спектакль с помощью музыки, танцев, песен, пластики…
И вот герои спектакля - сегодняшние подростки - танцуют вместе с Пьером Безуховым и Наташей Ростовой на балу, переживают смерть Пети Ростова и Андрея Болконского, смеются над смешными ситуациями, в которые попадают бравый фатоватый поручик Ржевский и бесстрашная и женственная одновременно Шурочка Азарова…
…Понятно, о войне 1812 года мы знаем еще со школьной скамьи. Когда-то в школе, в девятом классе, я учила наизусть знаменитое стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» и во время спектакля вспоминала вслед за «вечным дядькой» – актером Евгением Ефремовым – эти бессмертные строки. Возможно, кое-кто из нас в детстве не всегда мог дочитать до конца длинные монологи-размышления героев романа, но здесь, в спектакле, они слушаются на одном дыхании. Мы, зрители, умираем вместе с князем Болконским – арт. Виталием Куприяновым, и - удивительно! - понимаем все движения его души. Почему, например, он, видя, что бомба вот-вот разорвется, не падает лицом в грязь, а как бы сторонне наблюдает за ней… Вместе с Пьером – арт. Вячеславом Анисовым - наивно идем убивать Наполеона, понимая бессмысленность этой идеи…
Я смотрела на сцену и не узнавала наших тюзовских актеров, буквально смотрела на них новыми глазами… Как значим, серьезен, тонок умен, хотя, возможно, и несколько юн, арт. Виталий Куприянов в роли князя Болконского. Как немножко нелеп, но умен, добросердечен, интеллигентен Пьер – арт. Вячеслав Анисов. Как великолепен дуэт: поручик Ржевский (арт. Евгений Дубовик) и Шурочка (арт. Татьяна Костюченко)… Хороши были также обрусевший француз Туссэн – арт. Андрей Пасаженников и Наташа Ростова – арт. Кристина Золочевская…
Ну а главное лицо спектакля, так сказать, его движущая сила, конечно, Дядька в исполнении актера Евгения Ефремова. Ефремов играет такой обобщающий образ Дядьки «на все времена», мудрого, слегка утомленного жизнью храброго вояки, наставника молодежи…
Нельзя не отметить и самых юных участников спектакля – недавних выпускников театрального отделения колледжа, только в этом году поступивших работать в ТЮЗ Рачу Махатаева, Марину Кадирбердиеву, Никиту Коньшина, Аню Карабаеву…
Когда я разговаривала перед спектаклем с Владимиром Викторовичем Крыловым, он сказал, что мальчиков по имени Петя Ростов у них будет четыре, и раскрывать «интригу» отказался… Теперь понятно, в чем дело. Просто Рача, Марина, Никита и Аня по очереди читают толстовский текст, посвященный Пете. Вместе с ним они «мчатся в атаку», и пусть Рача сидит всего-навсего на стуле, мы, зрители, верим, что он - на коне. Ребята на сцене с воодушевлением и огромным эмоциональным подъемом играют в войну, храбрость, радость, удаль… Но вот детские игры в войну окончились, Петя погиб, и на нас, словно холодный душ, обрушивается песня. Помните, «Кавалергарды, век не долог… Не обещайте деве юной любови вечной на земле…» Рача-Петя – играет на гитаре, ребята тихо поют, а у нас, зрителей, появляется комок в горле… Мы потрясены. И поневоле вспоминаем войну, которая ближе к нам по времени – Великую Отечественную, ветераны которой еще живы и живут рядом с нами… И там погибали самые юные и отважные…
В этом и есть главное чудо театра – стать соучастниками событий давних лет, да еще каких событий!
Хочу отметить, что в первом варианте спектакля песни звучали под фонограмму, их исполняли известные артисты, потом же было решено от этой идеи отказаться, актеры запели «в живую», и это оказалось удачей спектакля.
Если говорить о режиссерских находках, то их тоже в спектакле было много… Мне, например, понравилось, что Никита Коньшин, игравший современного десятиклассника, даже «оказавшись в 19-м веке и танцуя вместе со своей дамой полонез», не снимает с головы бейсболку. Эта маленькая деталь, как мне рассказали, появившаяся случайно в ходе репетиции и удачно «прописавшаяся» в спектакле, как бы подчеркивает, что Петя и его друзья – наши современники…
В.В.Крылов принципиально отказался выводить на сцену реальных героев войны, тем не менее, они на сцене присутствуют. Это небольшая статуэтка Наполеона, которая передается из рук в руки и вносит в спектакль определенный философский смысл – не так страшен черт, как его малюют! … А знаменитые герои войны 1812-го года – Кутузов, Багратион, Барклай де Толли и другие изображены на больших портретах, которые приносит в конце спектакля из каких-то чуланов усадьбы ее «вечный дядька». Они «занимают свои места» на стульях и в креслах на сцене и мы понимаем, кто в спектакле главный.
Удачно оформление художника-постановщика спектакля Владимира Пономарева. Он поставил в глубине сцены прозрачную ширму, за которой виднеются дома старой Москвы и из-за которой появляются герои давно минувших лет: все далекое – близко. В углу сцены – камин – символ тепла, около которого так хорошо вспоминаются «событья старины глубокой…»
И конечно же, равноправными участниками театрального действия, в полной мере вместе с режиссерами и актерами разделившими успех спектакля, являются Виталий Воронов, тщательно и с вдохновением работавший над звуком, музыкой, вокалом, передающими дух далекого времени, и актриса Ирина Арнаутова, которая в роли балетмейстера-постановщика разучивала с актерами танцы, учила их двигаться, «как в прошлом веке». Думаю, вполне заслужено на генеральном прогоне спектакля самый большой букет цветов достался именно Ирине.
…А теперь вернемся к нашей действительности.
Во время спектакля я думала о том, что нынешние казахстанские школьники, в отличие от нас, школьников прошлого века из большой страны СССР, изучают на уроках истории войну 1812 года очень поверхностно, а роман Льва Толстого «Война и мир» - вкратце, и вряд ли учат наизусть Бородино… Понятно, другая страна, другая история… Нет, я за то, чтобы ребята хорошо знали историю своей родной страны, но я и за то, чтобы они знали историю нашего соседа России. Ведь что ни говорите, для матерей и отцов, бабушек и дедушек сегодняшних школьников - история России – это история их Родины.
Когда мы с Генеральным консульством России организовали конкурс разработок казахстанских педагогов, посвященный 200-летию Бородинской битвы, учителя нам прислали очень интересные материалы, в том числе и об участии казахов в войне 1812 года.
Я присутствовала в Казахском Национальном университете на вечере, посвященном войне 1812 года, у преподавателя и большого энтузиаста Ларисы Павловны Ноды. Видела, с каким вдохновением студенты и школьники участвовали в мероприятии, как горели у них глаза…
Понятно, не во всех учебных заведениях подобные вечера были или будут организованы, юбилейная годовщина события потихоньку уйдет в прошлое, но тем ценнее тюзовский спектакль. Побывав на нем, ребята не только больше узнают о событиях далеких времен Бородино, но и смогут эмоционально их пережить, стать в душе их участниками, расширить свою личностную биографию… Спектакль расскажет им о высших ценностях нашей жизни, научит мужеству, благородству, верности, любви к Родине…
Поверьте, с тех пор, как я стала невольным соучастником спектакля, как только я вижу по телевизору передачу о войне 1812-го, то воспринимаю ее, как нечто личное и дорогое, испытываю гордость за героев. Ведь если как следует разобраться, все мы, люди, – родственники на нашей маленькой земле… Если как следует покопаться в наших родословных, кто знает…