Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:10, 08 мая 2012

Концепция развития моногородов – дань политическому моменту

Концепция развития моногородов, презентованная министром Сагинтаевым в конце марта этого года, не выдерживает никакой критики с экономической точки зрения, и носит явно политический характер, вызванный желанием властей не допустить повторения событий в Жанаозене.

Напомним, что по поручению президента Назарбаева до начала нынешнего июля Правительство должно разработать концепцию развития местного самоуправления и подготовить программу развития моногородов.

Проект концепции, представленный министром эконмического развития и торговли Бахытжаном Сагинтаевым, выделяет 27 моногородов с численностью населения 1,5 миллиона человек. При этом 8 моногородов  расположены в Карагандинской области, по 4 моногорода в Восточно-Казахстанской и Костанайской области, по 2 моногорода в Жамбылской и Павлодарской области.

Основными опциями проекта определены диверсификация экономики, развитие малого и среднего бизнеса, рассредоточение трудового потенциала в точки экономического роста.

Так, в рамках диверсификации экономики планируется реализовать не менее 1 «якорного» инвестиционного проекта  в каждом городе.

Для стимулирования развития МСБ в моногородах будут использованы инструменты программ «Дорожная карта бизнеса-2020» и Программа занятости-2020». Как сказано на официальном сайте министерства, в 20 моногородах уже реализуются 114 проектов в рамках Карты индустриализации и «Дорожной карты бизнеса 2020».

Большое значение в проекте концепции уделено стимулированию добровольного переезда населения моногородов в центры экономического роста областей и республики. Подобных центров в Казахстане разработчики проекта насчитали пять: Астана, Алматы, Актобе, Актау и Шымкент. Причем, на развитие этих городов в качестве «центров экономического роста» также предполагается выделить средства из бюджета.

На эти цели правительство планирует потратить 1,2 триллиона тенге.

Даже при беглом прочтении документа видно, что с экономической точки зрения проект не выдерживает никакой критики, и носит явно политический характер, порожденный событиями в Жанаозене и назревающими социальными бунтами в горнодобывающей отрасли (Караганда, Кызыл-Орда, Темиртау, Жезказган). Напуганные прецедентом «семимесячного стояния», власти хотят превентивно отработать подобный сценарий в схожих с Жанаозенем населенных пунктах, и не допустить повторения событий на западе республики.

Проект вызывает вопросы во всех аспектах, и самый главный из них, методологический: что такое «моногород»? Согласно официальным данным, в Казахстане насчитывается 60 малых городов. Выбранные для проекта 27 городов входят в число этих 60-ти, и считаются малыми. Чем же тогда  «моногород» отличается от «малого города»?

Если отличий нет, возникает следующий вопрос: по какому принципу выбирались эти 27 городов? Ведь, по словам министра Сагинтаева, в 19 городах из 27 градообразующие предприятия работают стабильно, в 5 – частично и лишь в 3 (Текели, Кентау, Серебрянск) – не работают вообще. Согласно тем же официальным данным, в 7 моно\малых городах размер заработной платы выше среднереспубликанской: в Курчатове и Зыряновске - в 1,2 раза, Хромтау - в 1,4, Аксу - в 1,6, Кульсары - в 1,9, Аксае - 2,7, Жанаозене - в 2,9 раза. Эти же города, а также Лисаковск, Текели (несмотря на неработающее предприятие), Кандыагаш, Агентство по статистике относит к группе относительно благополучных городов, имеющих значительный природно-ресурсный и производственный потенциал, высокие доходы населения. И всем этим городам, по мнению Сагинтаева, необходима срочная дополнительная помощь. Зачем тратить бюджетные деньги на благополучные города? Градообразующее предприятие вполне может «диверсифицировать экономику», «развить МСБ» за счет собственных ресурсов.

Кроме того, по некоторым городам, вошедшим в отраслевую программу развития моногородов, Сатпаев, Жезказган, Жанаозен, а также Семей и Приозерск, в министерстве экономического развития и торговли разработаны отдельные планы социально-экономического развития с отдельным финансированием, но с похожим комплексом мероприятий: все та же «диверсификация экономики», «развитие МСБ» и так далее.

Значительный блок мероприятий в проекте концепции занимает обеспечение населения  монопрофильных городов качественной питьевой водой. Практически в половине из выбранных городов (Аксай, Каратау, Жанатас, Житикара, Аксу, Экибастуз, Жезказган, Сатпаев, Балхаш, Зыряновск, Серебрянск, Кентау, Аркалык), разработчики проекта зафиксировали износ сетей водоснабжения. На ремонт и восстановление водных коммуникаций также планируется выделить дополнительные средства. Однако с 2010 года в республике действует программа «Акбулак», разработанная все тем же МЭРТ, и направленная исключительно на обеспечение жителей казахстанских городов и аулов питьевой водой. На эти цели в рамках программы ежегодно из бюджета выделяется 60 миллиардов тенге, и будет выделяться в течение последующих 10 лет. Как сказано на сайте МЭРТ, «реализация это программы позволит обеспечить бесперебойным водоснабжением 80 сельских населенных пунктов и 100 малых городов».

Зачем на одни и те же цели два раза тратить бюджетные средства? Или господин Сагинтаев не знает о содержании всех программ, разрабатываемых в недрах возглавляемого им министерства?

Или же власти хотят понастроить очередных «потемкинских деревень»? Помнится, общественность так и не услышало отчет правительства об итогах реализации Программы развития малых городов, которая была принята в 2004 году. Ведь тогда из госбюджета планировалось потратить порядка 9 триллионов тенге. Спустя 6 лет мы снова готовы тратить деньги на развитие тех же самых городов, легко переименовав их из «малых» в «моно».

За рамками внимания проекта остались по-настоящему депрессивные города: Алга, Шалкар, Жем, Державинск, Степняк, Каркаралинск,  Аральск, Форт-Шевченко. Безработица в этих населенных пунктах составляет свыше 50%, а численность населения уже не позволяет говорить о них как о городах. По данным акиматов этих городов, 95 % населения г. Степняка, 28 % г. Аркалыка, 32 % г. Аральска, 35 % г. Каркаралинска не имеют доступа к качественной питьевой воде. Жители этих городов пользуются водой из открытых водоемов, привозной водой. В этих же городах имеется большой процент ветхого и брошенного жилья. Так, в г. Житикаре процент брошенного жилья составляет 16 %, в г. Абае и г. Аркалыке пустуют более чем по 2000 квартир.

Между тем, Шалкар и Жем – это стратегические транспортные узлы, Алгинский химзавод в советское время считался флагманом казахстанской химической промышленности, его начали строить еще до войны. Степняк, Аральск, Форт-Шевченко – месторождения полезных ископаемых (золото, поваренная соль, сульфат натрия, ракушечник). Когда-то многие из этих городов считались всесоюзными комсомольскими стройками, где сообща трудились тысячи молодых людей со всех уголков Советского Союза. Затем построенные предприятия не только обеспечивали бюджет страны, но и создавали рабочие места для многих семей, формируя и воспитывая сознательный рабочий класс – основу трудового социалистического общества.

0
272
0