Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:56, 17 апреля 2012

Казахстан на пути в ВТО. Е.Иргалиев

Вступление в ВТО – это как выход в открытый океан. До сих пор мы находились в закрытом водоеме, защищенные различными ограничениями и внутренними правилами.

Отсюда возникает вопрос о технической готовности нашего корабля и навигационных навыках команды.

Понятно, что ВТОизация – это объективный процесс и исторически необходимый, как неизбежная пора взросления, вступления в самостоятельную, зрелую жизнь…

Поэтому  нужна трезвая, честная оценка своих активов и рисков.

Да, на первый взгляд, и с формальной точки зрения у нас на сегодня наработаны необходимые рыночные атрибуты и опыт.

Но уже сейчас, загодя, априори выявляет ряд опасных факторов. Я от имени научно образовательного фонда «Аспандау» не буду повторять  общеизвестные истины, которые «на слуху» у всех: сырьевой характер экономики или закрытость ключевых ее отраслей, немалая теневая составляющая и т.д.

 

Не меньше опасений в плане будущих проблемных зон, на наш взгляд, составляют вроде бы малосвязанные следующие аспекты.

Первый, навигационного характера – неясность миссии, предназначения Казахстана как субъекта глобальной экономики.

А ведь этот, казалось бы, абстрактный вопрос трудно переоценить с практической точки зрения как необходимый, стартовый этап стратегического планирования и повседневной программы конкурентного выживания и устойчивого развития среди мировых игроков.

Итак, говоря житейским, даже молодежным языком: в чем «фишка», секрет будущего успеха нашей девятой по территории страны?

Если просто как сырьевого придатка, рынка сбыта и т.д. – то ответ один, банальный до тошноты и незавидный по последствиям. Достаточно взглянуть на многие африканские страны - постколонии. Потому что в Азии, Латинской Америке таких стран-неудачниц осталось меньше.

Как известно, приблизительная схема сегодняшнего мира из трех уровней представляет собой:

- страны, разрабатывающие и экспортирующие интеллектуальную продукцию: высокие технологии «high-tech» и «high-human», информационные продукты, научные знания, управленческие схемы, патенты и т.д. (постиндустриальный мир);

- страны «мировой фабрики» - производители промышленной продукции за счет дешевых рабочих рук, внешнего капитала и чужих «ноу-хау» (индустриальный мир в информационной фазе и ниже);

- мировая «сырьевая провинция», рынок сбыта устаревшей продукции, полигон для экспериментов и утилизации промышленных отходов, поставщик рабочей силы и сельскохозяйственного сырья (до индустриальный мир).

Как видим, «сердцевину» первого мира составляют «мозговые корпорации», второго – промышленные магнаты, третьего – сырьевые «бароны».

Реалии современности, до последнего времени состояли в следующем:

- каждая из стран занимает то место в существующей «пищевой цепочке»,  которое смогло занять в условиях жесточайшей конкуренции и глобализации рынков, капитала и ресурсов;

- разница между тремя уровнями миров  составляет уже непреодолимую пропасть, и главный вопрос для каждой страны – вырваться хоть на несколько пунктов во внутриуровневой иерархии лидеров, середняков и аутсайдеров;

- возможности какого-либо «экономического чуда» остались в прошлом вместе с «холодной войной» и ранним периодом НТР;

- в «рецепте успешного развития» каждой из стран содержится оптимальное соотношение деятельности собственных «агентов модернизации».

 

Соответственно, наличие дееспособных «мозговых центров» становится вопросом выживания как страны в целом, так и каждой корпорации. Пока же имеющиеся казенные структуры, академические институты или корпоративные ИАЦ, при всем моем уважении к ним, пока явно не тянут на полноценных интеллектуальных игроков международного класса. Показательны, итоги последнего мирового рейтинга «think tanks», когда даже в первую тысячу лучших из стран СНГ, вошли только аналитические структуры России, Украины, Узбекистана – и ни одной отечественной.

Дело не в том, что кто-то и где-то умнее, просто до недавнего времени не было потребности именно в такого рода структурах. Я уверен, что при должном внимании заинтересованных персон появятся и кадры, и производимый ими глубокий, эффективный  анализ.

 

Второй аспект, теперь уже инженерно-технологического характера нашего экономического корабля в рыночной стихии ВТО. На наш взгляд, это недостаточная экономическая свобода и бюджетная самостоятельность регионов как субъектов национальной экономики. Если даже один из считанных доноров – Атырауская область – отдает 75 % своих доходов в Центр, то о каких экономических стимулах развития можно будет говорить в перспективе? Все это было оправданно на первом этапе становления молодой страны, в безопасных условиях «внутреннего моря» протекционалистской экономики 90-х - нулевых годов. Но принципиально другие условия открытой экономики и глобальной конкуренции по правилам ВТО потребуют от каждого региона иного стратегического видения и Самостоятельных действий направленных на выживание и развитие.

Конечно, тогда уже потребуется более дифференцированный подход к специфике каждого региона, в зависимости от разницы их потенциалов и возможностей. В лучшем случае, экономическое судно РК получит герметичные отсеки своего корпуса и запас прочности, в худшем – постоянные авралы, ручное управление и хроническое состояние ЧП-ия.

В общем, вступление в ВТО – этот тот водораздел, до которого у нас еще была возможность сочетать худшие черты планового регулирования и рыночной стихии.

После вступления: надо будет найти позитивный синтез этих объективных начал, или социальные и иные последствия даже трудно спрогнозировать.

 

Резюмируя все вышесказанное:

Вступление в ВТО кардинально изменит нашу экономику в ту или иную сторону и это зависит не только от государства, но и наличия, эффективности как можно большего числа «мозговых центров» - центров управления полетами если угодно. В данный момент, важно задуматься о компетентности управленческих кадров в нашей стране.

И это не абстрактное предположение, а подытоживание начального опыта и перспектив нашего Научно-образовательного фонда «Аспандау», включающего отечественных практиков и экспертов из многих сфер: экономики, корпоративного управления, технических наук, истории, политконсалтинга и социальных технологий.

0
406
0