Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:01, 01 августа 2012

Значительные противоречия существуют в Конституции РК относительно свободы объединения

Blog post image

Конституция Казахстана и законодательство не признают права граждан на объединение в так называемые неформальные организации, то есть организации, не требующие государственной регистрации в форме юридического лица.

Однако даже поверхностный перевод казахской версии соответствующей статьи Конституции показывает совсем иной смысл, нежели в аналогичной версии на русском языке. Если исходить из этого варианта статьи, Конституция полностью признает право на объединение, в том числе на объединение в неформальные организации, как это указано в международных документах.

Согласно положениям международных документов по правам человека никаких ограничений для иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства в создании, членстве и участии в деятельности некоммерческих организаций не существует, кроме некоторых ограничений их политической деятельности.

К сожалению, в Конституции РК в одном случае используется всеобъемлющее слово «каждый», а в другом случае – в частности, в том, что касается свободы объединения, используется формулировка «Граждане Казахстана имеют право на свободу объединений» (статья 23).

Что касается регистрации некоммерческих организаций, то законодательство РК не содержит прямого запрета на деятельность НПО без регистрации. Однако из правоприменительной практики органов юстиции и прокуратуры следует, что в ряде случаев НПО, созданное группой граждан, не претендующих на статус общественного объединения, и не приобретшее статус юридического лица, рассматривается как незарегистрированное общественное объединение, и его организаторы подвергаются административной ответственности.

Кроме этого, общественные некоммерческие организации по регистрационному сбору приравнены к коммерческим предприятиям. Вторым проблемным вопросом в процедуре регистрации является разграничение деятельности общественных объединений – по территориальному признаку: местные, региональные и республиканские. Если бы региональный или республиканский статус предоставлял объединению какие-то дополнительные преимущества, было бы понятно требование государства о необходимости наличия определенного количества областных филиалов. Однако никаких подобных преимуществ такой статус не дает.

Вообще в действующем законодательстве общественное объединение – единственная организационно-правовая форма юридического лица, которому грозит запрещение деятельности за повторное нарушение в рамках всего существующего законодательства об общественных объединениях. То есть по существу за два любых мелких, причем разных, не однородных, нарушения общественному объединению грозит запрещение деятельности. Очевидна возможная несоразмерность или неадекватность государственного реагирования на допущенные общественным объединением нарушения.

Blog post image

В Уголовном кодексе РК существует ряд статей, предусматривающих повышенную уголовную ответственность членов общественных объединений и их руководителей по сравнению с гражданами, не являющимися членами общественных объединений. Таким образом, государство выделяет членов общественных объединений как некую «опасную» категорию своих граждан, хотя среди сотен и тысяч общественных объединений есть не только вызывающие некоторую озабоченность властей общественно-политические движения, но и клубы филателистов, общества родного языка и т.д.

Эксперты считают, что мы имеем дело с весьма искусственным выделением общественных объединений из общей массы некоммерческих организаций и формированием их образа как априори требующего дополнительного государственного контроля и более жесткого реагирования по сравнению с другими НПО или группами «не объединившихся» граждан.

Амангельды Шорманбаев,
независимый юрист

Источник: ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2009-2012 гг.(РАЗДЕЛ: ПРАВО НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ)

Обзор подготовлен в рамках проекта Мониторинга выполнения Национального плана РК в области прав человека, инициированный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, Центром исследования правовой политики LPRC и Международным центром журналистики MediaNet. Проект поддержан Делегацией Европейской Комиссии в Казахстане.

0
2313
0