Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:32, 19 апреля 2012

Национал-патриотическое движение в Казахстане: актуальные задачи и «ловушки», которые следует избегать

В последние годы в казахстанском обществе происходит ренессанс национал-патриотических чувств. Национал-патриотизм на сегодняшний день сумел стать неотъемлемой частью общественно-политической жизни страны. События последних восьми месяцев показывают, что национал-патриотам в определенной степени удалось заявить о себе на политическом поле. Летом прошлого года было опубликовано т.н. "письмо 138-ми", затрагивающее языковую политику страны, предпринимались попытки прохождения в Парламент (сближение "Руханията" с Мухтаром Шахановым), по крайней мере существовал национал-патриотический уклон в предвыборной кампании "Ак жола". Тема национал-патриотизма, как правило, поднимается вместе с темой национальной идеи. Все чаще звучат призывы к обсуждению этой проблематики, предпринимаются попытки развязать диалог. К примеру, на страницах издания Central Asia Monitor налажен регулярный выпуск цикла статей под общим названием "Казахский вопрос", которые посвящены этой теме. Авторами публикации являются известные общественные деятели.

Сегодня я хочу сделать перепост статьи политолога и кандидата исторических наук Аскара Нурша "Национал-патриотическое движение в Казахстане: актуальные задачи и «ловушки», которые следует избегать"

***

Blog post imageНа протяжении последних лет в Казахстане наблюдается последовательная активизация национал-патриотического движения. Его очередная волна связана с процессами углубления евразийской интеграции и осмыслением в казахском обществе их перспектив для Казахстана. Кроме того, в обществе и в казахскоязычном сегменте прессы продолжаются дискуссии по наиболее важным вопросам национального государствостроительства с попытками обратить на них внимание органов государственной власти.

Настроения национально-ориентированных политиков и общественных деятелей пока еще не задают тренд в общественно-политическом развитии республики, но в целом ситуация развивается в направлении консолидации различных по мировоззрению и политической ориентации групп.

Другой важной тенденцией на современном этапе является стремление ряда оппозиционных политиков (Б. Абилов, С. Мамбеталин) заручиться поддержкой казахской творческой интеллигенции и сближение с целью совместного давления на власти оппозиции и национал-патриотических кругов. Об этой обозначившейся тенденции, кстати, говорит политолог Айдос Сарым.

Национально-патриотическое движение сегодня представляет собой, скорее, группу единомышленников, чем организованное движение. Это совокупность общественных деятелей, политологов, представителей творческой интеллигенции и отдельных групп, несогласных с проводимой властями политикой в «национальном вопросе». Оно пока еще уступает мощному тренду, возникшему в Казахстане в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века и воспитанному на идеях и трудах представителей «Алаш-Орды». Во-вторых, отсутствует единая идеологическая платформа движения как целостная и структурированная система взглядов и подходов к ключевым вопросам современного развития Казахстана. В-третьих, нет единства взглядов относительно методов и способов достижения поставленных целей. В-четвертых, существует поколенческая специфика восприятия тех или иных проблем.

Эти «узкие места» можно долго перечислять, они у всех на виду. Однако, несмотря на попытки придания скандальности национал-патриотическому движению со стороны его критиков, роль и функция, выполняемая его представителями в обществе, огромна, и она недооценена в полной мере. В первую очередь, эта функция проводника и выразителя национальных интересов казахов, составляющих ядро государства. Критика со стороны национал-патриотов показывает рамки допустимого для властей с точки зрения интересов национального ядра в реализации внутренней и внешней политики.

При этом не вызывает сомнения, что основания для опасений казахской части населения небеспочвенны, и, как минимум, нуждаются в их изучении и адекватном реагировании со стороны властей. Среди них:

- медленное размывание национальной идентичности (вопросы языка и культуры);

- размывание традиционной идентичности вследствие изменения хозяйственного уклада, деградации села, миграции населения в города, влияния процессов глобализации и массовой культуры, как общепланетарный процесс;

- снижение качества образования в республике, в том числе низкое качество образования на казахском языке;

- безработица среди казахской молодежи и молодежи вообще;

- общее падение уровня жизни населения;

- развитие в Казахстане преимущественно компрадорской прослойки предпринимательского класса, слабая поддержка национального капитала;

- негативный фон, создаваемый вокруг оралманов, слабость и неэффективность существующей программы поддержки оралманов и их адаптации в обществе;

- принижение роли предшествующих правителей Казахстана (Джанибек-хан, Керей-хан) в укреплении независимости страны и опубликование периодически в СМИ материалов, содержащих спорные тезисы об отсутствии у казахов государственности до 1991 г., что не соответствует историческим данным;

- формирование наднациональных интеграционных структур на постсоветском пространстве без серьезных дискуссий и диалога в обществе и сохранение в данных структурах за Россией рычагов влияния на Казахстан;

- низкое качество национального сегмента передач на казахстанском телевидении, отсутствие должного внимания к ним со стороны соответствующих органов власти и ведомств.

Вместе с тем, выступая в пользу защиты интересов национального ядра, чем являются казахи в Казахстане, национал-патриотическому движению важно иметь в виду следующие современные тенденции и избегать следующих «ловушек»:

1. Отход западных держав в мировой политике от уважения принципа суверенитета и эрозия государства как ключевого актора в международных отношениях.

Казахстан восстановил суверенитет в 90-е годы ХХ века, и казахское общество под Советской властью пропустило этап национально-буржуазного строительства, через который прошли многие другие государства мира. Идеи национального государства (также употребляется термин «государство-нация») и суверенитета, характерные для Вестфальской системы международных отношений (начиная с 1648 г.) еще не отжили свое, но уже в мире постепенно утрачивают актуальность вместе со сломом этой системы. Западные политики больше не признают принцип суверенитета и невмешательства во внутренние дела, отдавая приоритет не интересам государства, а интересам и правам отдельного человека и гражданского общества. Эпоха сменилась, нельзя догматично разговаривать языком прошлого века. На этот тезис кто-то возразит, указав на Китай, Индию, крупнейших национальных государств мира. Однако, учитывая количество населения и вес в мировой политике, изменения в этих странах будут происходить медленнее, чем в Казахстане. Менее подвержены они также, по сравнению с Казахстаном, внешнему влиянию.

Это не означает, что нужно отказаться от строительства национального государства, а лишь то, что национально-патриотическое движение должно уметь оперировать понятиями и тезисами гражданского общества, демократии и прав человека и разговаривать с миром, на понятном ему политическом языке.

2. Этнический национализм и его сторонники в мире не приветствуются.

В современном мировом политическом лексиконе призыв защищать интерес какой-либо этнической группы фактически тождественен ультраправым взглядам и в ряде случаев приравнивается к нацизму, или, по крайней мере, так преподносится мировой прессой. Националисты оттесняются на маргинальные позиции в политической системе. Западный мир, прошедший через ужасы нацизма и концлагерей в годы Второй мировой войны, и осуждающий себя за бездействие при этнических чистках на Балканах и в Руанде в 90-е гг. прошлого века, категорически отказывается понимать и признавать сам факт наличия «этнических интересов» и распространяет этот подход на другие страны мира. Альтернативой этническому национализму является гражданский национализм и патриотизм, согласно которым государство заботится обо всех гражданах в равной степени. По этому принципу строится сегодня система управления в США, Франции и многих других государствах, а само слово «американец» и «француз» означает гражданскую принадлежность, а не этническую.

Это означает, что национал-патриотическое движение должно предельно аккуратно работать с терминологией и отдавать себе отчет в том, что идеи возвышения в государстве одной этнической группы над другими не будут никогда поддержаны публично в мировом сообществе, в том числе казахстанскими властями, которым иначе грозит перспектива стать изгоями в мире. Пример В. Путина, который вопреки резкой критике внутри страны, в ходе своего последнего отчета в качестве премьер-министра перед Госдумой отказался называть Россию русским государством – подтверждение этой логики.

Выход, на мой взгляд, - в изъятии из употребления термина «казахстанский» и его замена на «казахский» в качестве гражданской принадлежности. Опять же, это не означает, что нужно отказаться от защиты интересов собственного этноса, его языка и культуры. Но следует быть более аккуратными в политической лексике и необходимо адаптировать ее к запросам и требованиям современности.

3. Эрозия традиционного общества и вызов современности.

Казахи массово переселяются в города. Современная культура казахов претерпевает изменения. Традиционное общество, его ритуалы, церемонии, ценности постепенно будут отходить. И здесь нашим интеллектуалам и творческой интеллигенции важно провести серьезную работу. Во-первых, по сохранению нашего богатого культурного наследия. Во-вторых, необходимо адаптировать ценности патриархально-аграрного общества к условиям городского проживания. Провести ревизию ценностей и модифицировать нефункциональное и неприемлемое для общества в соответствии с потребностями новой среды. Вызов заключается в том, что проведя эту внутреннюю ревизию, нужно защищать именно самое нужное, выбранное, а не балласт и устаревшие порядки. Иначе, этот балласт потянет нас вниз, а глобализация сметет нашу культуру, так и не сумевшую адаптироваться. Пример, насколько функционален наш «чапан», закупаемый в качестве торжественного подарка на юбилеях или в качестве сувенира иностранцам? Почему бы дизайнерам не поработать и не превратить его в практичный вид одежды. Опять же почему другие народы носят национальную одежду, а мы свою превращаем в музейные экспонаты? Если в нынешнем виде вещь не носится, надо менять форму, дизайн, покрой, сделать модную национальную и деловую одежду в национальном стиле. И так во многих сферах, в национальной кухне, например. Ловушка в том, чтобы защищая национальную культуру, не превратиться в страну музейных экспонатов.

4. Культура должна быть ориентирована не только на сохранение прошлого (ханы, батыры, эпосы, дастаны), но и в будущее и создавать образы, достойные для подражания современному поколению казахов, и, главное, современные и понятные ему.

5. Надо бороться за казахский язык, а не против других языков на территории Казахстана. Нужно добиваться последовательно расширения сферы применения государственного языка. При этом не надо бороться с русским языком и создавать напряженность внутри своего этноса. Лучше повышать качество образования на казахском языке и оснащенность казахских школ, казахских отделений институтов и университетов и тем самым повышать их эффективность и привлекательность, добиваться, чтобы казахи отдавали детей в казахские детсады и т.д. Но для начала потребовать от властей строительства этих школ, детсадов, институтов в достаточном количестве. Разве строительство современных больниц – это не патриотично? Этот процесс идет, и ему нужно помочь. Предвижу критику в свой адрес по этому пункту. Отвечу таким образом, я против политизации полемики о русском языке в ситуации вокруг так называемого «Письма 138-и», но я бы подписал это письмо из солидарности, за свой народ и культуру. Мечетей мы построили достаточно за годы независимости, пора строить казахские детсады и школы.

За 20-лет развития Казахстана так и не было выработана национальная идеология. Если быть точным, то идеология есть, но она обращена ко всем казахстанцам. Однако сами казахи от власти, где казахи составляют большинство, ждут национальной идеи, обращенной непосредственно к ним. Поэтому в условиях отсутствия этого мессиджа идеи формирования «казахстанской нации», вызывают в казахском обществе раздражение, с точки зрения людей власть не дает ответа на главный вопрос, а занимается второстепенными вещами.

Может быть не стоит ждать эту этническую идею от власти, задача которой обеспечить гражданский и межэтнический мир и стабильность? Есть ряд нерешенных главных вопросов национального строительства. По каждому вопросу нужно сформулировать общую позицию национал-патриотического движения. Этот структурированный документ и будет общей программой и идеологией движения, а впоследствии, возможно, и самого народа.

Фотография взята с сайта ipr.kz

0