Проблемы обеспечения прав человека в ходе предварительного следствия: оценка эксперта

MediaNet 2012 M09 12
742
0
0
0

Ни одно из шести требований Национального плана до 2012 года в области соблюдения прав человека в стадии предварительного следствия и дознания не выполнено полностью.

Ни одно из шести требований Национального плана до 2012 года в области соблюдения прав человека в стадии предварительного следствия и дознания не выполнено полностью.

Первое требование. Необходимо четко определить в уголовно-процессуальном законодательстве понятия «задержание подозреваемого» и «момент фактического задержания»

В действующем законодательстве Республики Казахстан нет регламентации понятия «задержание подозреваемого» и «момент фактического задержания». Данный пробел в регулировании создает возможность для совершения коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц или органов предварительного следствия и дознания. Распространёнными нарушениями являются:

- задержание до возбуждения уголовного дела, при отсутствии мотивировок, с целью давления на подозреваемого и получения «признания»  в совершении преступления;

- небрежное составление протокола задержания;

- фальсификация материалов задержания;

- несвоевременное уведомление прокурора о задержании;

- превышение сроков задержания и др..

В качестве рекомендаций:

  • Все изменения и дополнения в действующий УПК РК вводить с учётом и не противореча институту habeas corpus (форма судебного контроля за соблюдением прав человека при задержании);
  • Привести УПК РК в соответствие с принципом ООН по задержанию, согласно которому задержанный или его адвокат имеют право в любое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом для оспаривания законности задержания;
  • Разработать правовой механизм «дублирования» либо отсылки положений нормативных постановлений Верховного суда в уголовно-процессуальное законодательство с учётом их положительной апробации на практике.

Второе требование. Уголовно-процессуальное законодательство страны необходимо дополнить нормами, обязывающими сотрудника правоохранительных органов, осуществляющего фактическое  задержание лица, незамедлительно информировать его об основаниях, квалификации и правах

Надо отметить, что указанное требование выполнено «на половину», хотя известно, что «наполовину нельзя быть беременным».

Третье требование. Органам, ведущим уголовный процесс, гарантировать соблюдения принципа презумпция невиновности.

Весьма непростая задача, которая не решена полностью. В действительности решение данного вопроса связано только с необходимостью отработать и внедрить эффективную систему повышения квалификации сотрудников, приоритетами которой будут профессионализм, неукоснительное соблюдение законности, чувство долга и ответственности перед гражданами и государством.

Четвёртое требование. Передать в ведение Министерства юстиции изоляторы временного содержания, находящиеся в ведении Министерства внутренних дел и предоставить общественным наблюдательным комиссиям право осуществлять проверки этих объектов без предупреждения

Коррупциогенный фактор в обеспечении прав человека в стадии предварительного следствия и дознания вследствие такой «перемены» повысился. Например, неизбежны коллизии норм права, которые помогают применять нормы, выгодные одному из участников правоотношений, что существенно повышает вероятность совершения коррупционных правонарушений. Это будет связано с обстоятельством «сам ловлю, сам расследую, сам сажаю».

Пятое требование. Обязать руководство учреждений СИЗО освобождать обвиняемых по истечении установленного срока при отсутствии уведомления суда о продлении срока содержания под стражей.

В настоящее время нет правовых предпосылок для реализации такого требования.

Шестое требование. Назрела необходимость принятия в Министерстве внутренних дел и других органах, ведущих дознание, следствие и заключающих под стражу Кодекса поведения своих сотрудников, который стал бы сводом правил их профессиональной корпоративной этики.

Специального Кодекса поведения своих сотрудников, который стал бы сводом правил  профессиональной корпоративной этики работников правоохранительной службы, не разработано.

Хотя существуют Восемь этических норм, которыми должны руководствоваться все государственные служащие:

1. Он должен уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным.

2. На государственной службе нужно работать на благо государства, а не ради собственного благополучия, не путать государственные средства с собственным карманом.

3. Чиновник должен жить, не боясь вопроса «На что живешь?», так как не должно быть оснований для появления снимков его вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок.

4. Важно жить в полном согласии с требованиями законов.

5. Нужно на любом посту, на любой должности работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не утратить доверия народа, граждан своей страны.

6. Казахстанский госслужащий должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей.

7. Прежде чем руководить коллективом, он должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, что требует от своих сотрудников.

8. Надо немедленно вмешиваться, принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние.

 

КАНАТОВ Алмас Канатович

к.ю.н., заведующий кафедрой Юриспруденции

университета «Қайнар» (Семей)

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.

Оцените пост

0
Дальше