Откуда берутся новости?

Ольга Настюкова 2012 M06 28
3008
2
11
0

В канун профессионального праздника вспомнился анекдот. Утро, планерка. Редактор методично бракует все темы, которые предлагают ему журналисты: "Уже было... неинтересно...тухлая тема..."

В канун профессионального праздника вспомнился анекдот. Утро, планерка. Редактор методично бракует все темы, которые предлагают ему журналисты: "Уже было... неинтересно...тухлая тема..."

И тут, когда в редакции воцарилась атмосфера грусти и уныния, встает один журналист и говорит: "У меня - эксклюзив! Завтра в 16.00 будет второе пришествие Христа! Это совершенно точная, достоверная информация!"

Редактор задумчиво: Пришествие Христа? Хм... Второе?  Ну раз второе, значит ЗКТ с синхроном.

(ЗКТ+СНХ - на телевизионном "сленге" - маленький кусочек видео с приклеенным интервью, по времени не больше минуты)

Ниже небольшой текст о том, откуда в редакциях каждый день появляются новости. Когда я его писала, то думала - может пригодится тем, кто только начинает работать. Мне самой поиск "авторских" тем раньше казался  чудом. Затем это стало тяжелой работой, а в какой-то переломный момент темы начали появляться сами. Практически из ниоткуда.

Итак, ищем новость.

Утро в  редакции всегда начинается с планерки, на которой редактор ставит перед журналистами четкие цели и задачи. Тогда чувство хаоса сменяет  алгоритм упорядоченных действий, которые приводит журналиста к заветной цели – сделать новость.

Откуда же берутся темы? Во-первых, в каждой редакции формируется своя информационная лента дня  – звонят люди, приходит регулярная рассылка от компаний и из пресс-клубов. Но больше всего главный редактор любит, когда журналист приходит на планерку с эксклюзивной темой!

Откуда берется эксклюзив?

1. Дружите с источниками информации. Это только кажется банальным. Все начинается с малого. Покажите, что вам не наплевать на героев своих материалов.  Не коверкайте их фамилии и должности. Это для вас новости - рутина. Для Васи Пупкина ваша статья может быть эпохальным событием. Записывайте сюжеты и фотографии на диск, если вас попросили. Меняйтесь номерами телефонов.  Звоните время от времени даже самым несговорчивым чиновникам – у них тоже бывают интересные новости.

К тому же, в дружественной атмосфере герои раскрепощаются. Вот пример доверия, возникшего у  обманутых дольщиков к газете «Время».  Никто больше этот протест «без штанов» не снял.

Газета "Время" 2008 год. "Застройщик нас раздел"

2. Работайте с открытыми источниками.

В школах разведки учат, что 90 процентов информации находится в открытом доступе. Надо лишь уметь ее взять. Действительно, информационно открытое общество  значительно упростило жизнь журналистам. В открытом доступе сейчас есть много чего интересного – от данных по расходованию  госбюджета, до заявок на тендеры. Жаль только, не все умеют этим счастьем пользоваться. Будьте любознательными! Схемы, отчеты и таблицы, конечно, скучные, но они могут многое дать.

Помните, у Ахматовой? Когда б вы знали из кого сора…. Это было о стихах, но новости тоже подчас рождаются буквально из ниоткуда.

Пример: американский IT-портал Ars Technica, как и большинство сайтов, ведет статистику посещений. В ней есть данные о том, с каких устройств и браузеров люди заходят на сайт. Кто-то не поленился ее просмотреть.

Оказалось, что некоторые гости использовали планшет  iPad  с iOS 6 . Так на свет появилась новость о том, что Apple тестирует планшет с новой операционной системой.

3. Блоггерам – слово

О социальных сетях и форумах хочется написать отдельно. Бывает, что руководство редакций отключает  журналистов от социальных сетей для улучшения работоспособности. Я считаю – это неправильно. Более того – это чудовищно. Социальные сети для журналистов  – неиссякаемый источник  тем и вдохновения!

Большая часть информации добыта из  открытых источников, и найдена методом серфинга в интернете. Во ВКонтакте, Facebook и «Моем мире» огромное количество встреч и  групп по интересам, очень часто  темы для материалов и анонсы выкладываются на Yvision. Обновляются сайты госкомпаний. Наконец, сами пользователи могут подкинуть интересную тему.

Хорошим примером работы с соцсетями и использования информации из открытого доступа может служить скандал в городе Рудный. Летом 2011 года на сайте для госзакупок появилась заявка от акимата на приобретение четырех машин. Три автомобиля - общей стоимостью 16 500 000 тенге (на 1 июня 2011 года - 113 558 долларов).  И четвертый – ценой в 24 796 000 тенге (170 653 долларов).

Примерно такой:

Первыми эту новость  нашли и выложили в социальные сети даже не журналисты, а  рядовые блоггеры, жители Рудного. Уже следом про Лексус для акима написали ведущие СМИ.

В результате аким отказался от покупки дорогостоящего авто, а в городском бюджете ВНЕЗАПНО нашлись деньги на ремонт дорог. Вот вам реальный случай, когда любознательность плюс информационная открытость действительно изменили ситуацию.

Желаю вам побольше "своих" тем, острого пера и ясных мыслей!


 

Оцените пост

11

Комментарии

1
Отличная статья! Очень легко и доступно написано, спс)))

0
статья хорошая ! спс
Показать комментарии