Сила интернета
Несмотря на то, что правительство Китая отчасти продолжает контролировать доступ к всемирной сети Интернет, услуги широкополосного доступа развиваются молниеносно за счет агрессивных инвестиций в инфраструктуру, в первую очередь в строительство оптоволоконных сетей. Интернет в Китае доступен даже в мелких городах и поселках. Потому не удивительно, что страна занимает первое место по количеству пользователей в мире.
Мощь интернета заключается в том, что он рушит коммуникационные барьеры. Международные звонки, благодаря IP-телефонии, и в частности благодаря skype.com, подешевели или вообще стали бесплатными. Электронная почта и мэссэнджеры позволяют эффективно общаться в реальном времени. Сайты стали прекрасными маркетинговыми площадками, которые активно используют как продавцы, так и покупатели. А современные поисковые системы позволяют осуществить онлайн молниеносный поиск любого товара, не выходя из дома.
Таким образом, мир становится более мобильным, эффективным, транспарентным. Стираются границы, языковые и культурные барьеры, и Китай теперь уже находится на расстоянии одного клика мышки.
Культурный аспект
Самым сильным посылом для развития деловых отношений с Китаем явились те изменения, что произошли в самом Китае. Собственно благодаря влиянию интернета, телевидения, фильмов, музыки, моды, китайцы становятся более продвинутыми, интегрируясь в мировое сообщество. С другой стороны, будучи истинными «евреями Азии», китайцы очень быстро понимают, как на чем-то заработать и используют эти возможности.
Они все меньше ограничены в своих правах и возможностях, что означает больше путешествий, больше возможностей выхода на международные рынки. Нравится вам это или нет, но китайцы уже сами вышли на ваши рынки. Большие частные и государственные компании начали активную экспансию мирового пространства. Конечно, если чувствуешь в себе силы, то можно нанести «ответный удар», попытавшись выйти на китайский рынок, но это может быть очень дорогостоящий и болезненный опыт. Не об этом здесь.
Я хотел бы остановится в первую очередь на том, как вам, обычному российскому бизнесмену, имеющему доступ в интернет и базовые знания английского языка начать бизнес с Китаем. При этом пока мы предполагаем, что вы уделяете этому не так много времени и делаете все, не выходя из дому. Конечно, если есть желание и возможность, то нужно обязательно съездить в Китай. Но об этом позже.