Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
02:32, 16 октября 2012

Места, которых не вернуть...

 

В истории города Костанай есть такие места, которые навсегда останутся в памяти горожан. Вот только, история оказалась к ним беспощадна. Сегодня мы вспомним самые известные из них!

 

Михайлово-Архангельская церковь и Свято-Никольский собор

Были построены в конце 19-ого века

Были снесены в 30-ые годы 20-ого века

Располагались на месте центрального парка

Особой гордостью первых поселенцев были – просторная, с высокой колокольней, окруженная зеленью сада – Михайлово-Архангельская церковь и заложенный в 1895 году Свято-Никольский собор.

Собор возвели в 1898 году из местного кирпича, деньги же для работы, согласно Высочайшего императорского указа, собирали по подписке по всей Российской империи. Золоченые купола Никольского собора были заметны издалека, так что своими монументальными формами он не только формировал центральную площадь, но также служил основным городским ориентиром. Выбор Святого Николая-угодника – покровителя путешественников, торговцев, земледельцев, наверное, был не случаен для города переселенцев. И в будни, и в праздники возле него шла оживленная жизнь.

Собор и церковь были расположены в самом сердце города Костаная – на месте городского парка, и находился на пересечении центральных улиц. Центральная улица так и называлась Соборной, наряду с Большой (ныне Аль-Фараби) и Пушкинской она считалась наиболее почетной, на ней строились самые состоятельные и именитые горожане. Кроме того, к собору примыкала Базарная площадь, на которой в воскресные дни шла бойкая торговля. В 1930-е годы собор решено было снести, но особая кирпичная кладка не поддавалась разрушению, и в 1938 году собор был просто взорван. Уцелевший кирпич частично использовали для строительства здания облисполкома (ныне главный корпус КГУ имени А. Байтурсынова). Михайловскую церковь, располагавшуюся на месте современного Центрального рынка, за красоту и популярность среди именитых горожан называли в народе «купеческой».  По утверждению старожилов, Михайловская церковь была построена без единого гвоздя. В 1920-е годы с церкви были сначала сняты колокола, а позже и сама церковь сгорела от пожара.

Нет сомнений, что если бы церковь и собор сохранились до наших дней, они стали бы настоящими символами города, символами связи прошлого и настоящего...

Blog post image

Blog post image

 

Детская железная дорога

Открыта 7 октября 1978 года
Разобрана в 2000 году
Была расположена в районе городского пляжа на реке Тобол
Длина около 3 км, кольцевая
1 станция Пионерская
Подвижной состав: тепловоз ТУ2-043, 4 пассажирских вагона ПВ40, 1 четырёхосный крытый грузовой вагон; ранее были тепловоз ТУ2-111 и пассажирские вагоны PAFAWAG

Кустанайская детская железная дорога была построена всего за два месяца, силами Кустанайского управления Гордорстрой и Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги. При укладке пути были использованы рельсы Р18 с разобранной узкоколейки Кустанай–Ново-Урицкое (ныне Сарыколь). Возможно, оттуда же поступил и подвижной состав.

В день первой годовщины принятия новой Конституции СССР, 7 октября 1978 года, состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию ДЖД. Дорожный мастер Кустанайской дистанции пути Николай Васильевич Грубый забил «серебряный костыль», председатель горисполкома В.И. Таран разрезал алую ленточку, и поезд «Юный кустанаец» отправился в свой первый рейс. Состав из пяти вагонов PAFAWAG с тепловозомТУ2-111 во главе провели машинист-инструктор Аркадий Степанович Губанов и юный машинист Сергей Миролюбов.

Единственная станция ДЖД – Пионерская – имела простейшее путевое развитие, состоявшее из двух путей и двух ручных стрелочных переводов. Перегон ДЖД был оборудован автоблокировкой, а проходные светофоры стояли через каждые 300–350 м. К сожалению, очень скоро все светофоры были разбиты вандалами. Первое время их ещё пытались восстанавливать, но терпения хватило не надолго. Единственными действующими остались входной и выходной светофоры станции Пионерская. Впрочем, при обращении на дороге всего одного состава было достаточно и этого. Хотя качество подготовки юных железнодорожников от этого, конечно же, пострадало.

В 1980–1981 годах на станции Пионерская было возведено капитальное двухэтажное здание вокзала. Но, вопреки сложившейся в вокзальной архитектуре традиции, главный фасад вокзала стоял не параллельно путям, а наискосок от них.

В 1987–1989 годах тепловоз ТУ2-111 был передан на Карагандинскую ДЖД, а взамен получен ТУ2-043.

В 1992 году крайне сложное финансовое положение в стране чуть не привело к закрытию детской железной дороги. Полученные новые пассажирские вагоны ПВ51 Демиховского завода дорога в полном объёме оплатить не смогла. Два из шести вагонов пришлось передать Щучинской ДЖД. Всерьёз обсуждалось предложение о консервации ДЖД на срок не менее двух лет. Разовыми финансовыми вливаниями закрытие детской дороги удалось на некоторое время оттянуть. Сезон 1993 года дорога открыла в срок, но вскоре вопрос о финансировании встал снова. На этот раз дорогу пришлось закрыть. Был уволен и Аубакир Салмухамедов, с первого дня занимавший должность начальника ДЖД.

В начале июня 1997 года из-за отсутствия у государственного предприятия «Казакстан Темир Жолы» (Железные дороги Казахстана) средств на содержание ДЖД, дорога была передана на баланс муниципального предприятия «Зеленстрой». В кратчайшие сроки дорогу отремонтировали, вагоны выкрасили в очень необычный для ДЖД белый цвет, и 26 июля 1997 года Костанайская ДЖД снова приняла пассажиров.

Для повышения доходов от эксплуатации дороги новый начальник ДЖД Леонид Трахтенберг ввёл новую услугу – свадебный вагон, в котором был накрыт стол с шампанским и фруктами. В честь молодожёнов поезд совершал праздничный рейс. Как долго это новшество продержалось на ДЖД нам, к сожалению, неизвестно.

В планах начальника дороги, видимо, с прицелом на круглогодичную эксплуатацию ДЖД, было обустройство здания вокзала отоплением, открытие кафе и лыжной базы. К сожалению, этот проект так и не был реализован. Весной 2000 года паводком был размыт большой участок пути ДЖД. Часть рельсов и шпал была разворована местными жителями. На участке более километра требовалась фактически отсыпка новой насыпи,да и остальная часть пути требовала капитального ремонта. К сожалению, владелец ДЖД ГКП «Костанайский городской парк культуры и отдыха»не смог найти средств для проведения дорогостоящих работ. Вероятно, из соображений безопасности, оставлять дорогу в таком состоянии сочли невозможным, и летом 2000 года был проведён тендер на демонтаж полотна дороги. В настоящее время остался не разобранным лишь небольшой участок пути, прилегающий к станции Пионерская. Именно на этом участке пути и стоит сейчас весь подвижной состав ДЖД.

Blog post imageBlog post image

Blog post image

Blog post image

 

Городской парк культуры и отдыха

Этот парк помнит многое. И пожар в православном соборе, и снос статуи Сталина в 1967 году... 
Многие из нас помнят Городской сквер таким как он примерно выглядит сейчас. Кто-то еще помнит что когда то у нас в парке был фонтан с лебедями и пеликанами, но все ли городские пейзажи из ниже перечисленных вы узнаете? На ваше обозрение ряд фотографий на которых городской сквер предстает перед нами таким, каким он был на рубеже 80-90-ых годов...

Blog post imageBlog post image

Blog post imageBlog post image

Blog post imageBlog post image

Blog post imageBlog post image

 

Кинотеатр "Кустанай"

Открыт 15 декабря 1980 года

Был снесен в 2010 году

Был расположен на месте действующего ТРЦ МАРТ

Кинотеатр был открыт еще в 1980 году. Первыми зрителями кинотеатра стали  строители, те, кто своими руками сооружал это уникальное здание областного центра. Право разрезать алую ленту было предоставлено старейшему  киноработнику, киномеханику кинотеатра «40 лет Казахстана» А. И. Горелиной.

- Кинотеатр «Кустанай» - сказала она, - впечатляет не только своим архитектурным обликом, но и главным образом масштабами. Благодаря кондиционерам в фойе в зале поддерживается микроклимат.  Фильмы проецируются на 22-метровый экран со стереофоническим эффектом. Зал рассчитан на 1200 мест.

То, что «Кустанай» отвечает всем современным требованиям, зрители убедились в этот же день. Был показан новый широкоформатный художественный фильм московских кинематографистов «Люди в океане».

Не секрет, что еще до 1999 года здание, где выросло не одно поколение горожан, было в числе памятников культуры. Но из этого списка "Костанай" был скоропостижно вычеркнут постановлением Правительства Республики Казахстан.

Вот цитата из него: "Принять предложение акима Костанайской области (в то время У. Шукеева - прим. автора), согласованное с Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, об исключении из списка памятников истории и культуры местного значения города Костаная пяти объектов, как не имеющих исторической, архитектурной и художественной ценностей…".

Вопрос "ведали ли чиновники что творят, видели ли кинотеатр собственными глазами и понимали всю значимость вынесенного ими решения?", - явно был риторический.

Кинотеатр "Костанай" даже по строительным меркам не являелся далеко не старым. В свое время индивидуальный план сооружения был привезен из города Тольятти. Для этого Кустанаю пришлось получать "добро" на строительство в святая-святых советского градостроительства - Госстрое СССР. Его строили на ссуду в 1,2 миллиона советских рублей.

За такие деньги в то время можно было приобрести столько автомобилей марки ВАЗ2101, сколько выпускал завод за месяц.

Тем не менее, после открытия кинозала посещаемость была такой, что вернуть сумму займа государству удалось всего за 2 года. Подобных кинотеатров (Костанайского и Тольяттинского) нет больше ни в одном городе мира, поэтому "Костанай" и был включен в перечень памятников культуры. Существует мнение, что вынести кинопомещение из данного списка заставила жажда наживы, иначе как объяснить факт моментальной продажи кинозала после этого?

Но журналистам местной газеты удалось раздобыть копию ранее обозначенного письма на имя акима города Жениса Нургалиева с просьбой о сносе и пояснении выдвинутого решения. "Костанайские новости" от 2 августа 2007 года извещают: "В письме сообщается о намерениях снести кинотеатр и построить на его месте торгово-развлекательный центр с системой кондиционирования, десятью эскалаторами и далее по списку. Даже сумму инвестирования назвали - 40 миллионов американских долларов".

Но самая главная "фишка" заключается в доводах предпринимателей в доказательство правильности своего зрения: "Просим Вас дать разрешение на снос существующего здании кинотеатра "Костанай", не отвечающего требованиям XXI века …..". Вот просто не отвечает он заявкам нового времени и все.

Почему интересно французы не додумались снести Эйфелеву башню, а китайцы - Великую Китайскую стену? Ведь они так же не соответствуют веяниям новейшего времени, да и прошлому веку не особенно соответствовали. Давайте снесем пирамиду Хеопса и построим там казино? Они так же украсят свою местность и станут любимыми местами времяпровождения арабов, бедуинов, китайцев и прочих вольнолюбивых национальностей. Никто до этого не додумался, а мы - нате, пожалуйста….

Благо дело, места в городе для этого еще хватало. Да только не интересовало собственников спорного здания ни первое, ни второе, ни третье...

Blog post imageBlog post imageBlog post image

2
11512
1