Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
12:01, 30 июня 2012

Имам Яхья ХЕНДИ: Исламское государство может быть атеистическим

На днях в Алматы побывал американский имам. Яхья ХЕНДИ - весьма неординарная личность. Во-первых, он автор многочисленных публикаций - о месте женщины в исламе, о втором пришествии Мессии, об исламе и биомедицинской этике, о религии в Соединенных Штатах. Во-вторых, он капеллан в университете Джоржтаун и Национальном военно-морском медицинском центре в Бетесде. В-третьих, Яхья Хенди - основатель и президент организации “Духовенство без границ”, а также глава вновь созданной организации “Имамы за Вселенную, Достоинство, Права и Диалог”. Предлагаю вашему вниманию мое интервью с г-ном Хенди.

Blog post image фото Ляззат Тайкиной-Третьяковой

- Г-н Хенди, расскажите о цели вашего приезда в Казахстан?

- Я путешествую по всему миру для того, чтобы привлечь людей к обсуждению тех проблем, которые имеют для меня огромное значение. Я был в 63 странах,на всех континентах. Во время своих путешествий я узнаю много нового, что также немаловажно. Ведь чем больше я узнаю, тем больше я могу дать своим студентам. Я очень заинтересован в вопросах, касающихся прав женщин: предоставлении им больших возможностей для получения образования, политических возможностей и равного доступа к экономическим возможностям. Для меня, как для имама, вопрос равноправия женщин наравне с мужчинами означает очень многое. Вторая причина — в мире существует много экстремистских организация, которые прикрываются исламом. Но эти люди на самом деле занимаются насилием и терроризмом. И одна из целей моего путешествия разоблачать такие организации. Я не считаю их исламским экстремизмом, я называю их экстремизмом во имя ислама. С моей точки зрения, экстремизм не имеет никакого отношения к религии. Кроме того, я провожу тренинги для исламских имамов и представителей христианства и других конфессий. То есть третья причина — содействие диалогу различных религий во имя мира.

- Вы говорите, что ратуете за обеспечение женщинам равных прав с мужчинами. Но ведь согласно Шариату у женщин должно быть гораздо меньше прав...

- Многие люди, включая и самих мусульман, не понимают Шариат и не понимают ислам, когда речь идет о женщинах. Ислам как раз-таки поддерживает женщин и дает им такие же права, как и у мужчин. Есть страны, где эти нормы не соблюдаются. Это так, но причина этого не в исламе, а в культуре самих этих стран. Соответствующий документ о равных с мужчинами правах для женщин был подписан в исламе еще в 10 веке: равный доступ к образованию, к политическому участию, к деньгам, право иметь собственность, покупать ее и продавать, право выходить замуж за того, за кого хотят. Избиение же женщин и насилие над ними в некоторых культурах — это не ислам. И я не знаю ничего такого, чтобы не давал женщина Шариат.

- Но в тех же арабских странах, которые живут по Шариату, права женщин далеко не такие, как у мужчин.

- Вы правы. Но количество мусульман в мире — 1,6 миллиардов. В арабских странах живет только 18 процентов мусульман. И нельзя судить о большинстве по поступкам меньшинства.

- Что вы думаете о распространении такого религиозного направления, как вахаббизм? Почему весь остальной исламский мир относится к вахаббизму с кротким смирением, несмотря на то, что они наносят урон имиджу религии?

- Ваххабизм — это довольно маленькое движение. И я, как и львиная доля мусульман, не смотрим на ислам глазами ваххабистов. Экстремизм, который совершается ваххабистским течением нельзя поддерживать. Я согласен с вами, что мусульмане должны выступать против ваххабизма и религиозного экстремизма гораздо громче представителей других религий. Образно выражаясь, можно сказать, что ислам был похищен экстремизом во имя своих целей. И я как имам заявляю: хватит терпеть, нужно вернуть исламу его прежнее светлое имя.

- Совместим ли ислам с национализмом или нет? Какие связи сильнее религиозные или этнические?

- Я думаю, что в этом нет никакого противоречия. К примеру, я — Американец до мозга костей. Мне нравятся разнообразная картина американской действительности и американские ценности. Но при этом в душе я мусульманин. Я читаю намаз пять раз в день, я соблюдаю пост во время Рамадана и так далее. То есть я и американец и мусульманин.

- В Казахстане представители националистов, как правило, мусульмане и они при этом не приемлют другие национальности.

- Я не вправе обсуждать вопросы возникновения ислама и национализма в Казахстане. Но меня беспокоит, когда люди используют ислам в политических целях. Например, когда они говорят эта мусульманская страна — только для мусульман или Саудовская Аравия — только для арабов. Государственная принадлежность не должна определяться по национальному признаку, цвету кожи или религии. Казахстан — страна, которая существует благодаря всем и для всех.

- 20 лет в Казахстане было тихо-мирно, но в прошлом году было несколько терактов, появились различные экстремистские течения. Как вы думаете, с чем это связано?

- То, что произошло, безусловно, шокировало ваших граждан. И самое главное в этой ситуации — не потерять веру в себя и в единство всего народа в целом. При этом я бы хотел отметить, что за 20 лет Независимости Казахстан достиг больших успехов во всех сферах. У Америки ушло 25 лет, чтобы достичь того, что мы сейчас имеем. Поэтому, вполне вероятно, что вспышки экстремизма, о которых вы говорите, могли быть естественной реакцией на что-то. Может быть реакцией на независимость от России или же просто проявление невежества в исламе, а может быть реакцией на какие-то внутренние или международные проявления. Но тем не менее, это тревожный звонок для страны, который говорит о том, что Казахстан должен стремиться стать еще лучше. Единственный способ борьбы с экстремизмом — это публичный диалог, дебаты и внедрение идей, которые позволят улучшить жизнь граждан.

- Большинство чиновников в Казахстане — мусульмане. Но в стране процветает коррупция. Совместим ли ислам с такими понятиями как коррупция и трайбализм?

- Я отрицаю такое явление, как политическая, экономическая или религиозная коррупция. Коррупция не имеет ничего общего с религией. В исламе не говорится, что нужно совершать акты коррупции. Если люди правильно понимают и практикуют ислам, они никогда не будут совершать акты коррупции.

- Раз коррупция процветает, значит наши чиновники не являются мусульманами?

- Мне не нравится формулировка «не являются мусульманами». Я сужу не конкретных людей, а их поступки. Я говорю, что коррупция — это зло, независимо от того, кто ее делает. Не ставьте знак равенства между исламом и коррупцией. Эти люди являются коррупционерами не потому что они мусульмане. Наоборот, они коррумпированы вопреки тому, что являются мусульманами.

- Замаливая свои грехи многие казахстанские чиновники строят мечети. Как вы к этому относитесь?

- Вы опять принуждаете меня делать заключения по конкретным случаям, о которых я не знаю и не могу судить. Ислам пропагандирует три ценности: политику справедливости, экономику равного доступа, общественное согласие и общественный договор. Для того чтобы быть мусульманином, человек должен жить в согласии с этими ценностями. Мы не можем быть правдивыми по отношению к Аллаху, если мы не являемся правдивыми по отношению к друг другу.

- Тем не менее, можно ли получить прощение за грехи, построив мечеть?

- Не следует рассчитывать, что грехи будут прощены только за совершение какого-то одного богоугодного акта. Добрые поступки должны совершаться во славу Господа, но не ради себя или своих корыстных целей. Построить мечеть, чтобы загладить свои грехи, а потом снова продолжать грешить — это неправильно. Если вы сделали что-то плохое конкретному человеку, то Бог вас простит только в том случае, если этот человек вас простит.

- Еще недавно религию от государства однозначно отделяли. Но многие исследователи - ученые скажем, в Иране, склонны рассматривать ислам, как совокупность социально-экономических отношений. к чему идет нынешняя теология? К тому, что ислам должен становиться регулирующей частью государственной идеологии?

- Я сторонник того, что духовное правительство и власть должны быть разделены. Государство не должно быть вовлечено в определение того, что является, а что не является религией. Политики — они люди. У некоторых из них есть свои религиозные преференции. Таким образом их политика пропитана их религией. Поэтому на самом деле невозможно отделить государство от религии полностью на сто процентов. Для меня светскость означает свободу религии или религий. Страна не может принять одну религию за счет других религий или создавать особые условия для одной религии за счет других.

- В Таджикистане есть знаменитая ПИВТ - партия исламского возрождения. Может ли современный ислам быть интегрированным в светское государство в виде партии?

- Исламские ценности могут быть интегрированы в светское государство в виде партии. Я уже упоминал об исламских ценностях. Ислам говорит, например, что людей нужно принимать на работу, основываясь на их квалификации, а не трайбалистских ценностях. Можно все это принять правительству? Думаю, что безусловно. Ислам говорит, что женщины и мужчины должны получать равную зарплату. Думаю, что это может быть тоже интегрировано в политическую систему страны. И таких примеров много. Но это не означает, что сами имамы должны править. Исламские ценности могут питать политическую систему страны, но без дискриминации других религий.

- А в Казахстане такое возможно? На какой политической платформе может существовать такая партия? Если да, то поддержите ли вы создание официальной исламской партии Казахстана?

- Я не владею деталями политической картины Казахстана. Поэтому я не чувствую себя вправе рассуждать на эту тему. Могу только сказать, что мне не нравится, когда политические партии принимают религиозную окраску, к примеру, еврейская партия или мусульманская... Я никогда не вступлю в такую партию.

- Как вы относитесь к идее создания исламских государств на постсоветской территории? Существует ли возможность построения халифата в каком-либо из этих стран? Если да, то в какой?

- Мне не нравится термин «исламский халифат». Он чужд исламу. Ислам не диктует как выбирать правителя или какой политической системы придерживаться. Исламское государство может быть атеистическим. Я не называю ни одно из мусульманских арабских государств исламским, потому что они таковым не являются. Потому что они не управляются с позиций справедливости. Сейчас идут дискуссии: исламское государство — не мусульманское государство, насколько важно носить хиджаб и так далее. С моей точки зрения — эти споры не имеют никакой важности. Исламский ученый Мухаммед АБДУЛ, живший сто лет назад в Египте, как-то съездил во Францию. По своему возвращению он сказал: во Франции я увидел ислам, но не увидел мусульман, когда я вернулся в Египет, я нашел мусульман, но не увидел ислам.

- Все что вы говорите — созвучно с исламским либерализмом, так называемым евроисламом, а также тем, что пропагандирует Тарик РАМАДАН? Как вы относитесь к этому течению и к Рамадану?

- Это и есть ислам. Нет ни европейского, ни американского ислама. Есть просто ислам. И в Европе и в США уважают свободу и думают о свободе. Это не Тарик Рамадан и не Яхья Хенди — это то, что есть в исламе и в шариате. И я поддерживаю то, что он делает.

- И последний вопрос. Кто на ваш взгляд победит в конечном итоге в борьбе религий? Какая из них станет главенствующей?

- Религия любви. Религия справедливости. Религия гуманизма. Один Бог, одна человеческая семья и одна судьба. У меня есть песня We're All In This Together, которую поет Бен ЛИ. Она мне очень нравится:

Woke up this morning

I suddenly realized

We're all in this together

I started smiling

Cos you were smiling

And were all in this together

1
336
1