«Социализация детей из интернатных учреждений области с применением принципа «равный равному»

Natalya_Kudinova 2012 M06 13
605
1
0
0

Молодежное общественное объединение «Активная молодежь СКО» в течение двух лет активно сотрудничает с Областным интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала 2012...

Молодежное общественное объединение «Активная молодежь СКО» в течение двух лет активно сотрудничает с Областным интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала 2012 года работа по социализации воспитанников интерната ведется с применением принципа «равный равному». В текущем году в работу по проекту подключилась также Соколовская спецшкола-интернат для детей-сирот и ДОБПР.

В соответствии с основной целью проекта, созданием условий для адаптации детей к условиям самостоятельной жизни, первоначальный акцент в работе по проекту был сделан на обучение помощников специалистов из числа выпускников детских домов и диагностику детей. Для обучения и работы по проекту были отобраны пять молодых людей в возрасте от 18 лет, трое из которых были бенефициарами предыдущего проекта организации, двое других были отобраны по рекомендации сотрудников Северо-Казахстанского государственного университета. Перед началом работы каждому из ребят детально были описаны функциональные обязанности и обозначены их основные задачи: регулярно посещать занятия специалистов и самостоятельно проводить уроки и игры с воспитанниками Интернатов. Обучение молодых помощников началось с серии психологических тренингов с целью формирования коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе, развития саморефлексии, формирования установки на самопознание.

Второй аспект обучения молодых помощников подразумевал овладение специфическими знаниями и навыками, которые могли бы позволить на достойном уровне работать с воспитанниками детских домов и помогать специалистам. Каждый молодой помощник был прикреплен к определенному специалисту, который провел по одному установочному практическому занятию с участием детей.

Процесс раскрытия личностного и интеллектуального потенциала детей через организацию дополнительных курсов и кружков по принципу «равный равному» - осуществлялось в двух направлениях: во-первых, психологом проекта была проведена диагностика воспитанников Интернатов с целью быстрой оценки потребностей детей и разработки программы тренингов и консультаций; во-вторых, руководители курсов и кружков начали работу в своих профильных направлениях по развитию логического мышления, коммуникативных навыков и творческого потенциала детей. На основе полученных в процессе диагностик данных психологом был разработан комплекс социально-психологических тренингов, направленных на повышение самооценки детей, снижению уровня эмоционального напряжения, повышению адаптивных качеств воспитанников, устранению комплексов и повышению степени ответственности детей за свою жизнь. Специалисты иных профилей организовывали работу следующих факультативов: дебатного и волонтерского клубов, Школы жизненной экономики, медицинских консультаций, курса «Основы права», а также курсов парикмахерского мастерства.

Курсы парикмахерского мастерства функционируют в Областном интернате уже второй год, они доказали свою эффективность и значимость: дети не только осваивают, навыки и определяются с профессией, но и готовятся ко взрослой независимой жизни. В рамках данного проекта курсы парикмахерского мастерства всего посещали 11 человек, шестеро из которых обучаются профессии уже второй год. Между учащимися и преподавателем курсов парикмахерского мастерства сложились теплые доверительные отношения: ребята делятся с учителем своими секретами, рассказывают о своих семьях, учебе, интересах. Находится на занятиях время и для чаепития: за чашкой чая в узком кругу друзей молодые парикмахеры обсуждают различные вопросы.

Школа жизненной экономики направлена на обретение навыков планирования своего бюджета и разумного расходования средств. Наиболее активно дети обсуждали тему денег и вложения денег, задавались вопросы относительно пользования пластиковыми карточками, перевода денег за границу, работы банковской системы. Всегда живые беседы вызывали темы, касающиеся условий кредитования банками граждан и условий по депозитам, надежность банков и виды денежных банковский документов — чек, вексель облигация, авизо, аккредитив, а также законы рынка. В игровой форме дети предлагали пути повышения спроса на товар и анализировали каждое предложение своих сверстников: наиболее эффективными, по мнению воспитанников интернатов, оказались такие формы, как реклама, розыгрыши, распродажи и скидки.

Медицинские консультации в рамках данного проекта были нацелены на повышение информированности детей в вопросах сохранения и укрепления индивидуального здоровья и формирования чувства ответственности и самостоятельности в нравственно – половом развитии. Дети в процессе бесед были достаточно раскованы и легко вступали в диалог, особенно если на занятиях не присутствовали преподаватели Интернатов. Содержание курса «Основы права» было направлено на повышение правовой грамотности воспитанников интернатов, на их обучение механизмам защиты социальных и экономических прав, предупреждение фактов понуждения воспитанников к половым действиям или иным действиям сексуального характера. Особенно активно и с большим интересом правовые вопросы обсуждали учащиеся Областного интерната: наиболее восребованными оказались темы по жилищным правам детей-сирот, документационном обеспечении выпускников при поступлении в профессиональное учебное заведение, поведении детей и молодых людей при взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов.

Полноценно принцип «равный равному» был реализован на занятиях по волонтерству и дебатам: руководители данных кружков и их помощники близки по возрасту и мировосприятию воспитанникам детских домов, поэтому на занятиях всегда присутствовала дружеская и понимающая атмосфера. Программа «Дебаты» была направлена на развитие индивидуальных способностей и речевых навыков детей, а также формирование у них навыков конструктивного общения и коммуникативных способностей. Занятия по волонтерству проходят в тренинговой форме с включением в работу игр, которые могут быть в дальнейшем использованы для организации досуга с младшими воспитанниками интернатов.

В целом, работа по проекту с использованием принципа «равный равному» показала свою эффективность: молодые помощники, являющиеся выпускниками детских домов и не понаслышке знающие проблемы детей из интернатов, помогают найти наиболее эффективные пути социализации учащихся интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оцените пост

0

Комментарии

Дальше