Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
03:07, 03 мая 2012

Рецензия на фильм Матч (01.05.2012.)

Blog post image

24 апреля в «СhaplinADK» прошёл пресс-показ фильма «Матч», который презентовала компания «Интерфильм Дистрибьюшн». Перед просмотром  журналистов ожидало несколько  сюрпризов: организаторы устроили фотосъёмку в стиле «ретро», пригласили ветеранов казахстанского футбола и игроков команды «Кайрат» и, самое главное, организовали выставку, посвящённую истории казахстанского футбола. Выставка будет проходить и после премьеры.

О фильме. Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших с  игроками разных составов бывшего киевского «Динамо» во время фашистской оккупации Украины в 1941-1943 гг.

Blog post image

9 августа 1942 года состоялся футбольный матч - «Матч смерти», как его позже стали называть, сыгранный в оккупированном немцами Киеве, между советской командой «Старт» хлебозавода №1 и немецкой командой «Flakelf», где «Старт» одержал свою вторую победу в тяжелейшем матче-реванше.

Blog post image

Описание с официального сайта (http://match-film.ru/about.html):

«За фильмом «Матч» стоит реальная история, и мы старались держаться в ее рамках. В чем она заключается? В чем сходится большинство исследователей? А вот в чем. В оккупированном Киеве новая городская власть, которая была под немцами, в 1942 году организовала футбольный турнир, призванный символизировать начало мирной жизни в новой Украине. Были созданы две команды – одна, «Рух», под эгидой городской управы и комитета по спорту, другая – на хлебозаводе №1, «Старт». Волею судьбы в этой команде собрались бывшие динамовцы разных составов, хотя были и игроки других команд. Кто-то из футболистов в это время оказался в Киеве после ранения, кто-то только вышел из окружения… Они старались держаться вместе, помогали друг другу устраиваться на работу, что мы также показываем в фильме. В первом же матче «Старт» выиграл у «Руха» со счетом 7:2. Игра была очень интересной, о чем можно судить по газетным репортажам. Затем пошли игры с командами оккупационных частей – немцами, венграми. Стартовцы неизменно выигрывали, в том числе и в матче с командой «Flakelf» (со счетом 5:1), и чаша терпения у немцев переполнилась: как может высшая раса все время проигрывать?! Был объявлен матч-реванш. Немцы фактически решили провести идеологическое мероприятие – исправить ситуацию, при которой ими же задуманная линия по пропаганде новой жизни обернулась неприятностью: очевидное, казалось бы, немецкое превосходство показать не удалось. На афишах матча-реванша (а сама формулировка «реванш» доказывает, что немцы непременно хотели отыграться, игра была для них очень важной) значилось, что «Flakelf» выступала в усиленном составе. Но даже несмотря на это наши выиграли 5:3. Через неделю «Старт» еще раз играет (против «Руха») – и выигрывает – на этот раз свой последний матч. А через день после этого всех динамовцев, работавших на хлебозаводе, арестовало гестапо. Один футболист погиб прямо на допросе, других через месяц отправили в Сырецкий концлагерь, где были расстреляны еще трое. Пятеро выжили, бежав или дождавшись прихода советских войск. Таковы факты и с ними никто не спорит, а дальше начинаются интерпретации. Фильм «Матч» - это наша интерпретация».

Blog post image

Некоторые факты о фильме:

В этом году отмечается 70-летний юбилей «матча смерти»: советская команда «Старт» одержала свою вторую победу над немецкой командой «Flakelf» 9 августа 1942 года.

Это не первая картина, посвященная легендарному событию: в 1964 году советские кинематографисты сняли ленту «Третий тайм», а Голливуд выступил на ту же тему в 1981 году с фильмом «Победа».

Суммарно в проекте приняло участие 25 000 человек массовки.

Сергея Безрукова тренировал легендарный вратарь Сергей Овчинников.

Blog post image

Футбольные эпизоды снимались 6-ю камерами.

Всего было отснято 24,5 часа футбольного материала.

На эпизодические роли футболистов отбирали настоящих спортсменов, а актеры, игравшие футболистов, до и во время съемок усиленно тренировались.

Blog post image

Актёры играют неплохо, но и не блестяще. Сергей Безруков играет Николая Раневича, прообразом которого был динамовец Николай Трусевич, в  1943 году расстрелянный в Сырецком концлагере. Сергей создал образ спортсмена с крепким характером, пытается «шокать», но об этом он иногда забывает. Понравилась сцена его запугивания, когда на вопрос «Gut?» он отвечает фашисту сквозь зубы «Gut, с...ка». Елизавета Боярская хороша, но не более. Не понравилась сцена, когда она укрывает тонкой сеточкой шали больную еврейкую девочку, которую «бьёт озноб». Героиня Екатерины Климовой,  словно перекочевав из предыдущего фильма Малюкова «Мы из будущего», здесь снова играет «девушку в медицинском халате». У неё лишь формально роль второго плана, на самом деле у нее здесь самостоятельная и сложная роль. Она создала образ женщины, получившей непоправимую психологическую травму (немцы расстреливают ее пациентов, больных психиатрического диспансера), и неплохо передала, как ее героиня с этим живет. Сцена после расстрела ее подопечных длится около 7-ми минут (в фильм она вошла не целиком), и она играла ее, будучи одна в комнате, без партнеров, без единого слова. Чувствуя на себе ужас  и грязь - она пытается отмыться водой из вазы с цветами, правда потом она ещё и попила этой водицы… Позже ей будет уготована роль подруги немецкого офицера. Она будет выходить в свет и надевать такие красивые наряды, что, на мой взгляд, затмит Лизу.

Надо отдать должное художникам – и костюмы, и реквизит, и декорации сделаны очень хорошо и соответствуют времени.

Blog post image

Немцы выглядят и играют здесь очень убедительно - кастинг-директор не прогадал с подбором.

Снимали фильм на цифру: на камеры Arri Alexa, RED, Canon MARK IV. Благодаря камерам и цветокору изображение получилось очень хорошее, чёткое, яркое и насыщенное.

Первая половина фильма иногда смущала меня своей неправдоподобностью, а иногда и абсурдностью. К примеру, вполне себе «современный» стриптиз от Лизы Боярской или сцена после расстрела в Бабьем Яру – тела сотен убитых людей лежали так, что совершенно не вызывали чувства сострадания и ощущения ужаса войны, а создавали эффект очень красивого нудистского флэшмоба. Также смущали очевидные сюжетные «дыры», которые объясняются тем, что в этом году можно будет увидеть телеверсию «Матча» –  то бишь, полную экранизацию литературного сценария.  Во второй половине фильма, когда собственно и начались футбольные матчи мои ощущения от фильма перешли от знака «-» к знаку «+». Режиссером монтажа на картине выступила Габриэлла Кристиани («Последний император», «Под покровом небес», «Кандагар»), которой можно сказать «спасибо» за очень динамичные и красивые сцены футбола. Оператор Сергей Михальчук поработал «на славу». Большой похвалы, на мой взгляд, заслуживает также композитор Ричард Горовиц («Под покровом небес», «Каждое воскресенье»), который по заветам Циммера так преподнёс финальный матч, что именно благодаря музыке он воспринимается, как трагически-героический.

Blog post image

Режиссёр Андрей Малюков до «Матча» снял несколько хороших картин, включая «Грозовые ворота» и «Мы из будущего» (на мой взгляд, только российская интерпретация сериала «Побег»  ему не удалась). «Матч» вышел немного невнятным из-за того, изначально было задумано выпустить его также многосерийно на ТВ, поэтому некоторые сюжетные ходы и линии при монтаже были урезаны. Но ни смотря на это, можно смело сказать, что фильм удался.

«Матч» описывается как «историко-патриотическая драма», и это без сомнений так. «Матч» -  это дань уважения героизму советского народа, который проявлялся не только на полях сражений Великой Отечественной, но и на простом спортивном стадионе при игре в футбол, когда наши спортсмены, не поддаваясь на прямые угрозы и сильные побои, проявив силу духа, всё же не дали выиграть агрессору и не уступили.

Blog post image

1
1631
0