• 1073535
  • 6009
  • 555
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Национал-патриотическое движение в Казахстане: актуальные задачи и «ловушки», которые следует избегать

В последние годы в казахстанском обществе происходит ренессанс национал-патриотических чувств. Национал-патриотизм на сегодняшний день сумел стать неотъемлемой частью общественно-политической жизни страны. События последних восьми месяцев показывают, что национал-патриотам в определенной степени удалось заявить о себе на политическом поле. Летом прошлого года было опубликовано т.н. "письмо 138-ми", затрагивающее языковую политику страны, предпринимались попытки прохождения в Парламент (сближение "Руханията" с Мухтаром Шахановым), по крайней мере существовал национал-патриотический уклон в предвыборной кампании "Ак жола". Тема национал-патриотизма, как правило, поднимается вместе с темой национальной идеи. Все чаще звучат призывы к обсуждению этой проблематики, предпринимаются попытки развязать диалог. К примеру, на страницах издания Central Asia Monitor налажен регулярный выпуск цикла статей под общим названием "Казахский вопрос", которые посвящены этой теме. Авторами публикации являются известные общественные деятели.

Сегодня я хочу сделать перепост статьи политолога и кандидата исторических наук Аскара Нурша "Национал-патриотическое движение в Казахстане: актуальные задачи и «ловушки», которые следует избегать"

***

На протяжении последних лет в Казахстане наблюдается последовательная активизация национал-патриотического движения. Его очередная волна связана с процессами углубления евразийской интеграции и осмыслением в казахском обществе их перспектив для Казахстана. Кроме того, в обществе и в казахскоязычном сегменте прессы продолжаются дискуссии по наиболее важным вопросам национального государствостроительства с попытками обратить на них внимание органов государственной власти.

Настроения национально-ориентированных политиков и общественных деятелей пока еще не задают тренд в общественно-политическом развитии республики, но в целом ситуация развивается в направлении консолидации различных по мировоззрению и политической ориентации групп.

Другой важной тенденцией на современном этапе является стремление ряда оппозиционных политиков (Б. Абилов, С. Мамбеталин) заручиться поддержкой казахской творческой интеллигенции и сближение с целью совместного давления на власти оппозиции и национал-патриотических кругов. Об этой обозначившейся тенденции, кстати, говорит политолог Айдос Сарым.

Национально-патриотическое движение сегодня представляет собой, скорее, группу единомышленников, чем организованное движение. Это совокупность общественных деятелей, политологов, представителей творческой интеллигенции и отдельных групп, несогласных с проводимой властями политикой в «национальном вопросе». Оно пока еще уступает мощному тренду, возникшему в Казахстане в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века и воспитанному на идеях и трудах представителей «Алаш-Орды». Во-вторых, отсутствует единая идеологическая платформа движения как целостная и структурированная система взглядов и подходов к ключевым вопросам современного развития Казахстана. В-третьих, нет единства взглядов относительно методов и способов достижения поставленных целей. В-четвертых, существует поколенческая специфика восприятия тех или иных проблем.

Эти «узкие места» можно долго перечислять, они у всех на виду. Однако, несмотря на попытки придания скандальности национал-патриотическому движению со стороны его критиков, роль и функция, выполняемая его представителями в обществе, огромна, и она недооценена в полной мере. В первую очередь, эта функция проводника и выразителя национальных интересов казахов, составляющих ядро государства. Критика со стороны национал-патриотов показывает рамки допустимого для властей с точки зрения интересов национального ядра в реализации внутренней и внешней политики.

При этом не вызывает сомнения, что основания для опасений казахской части населения небеспочвенны, и, как минимум, нуждаются в их изучении и адекватном реагировании со стороны властей. Среди них:

- медленное размывание национальной идентичности (вопросы языка и культуры);

- размывание традиционной идентичности вследствие изменения хозяйственного уклада, деградации села, миграции населения в города, влияния процессов глобализации и массовой культуры, как общепланетарный процесс;

- снижение качества образования в республике, в том числе низкое качество образования на казахском языке;

- безработица среди казахской молодежи и молодежи вообще;

- общее падение уровня жизни населения;

- развитие в Казахстане преимущественно компрадорской прослойки предпринимательского класса, слабая поддержка национального капитала;

- негативный фон, создаваемый вокруг оралманов, слабость и неэффективность существующей программы поддержки оралманов и их адаптации в обществе;

- принижение роли предшествующих правителей Казахстана (Джанибек-хан, Керей-хан) в укреплении независимости страны и опубликование периодически в СМИ материалов, содержащих спорные тезисы об отсутствии у казахов государственности до 1991 г., что не соответствует историческим данным;

- формирование наднациональных интеграционных структур на постсоветском пространстве без серьезных дискуссий и диалога в обществе и сохранение в данных структурах за Россией рычагов влияния на Казахстан;

- низкое качество национального сегмента передач на казахстанском телевидении, отсутствие должного внимания к ним со стороны соответствующих органов власти и ведомств.

Вместе с тем, выступая в пользу защиты интересов национального ядра, чем являются казахи в Казахстане, национал-патриотическому движению важно иметь в виду следующие современные тенденции и избегать следующих «ловушек»:

1. Отход западных держав в мировой политике от уважения принципа суверенитета и эрозия государства как ключевого актора в международных отношениях.

Казахстан восстановил суверенитет в 90-е годы ХХ века, и казахское общество под Советской властью пропустило этап национально-буржуазного строительства, через который прошли многие другие государства мира. Идеи национального государства (также употребляется термин «государство-нация») и суверенитета, характерные для Вестфальской системы международных отношений (начиная с 1648 г.) еще не отжили свое, но уже в мире постепенно утрачивают актуальность вместе со сломом этой системы. Западные политики больше не признают принцип суверенитета и невмешательства во внутренние дела, отдавая приоритет не интересам государства, а интересам и правам отдельного человека и гражданского общества. Эпоха сменилась, нельзя догматично разговаривать языком прошлого века. На этот тезис кто-то возразит, указав на Китай, Индию, крупнейших национальных государств мира. Однако, учитывая количество населения и вес в мировой политике, изменения в этих странах будут происходить медленнее, чем в Казахстане. Менее подвержены они также, по сравнению с Казахстаном, внешнему влиянию.

Это не означает, что нужно отказаться от строительства национального государства, а лишь то, что национально-патриотическое движение должно уметь оперировать понятиями и тезисами гражданского общества, демократии и прав человека и разговаривать с миром, на понятном ему политическом языке.

2. Этнический национализм и его сторонники в мире не приветствуются.

В современном мировом политическом лексиконе призыв защищать интерес какой-либо этнической группы фактически тождественен ультраправым взглядам и в ряде случаев приравнивается к нацизму, или, по крайней мере, так преподносится мировой прессой. Националисты оттесняются на маргинальные позиции в политической системе. Западный мир, прошедший через ужасы нацизма и концлагерей в годы Второй мировой войны, и осуждающий себя за бездействие при этнических чистках на Балканах и в Руанде в 90-е гг. прошлого века, категорически отказывается понимать и признавать сам факт наличия «этнических интересов» и распространяет этот подход на другие страны мира. Альтернативой этническому национализму является гражданский национализм и патриотизм, согласно которым государство заботится обо всех гражданах в равной степени. По этому принципу строится сегодня система управления в США, Франции и многих других государствах, а само слово «американец» и «француз» означает гражданскую принадлежность, а не этническую.

Это означает, что национал-патриотическое движение должно предельно аккуратно работать с терминологией и отдавать себе отчет в том, что идеи возвышения в государстве одной этнической группы над другими не будут никогда поддержаны публично в мировом сообществе, в том числе казахстанскими властями, которым иначе грозит перспектива стать изгоями в мире. Пример В. Путина, который вопреки резкой критике внутри страны, в ходе своего последнего отчета в качестве премьер-министра перед Госдумой отказался называть Россию русским государством – подтверждение этой логики.

Выход, на мой взгляд, - в изъятии из употребления термина «казахстанский» и его замена на «казахский» в качестве гражданской принадлежности. Опять же, это не означает, что нужно отказаться от защиты интересов собственного этноса, его языка и культуры. Но следует быть более аккуратными в политической лексике и необходимо адаптировать ее к запросам и требованиям современности.

3. Эрозия традиционного общества и вызов современности.

Казахи массово переселяются в города. Современная культура казахов претерпевает изменения. Традиционное общество, его ритуалы, церемонии, ценности постепенно будут отходить. И здесь нашим интеллектуалам и творческой интеллигенции важно провести серьезную работу. Во-первых, по сохранению нашего богатого культурного наследия. Во-вторых, необходимо адаптировать ценности патриархально-аграрного общества к условиям городского проживания. Провести ревизию ценностей и модифицировать нефункциональное и неприемлемое для общества в соответствии с потребностями новой среды. Вызов заключается в том, что проведя эту внутреннюю ревизию, нужно защищать именно самое нужное, выбранное, а не балласт и устаревшие порядки. Иначе, этот балласт потянет нас вниз, а глобализация сметет нашу культуру, так и не сумевшую адаптироваться. Пример, насколько функционален наш «чапан», закупаемый в качестве торжественного подарка на юбилеях или в качестве сувенира иностранцам? Почему бы дизайнерам не поработать и не превратить его в практичный вид одежды. Опять же почему другие народы носят национальную одежду, а мы свою превращаем в музейные экспонаты? Если в нынешнем виде вещь не носится, надо менять форму, дизайн, покрой, сделать модную национальную и деловую одежду в национальном стиле. И так во многих сферах, в национальной кухне, например. Ловушка в том, чтобы защищая национальную культуру, не превратиться в страну музейных экспонатов.

4. Культура должна быть ориентирована не только на сохранение прошлого (ханы, батыры, эпосы, дастаны), но и в будущее и создавать образы, достойные для подражания современному поколению казахов, и, главное, современные и понятные ему.

5. Надо бороться за казахский язык, а не против других языков на территории Казахстана. Нужно добиваться последовательно расширения сферы применения государственного языка. При этом не надо бороться с русским языком и создавать напряженность внутри своего этноса. Лучше повышать качество образования на казахском языке и оснащенность казахских школ, казахских отделений институтов и университетов и тем самым повышать их эффективность и привлекательность, добиваться, чтобы казахи отдавали детей в казахские детсады и т.д. Но для начала потребовать от властей строительства этих школ, детсадов, институтов в достаточном количестве. Разве строительство современных больниц – это не патриотично? Этот процесс идет, и ему нужно помочь. Предвижу критику в свой адрес по этому пункту. Отвечу таким образом, я против политизации полемики о русском языке в ситуации вокруг так называемого «Письма 138-и», но я бы подписал это письмо из солидарности, за свой народ и культуру. Мечетей мы построили достаточно за годы независимости, пора строить казахские детсады и школы.

За 20-лет развития Казахстана так и не было выработана национальная идеология. Если быть точным, то идеология есть, но она обращена ко всем казахстанцам. Однако сами казахи от власти, где казахи составляют большинство, ждут национальной идеи, обращенной непосредственно к ним. Поэтому в условиях отсутствия этого мессиджа идеи формирования «казахстанской нации», вызывают в казахском обществе раздражение, с точки зрения людей власть не дает ответа на главный вопрос, а занимается второстепенными вещами.

Может быть не стоит ждать эту этническую идею от власти, задача которой обеспечить гражданский и межэтнический мир и стабильность? Есть ряд нерешенных главных вопросов национального строительства. По каждому вопросу нужно сформулировать общую позицию национал-патриотического движения. Этот структурированный документ и будет общей программой и идеологией движения, а впоследствии, возможно, и самого народа.

Фотография взята с сайта ipr.kz

Бахытжан Бухарбаев Barkorn
Патриот своей страны, политолог, коллекционер казахских монет с браком
19 апреля 2012, 14:32
1469

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Аскар не изменился
Интересный пост, мне нравится. А чапаны сейчас синтетические((
Нормальный такой пост. Элементы трезвого анализа и всё такое.
Кстати, в осуждаемое здесь многими советское время не было официального термина "казахстанский" - везде официально и неофициально фигурировало "казахский". Был Казахстан, применявшийся взамен официальной Казахской ССР.
"Казахстанский" можно применять к гражданству и понятиям собственности на разных уровнях (достижениям науки, спорта, всё такое). Всё остальное либерастия.
Аналогия с Россией некорректна в плане россиянин VS казахстанец. Россия изначально поглотила многие национальные образования и народы, плюс является федерацией в том числе на национально-автономном уровне.
kreich
0
5
это типа иерархия государств
мы говорим россияне, британцы говорят русские
россияне говорят казахи, киргизы говорят казахстанцы
мы говорим киргизы... правда там ниже уже никого нет )
но смысл примерно такой
Извините за использование заглавных, исключительно для удобства прочтения цитата - комментарий. Считаю что озвученные проблемы на 99% надуманы. Либо лежащие не в национальной, а в социальной плоскости.


"При этом не вызывает сомнения, что основания для опасений КАЗАХСКОЙ части населения небеспочвенны, и, как минимум, нуждаются в их изучении и АДЕКВАТНОМ РЕАГИРОВАНИИ со стороны ВЛАСТЕЙ. Среди них:

- медленное размывание национальной идентичности (вопросы языка и культуры);
???? - СРАВНИТЕ с со временами СССР налицо не размывание а явный прогресс...

- размывание традиционной идентичности вследствие изменения хозяйственного уклада, деградации села, миграции населения в города, влияния процессов глобализации и массовой культуры, как общепланетарный процесс; (ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫЙ!!!!)

- снижение качества образования в республике, в том числе низкое качество образования на казахском языке; (ВОПРОС НЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ А СОЦИАЛЬНЫЙ)

- безработица среди казахской молодежи и молодежи вообще;
(плохо конечно -но причем здесь национал патриоты, проблема опять же СОЦИАЛЬНАЯ)

- общее падение уровня жизни населения;
(ТО ЖЕ САМОЕ - ОБЩЕЕ, вероятно и греков космополитов касающаяся)

- развитие в Казахстане преимущественно компрадорской прослойки предпринимательского класса, слабая поддержка национального капитала;
(ТУТ РЕБЯТА ПРОМОЛЧУ _ ЧЕКИСТЫ БДЯТ, БОЯЗНО)

- негативный фон, создаваемый вокруг оралманов, слабость и неэффективность существующей программы поддержки оралманов и их адаптации в обществе;
(А ВОТ ЗДЕСЬ СОГЛАСЕН НА ВСЕ 100%)

- принижение роли предшествующих правителей Казахстана (Джанибек-хан, Керей-хан) в укреплении независимости страны и опубликование периодически в СМИ материалов, содержащих спорные тезисы об отсутствии у казахов государственности до 1991 г., что не соответствует историческим данным;
(ЭТО ПОВОД ДЛЯ НАУЧНОЙ ПОЛЕМИКИ, САМ НЕ БЕРУСЬ СУДИТЬ, СКОРЕЕ ТЕЗИС ПРАВИЛЬНЫЙ, НО ВОТ КАК НА НЕГО РЕАГИРОВАТЬ "адекватно со стороны властей) - ЧТО ЗА СПОРНЫЕ ТЕЗИСЫ ТЕПЕРЬ САЖАТЬ НАДО?)

- формирование наднациональных интеграционных структур на постсоветском пространстве без серьезных дискуссий и диалога в обществе и сохранение в данных структурах за Россией рычагов влияния на Казахстан;
(ГЕОПОЛИТИКА и НАЦ. ИДЕЯ - разные плоскости бытия, что до "диалога" - не забывайте что демократия то у нас демократия, да больно уж евразийская - вопрос внутриполитический, а опять же не национальный)

- низкое качество национального сегмента передач на казахстанском телевидении, отсутствие должного внимания к ним со стороны соответствующих органов власти и ведомств. (Сравните с временами СССР, да и лет на пять назад оглянитесь - сейчас лучше, причем прогресс непрерывен).
За сим с уважением...
kreich
0
5
... какая связь между компрадорами и чекистами?
Прямая. ))))) за поименное перечисление жырующих компрадоров схватит за яйца кровавая гэбня. Окак. ))
пол страны ж перекупкой занимается
эт точна. только масштабы, риски и товары разные для полстраны и для тех, кого опасаются упоминать.
о хоспаде, развели тут гарипотерщину...
я ничо не разводил, я лишь пытался объяснить связь гэбни с опасениями тостующего за нее.
kreich
0
5
простите, не удержался

- медленное размывание национальной идентичности
... вследствие глобализации

- размывание традиционной идентичности
... вследствие научно-технического прогресса, в особенности - интеграции экономического и информационного пространства

- снижение качества образования в республике
... вследствие отхода от социалистической к рыночной экономике

- безработица
... вследствие перестройки экономики, интеграции с мировой рыночной системой и воспоследовавшей стагнации и без того не густой промышленности

- общее падение уровня жизни населения
... см выше

- развитие в Казахстане преимущественно компрадорской прослойки
... см выше

- негативный фон, создаваемый вокруг оралманов
... в первую очередь самими оралманами

- принижение роли предшествующих правителей
... вследствие введения свободы слова и отмены цензуры еще и не такая чушь на передовицы попадает

- формирование наднациональных интеграционных структур
... ибо интересы государственной безопасности превыше всяких внутренних хотелок. народные массы в геополитике не шарят. они нынче вообще мало в чем шарят.

- низкое качество национального сегмента передач на казахстанском телевидении
... вопрос к криворукости исполнителей

-----

вообще надо ориентироваться на то, что происходит вокруг

а вокруг, на минуточку, 21й век происходит. внезапно - информационный бум. количество пораждаемой и поглащаемой информации возрастает в разы каждый год. почему ты запостил эту запись и затвиттил ссылку на нее, а не "отправил" запись и "зачирикнул" ссылку? потому что под новые явления и сущности требуются новые термины, и русский язык не поспевает за английским в генерации терминов, приходится адаптировать иностранные слова - самый простой и очевидный способ.

и тут самое важное. носителем и хранителем языка является народ. не государство, не совет общин и не министерство культуры, а народ. народ говорит "ретвиттить" и "блогер" - значит будет "ретвиттить" и "блогер", а не "перечирикнуть" и "сетевой протоколист".

о каком государственном развитии казахского языка может идти речь, если кто-то там придумал что интернет - это по казахски ғаламтор? вот только народу плевать на это мнение, и народ считает что интернет по казахски - это интернет, и за народом тут последнее слово.

тот суржик, на котором сейчас говорят люди, та смесь казахской грамматики и импортных слов, на лету обрастающих казахскими суффиксами и окончаниями - это не неграмотность населения. это банальное отставание по генерации новых терминов, и это нормально. мы не создаем столько сущностей и явлений, чтобы выдумывать под них термины, потому как создание термина - это право создателя.

и неважно сколько ты построишь казахских школ и университетов, на выходе спецы будут говорить на суржике, потому что за время обучения в нашу жизнь войдет куча новых терминов, которые народ разжует и адаптирует до того, как ты напечатаешь новый учебник. и чем больше в нашей жизни будет импортированных явлений и сущностей (а их с каждым днем все больше и больше), тем меньше будет доля "исконно казахского" в казахском языке.

и то же самое с казахской культурой. в нашей нынешней жизни из исконной культуры применимы лишь традиции гостеприимства (постольку поскольку) и традиции приятия всех на степную землю. традиционные одежды неудобны, и их нынешнее применение - на праздниках и концертах - вполне достаточное. шотландцы ныне тоже не в килтах ходют. казахская кухня недостаточно разнообразна (что логично у кочевого-то народа), чтобы в одиночку заполнять собой ресторанные меню. рядовые традиционные обряды и так в большинстве даже маргинальных городских русифицированных казахских семей вполне себе исполняются.

ну и понятно наша ментальная родственность сейчас является нашим же тормозом в экономическом развитии.

так что нет смысла требовать у государства "сделать казахский язык популярным", он и так наращивает обороты, и в сравнении с 15-летней давностью на казахском говорят в разы чаще и лучше. но и сам казахский превращается в казахско-русско-английский суржик, что тоже вполне логично. надо только поганой метлой прогнать всяких гавриков, навязывающих неочевидный ғаламтор заместо привычного интернета и смотивировать всех выучить казахскую грамматику - она простая. и пущай все остальные ассимилируют - это тоже тупо вопрос времени.

в чем я согласен, так это в том, что "За 20-лет развития Казахстана так и не было выработана национальная идеология". более того, за 20 лет мы даже не удосужились сформулировать что есть нация в нашем понимании. все почему-то считают, что их понимание - крайнее и общепринятое, а спросить у народа, что наш народ считает нацией, почему-то влом.

-----

зы. особо порадовал пассаж про "Западный мир, прошедший через ужасы нацизма и концлагерей..." то-то вьетнамцы до сих пор в себя приходят.
Качественные оплачиваемые государством телеканал на каз.языке. Гос университет (грантовый) с преподаванием на казахском, повышение уровня качества каз. языка в школах. Ну и на развитие нац. культуры ломтик материальных благ... Причем все без всяких ТАЩИТЬ и НЕПУЩАТЬ, а как альтернатива (честная) всему остальному развивающемуся стихийно - следовательно формируемое потребностями и желанием самого народа. И все! Все остальное от лукавого...
... какая связь между компрадорами и чекистами? - если не употреблять фамилии то никакого...
kreich
0
5
да пофигу, можно и пофамильно. проблема не столько в отдельных фамилиях сколько в длине списка - пол страны.
пойду соседу скажу штоп тарился...а то гэбня не дремлет...
этож полстраны сажать йомайо.... как Петька чеша репу перед кетайцами: "гдеш мы вас хоронить-то будем"
гыыыыыы
Выборы прошли, Назарбаев на месте, че воду в ступе толочь?! Главное что бы войны не было, остальное всё хуйня, идите работаёте!
kreich
0
5
дык ночь на дворе!
Сколько раз сталкивался с националистами в интернете и пришел к выводу если такие люди придут к власти, будет страшно)) Большинство из них люди узколобые, озлобленные. Любят ворошить историю и доказывать величие "своего" и низость "чужого". Что можно думать о людях, которые живут в многонациональной среде и думают о судьбе только отдельно взятой нации?
alek
1
0
То что ты описал, скорее - ксенофобия.
грань между патриотизмом и ксенофобией очень тонка
между национализмом и ксенофобией

патриотизм там рядом не валялся
национализм есть этнический патриотизм
ну так можно всю науку к одному органу свернуть
сегодня смысл слова "патриотизм" извратили разного рода бадеровцы и скинхэды. В некоторых западноевропейских странах это слово воспринимается как ругательство. Будем надеяться что наши национал-патриоты до этого не доведут.
alek
0
0
www.slavrus.net - коллеги, может стоит списаться и обмениваться опытом?:) Временами кажется, что говорят разумные вещи... но почему-же так хочется от них проблеваться???
BICO
0
2
в статье все правильно написано. Это имеет место быть в сегодняшнем Казахстане. Но некоторые в комментах решили опровергнуть это и думают что они это с успехом сделали. Я же скажу, что истина такая штука она относительна, (если у русскоязычных своя истина, то у казахоязычных своя).
Наше общество сейчас разделено на двое, нужна лишь политическая воля. Сегодняшняя ситуация с языком - ни нашим ни вашим (де юре казахский государственный, но дефакто все в основном на русском). Чего хотят нац.патриоты - это элементарное продвижение казахского языка с помощью закона (который к сожалению еле-еле работает). Взамен их же травят со всех углов - называя националистами и т.д. Думаю пора понять всем, что вопрос языка отпадет сам собой после того как численность казахов перевалит за 80 % во всех регионах Казахстана (Запад и ЮГ уже, остается ждать Северо-Восток где только по 40%), а до тех пор полемика между за и против будет продолжаться и как раз в пользу нац.патриотов (численность казахов увеличивается, численность городских образованных принадлежащих к среднему слою казахоязычных тоже увеличивается, казахский изучать становится модно и просто необходимо и т.д.). Так что как бы не противились многие это дело будущего.
Ər qazaq otbası öz balalarını qazaq mektepterge beru kerek, durıs tərbie beru, qazaqşa söyleu tırısu jəne bos jatpay jalqaulıqpen küresip Otan üşin jumıs isteu. Qazaqstan əli Türkiya siyaqtı mıqtı el boladı ))

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 38030
  • 62
Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Алматы предложили сделать центром секс-туризма

Известный политолог России Андрей Карпов предложил сделать Алматы центром секс-туризма. Но для этого сперва нужно легализовать проституцию в стране.
tala03
13 авг. 2017 / 14:48
Американцы хотят напасть на КНДР, но не знают, где находится эта страна

Американцы хотят напасть на КНДР, но не знают, где находится эта страна

В США 75% жителей считают, что КНДР является "критической угрозой" для их страны. Авторы популярного американского шоу Джимми Кимела решили проверить жителей США, знают ли те, где находится КНДР.
tala03
10 авг. 2017 / 16:48
  • 2654
  • 64
Ограбление года: 3 млн долларов и 50 тысяч евро украли у казахстанского экс-министра

Ограбление года: 3 млн долларов и 50 тысяч евро украли у казахстанского экс-министра

КТК: "У жителя Алматы украли… 3 миллиона долларов! В деле, которое расследует сейчас местная полиция, удивляет всё – и внушительная сумма, и фамилия пострадавшего..."
SamJamKZ
10 авг. 2017 / 11:43
  • 2397
  • 42
Учителям, владеющим английским языком, повысят зарплату на 200%

Учителям, владеющим английским языком, повысят зарплату на 200%

В Казахстане началось поэтапное внедрение трехъязычного образования. По данным МОН РК, с 2017 учебного года начнется внедрение трехъязычия в 5-х классах.
tala03
10 авг. 2017 / 15:20
  • 1968
  • 31
Приложение казахстанских школьниц признали лучшим на конкурсе в Сан-Франциско

Приложение казахстанских школьниц признали лучшим на конкурсе в Сан-Франциско

Команда алматинских школьниц выиграла главный приз международного конкурса Technovation Challenge 2017 по разработке мобильных приложений.
yviNews
11 авг. 2017 / 16:38
  • 2245
  • 5
Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Недоразумение с грантами в ВУЗы: «медалисты» до сих пор имеют преимущество

Многие способные выпускники без Алтын Белги готовились к тестированию, чтобы в честной борьбе попытать счастья на гранты без ущемления со стороны якобы "золотых" выпускников.
DanaJarlygapova
14 авг. 2017 / 14:35
На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

Мы объехали по кругу озеро Иссык-Куль, о чем повествует предыдущий пост, и вернувшись из поездки подумали, а почему бы нам не рвануть на наше озеро, не менее прекрасное?
yelenasergiyenko
13 авг. 2017 / 13:13
  • 1186
  • 6
Сколько дней казахстанцы отдохнут на День Конституции и Курбан айт

Сколько дней казахстанцы отдохнут на День Конституции и Курбан айт

Многие уже сейчас планируют отпуска и праздничные выходные. Сколько дней отдыха будет в этом году в честь Дня Конституции и мусульманского праздника Курбан айт?
yviNews
11 авг. 2017 / 15:08
  • 1179
  • 0