Ярко-красный экспресс мчится по извивающейся серпантином узкоколейной железной дороге, между высокими утесами, через тоннели, над глубокими ущельями, по захватывающим дух виадукам ... Подобные живописные фотографии постоянно украшают страницы туристических проспектов о Швейцарии. Построенная в целях туризма на рубеже XIX в. Ретийская железная дорога оказала большое влияние на экономическое, социальное и культурное развитие региона.
В чем её исключительная особенность?
Ж.-д. линии Альбула и Бернина представляют собой хорошо сохранившуюся и превосходно функционирующую железную дорогу. Поезда проходят по 196 мостам и пересекают 55 тоннелей, что делает эту ж.-д. магистраль истинным чудом строительной техники. Строительство велось исключительно в целях развития туризма. Железная дорога, соединив отдаленные горнолыжные курорты, способствовала таким образом быстрому развитию туризма с середины и до XIX века. Ретийская железная дорога стала третьей дорогой, вошедшей в Список ЮНЕСКО, вслед за Земмерингской в Австрии и Дарджилинг-Гималайской в Индии.
Культурный контекст
Поезда – самый популярный вид транспорта в Швейцарии. Конечно, не все ж.-д. ветки такие впечатляющие, как линии Альбула и Бернина, тем не менее железнодорожная сеть Швейцарии – одна из самых густых и разветвленных в мире (на 1 000 км2 приходится 122 км ж.-д. путей). Общая протяженность всех дорог общего пользования 22 000 км, из них 3 000 км находится в собственности государственной компании "Федеральные железные дороги Швейцарии" (SBB) и 2 000 км принадлежат частными ж.-д. компаниям. Около 150 км составляет протяженность зубчатых железных и канатных дорог. Интенсивность движения поездов – одна из самых высоких в мире. Поезда SBB ежегодно перевозят ок. 290 млн. пассажиров и 60 млн. тонн груза. В 2008 каждый житель Швейцарии преодолел в среднем 2 422 км.