• 270173
  • 3233
  • 216
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Немного о древней казахской медицине

Буквально вчера закончил работу над серией исторических статей про Казахстан, для небольшого казахстанского сайта. Все кроме этой статьи заказчику понравились и были куплены.

Ну, а коль исследование литературы проведено и текст написан, то пожалуй грех не поделиться интересными фактами о медицине древнего Казахстана, тем более такой инфы на просторах казнета я пока не встречал.

Итак, собственно и сама статья!

У казахской народной медицины богатое прошлое. Исследование дошедших до нас источников показало, что на территории Казахстана, как и в других странах мира, в народе накапливались и культивировались различные медицинские навыки и представления.

Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Так, к примеру, охота и животноводство давали знание строения и функций внутренних органов животных, что способствовало знанию анатомии человека. Казахи знали практически все органы человеческого организма и их функции и для каждого из них в казахской лексике имелось свое обозначение.

Казахские лекари придавали большое значение профилактике и своевременности лечения. Они систематизировали заболевания в две группы: наружные и внутренние. Кроме того, все болезни делили на заразные («жукпалы ауру») и незаразные («кай наукас»).

У казахов есть поговорка: «Сыныктан озгенiн бэрi жугады», что в переводе на русский язык означает «Кроме перелома, все заразно». Названия болезням народные врачеватели давали или по органам, как, например «окпе ауру», т.е. болезни легких, «журек ауру» (болезни сердца), или по симптомам: «кызылша» (корь), или в зависимости от их причины: «суыктан» (от простуды), «ыстыктан» (от жары, перегрева) и т.д. Заметим, что такого рода названий болезней в казахском языке известно более двухсот. Принцип, в соответствии с которым они получили свои названия, полностью соответствует следующему положению великого Ибн-Сины: «Наименования приходят к болезням с различных сторон». Их называют либо по органам - носителям недуга, либо по проявлениям – «падучая», либо по причинам – «болезнь от желчи».

Кстати, в казахской народной медицине есть много общего с методами, применявшимися арабскими и персидскими врачевателями. Это проявилось не только в использовании того или иного лекарственного средства, но и оставило следы в лексике. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» - воздух (араб.), «жан» - душа (перс.), «дэрi» - лекарство (перс.) и т.д.

Ну и, разумеется, лечение заболеваний казахскими врачевателями имело много общего с народной медициной других народов Востока. Однако у народных лекарей имелись также свои, оригинальные, методы и средства профилактики и лечения.

Лекари древнего Казахстана в основе своей были невежественны и их методы имели мало общего с медициной и лекарским делом. Всякого рода лекарей на территории древнего Казахстана была масса: табибы, дазаны, баксы и знахари. В подавляющем большинстве это были самоучки-практики, заимствовавшие отдельные сведения и навыки лечения от родственников или проезжих лекарей.

Также, кроме знахарей всех перечисленных видов лечением больных занимались муллы, которые в своей целительной практике применяли религиозно-магические приемы. Они объясняли причинами болезни гнев аллаха, который населял человеческий организм «злыми духами» и т. д.

Камлание – лечение, проводимое баксы или целителем, сопровождалось, подобно спиритическому сеансу, вызыванием духов предков с помощью музыки, пения, танцев и ритуалов с огнем. Суть всех этих магических ритуалов сводилась к одному: целитель выкрадывал или выторговывал у злых духов отобранную у больного душу. В риатуалах, сопровождаемых музыкой, баксы медитировали под звуки кобыза, но в более позднее время, когда Казахстан уже подвергся исламизации, музыка стала табу и лечение проходило в тишине или под песнопения знахаря.

Использование музыкальных инструментов в лечении объяснялось тем, что на звук мелодии кобыза слетались духи, которые использовались в ритуале. Зачастую баксы входили в транс под воздействием музыки, и якобы отправлялись в другие миры на поиски души больного.

Согласно мнению ряда ученых само слово «баксы» произошло от общетюрского корня «бак/баг», что значит «смотреть, всматдриваться или видеть». Говоря иначе, значение слова «баксы» - «высматривающий душу больного».

Основным действом ритуала лечения, проводимого баксы, являлось «высасывание» духа болезни через щеку, живот или спину больного. В этом видно сходство шаманских ритуалов всех тюркских народов. Чаще всего болезнь «высасывалась» шаманов из плеча, щеки или затылка, при этом часто шаман выплевывал волоски, щепки или нечто похожее на кровь, что якобы являлось злым духом.

Бытовали и более экстремальные виды лечения, такие как лечение туберкулеза, малокровия и болезней суставов при помощи свежеснятой бараньей шкуры, которой больного оборачивали на сутки.

С приходом ислама на территории древнего Казахстан стало практиковаться лечение освященными камнями, амулетами и тумарами, которые привозились из Мекки и Медины.

Еще одним направлением древней казахской медицины было лечение лекарственными растениями, на основе которого сложилась народная казахская медицина.

Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные.

До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, из аира – для лечения хронических поносов, из трелистной вахты – для лечения слабого пищеварения, а также из можжевельника – для лечения задержки мочи.

В основном, в арсенале знахаря были плоды и семена растений, но встречались и корни с корневищами.

Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах Кузьмичевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле - настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха и прочие опасные растения.

Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза.

В лечебных целях казахами использовался кумыс, до сих пор остающийся отличным средством при лечении ряда заболеваний.

----------------------------------------------

От себя хочу добавить: Люди, если у кого-то в закромах есть интересная информация о редких казахских традициях и обычаях или просто интересная информация по истории Казахстана, давайте делиться ею!

PS. Прошу сильно не ругаться за написание слов на казахском языке - шрифтов казахских у меня нет, ибо тексты на нем я не набираю. Если кто напишет в комментах, как правильно пишуться эти слова, да желательно со специфическими буквами, с удовольствем заменю ими соответствующие слова в посте!

Paul von Elger creativ4el
1 июля 2012, 20:49
34528

Loading...

Комментарии

Интересная статья. Как вы и просили насчет правописания: жұқпалы ауру, қай науқас, сынықтан өзгенің бәрі жұғады, өкпе ауру, жүрек ауру, қызылша, суықтан, ыстықтан, дәрі, бақсы, қылша, қымыздық, қарандыз, дермене.

В одной этнографической книге (сейчас не вспомню автора и названия книги) читал о практике сговора баксы и муллы, которая была широко распространена в казахских степях в 19 веке. Речь идет о том, что когда больной обращался к мулле, тот брал деньги, подолгу колдовал, потом признавался в своем бессилии, но рекомендовал знакомого баксы, чьи методы наверняка "помогут" несчастному. Знакомый баксы также занимался "лечением", но затем говорил, что вселившийся в человека бес оказался сильнее его возможностей. То же самое происходило наоборот. Если сначала обращались к баксы, тот рекомендовал знакомого муллу. Таким образом с больного высасывались деньги в двойном объеме, а эффекта было ноль. Поэтому, когда разбираешь казахские пословицы о муллах, ничего положительного о них не находишь. Тут же невольно вспоминаются строки из Абая: "Қалың елім, қазағым, қайран жұртым, ұстарасыз аузыңа түсті мұртың" и Султанмахмута Торайгырова: "Орталықта молдалар/Алдыңа түсіп жорғалар,/Нашарларға жарып сап,/Бай алдында қорғалар".
Для начала можно узнать для какого сайта? эта статья я считаю незаслуженно отвергнута, хотя не без минусов... Допустим казахская медицина включала в себя искусство сыныкшы (костоправство). удивительно когда в экстренных ситуациях (на поле боя, например) кость вправляли за считанные минуты... по сравнению с баксы, сыныкшы в настоящее время встречаются нередко и пользуются спросом. кстати, на основе казахского костоправства выстроилась казахская гимнастика, которая получила добрую славу в России и по праву считается уникальной. если хочешь дополнить свою статью могу дать тебе исчерпывающую информацию))))
Для начала можно узнать для какого сайта? эта статья я считаю незаслуженно отвергнута, хотя не без минусов... Допустим казахская медицина включала в себя искусство сыныкшы (костоправство). удивительно когда в экстренных ситуациях (на поле боя, например) кость вправляли за считанные минуты... по сравнению с баксы, сыныкшы в настоящее время встречаются нередко и пользуются спросом. кстати, на основе казахского костоправства выстроилась казахская гимнастика, которая получила добрую славу в России и по праву считается уникальной. если хочешь дополнить свою статью могу дать тебе исчерпывающую информацию))))
ә - (a); і - (і); ң - (ng); ғ - (r); ү - (u); ұ - (u); қ - (kh); ө - (wha...); һ - (h).
ПыСы: Ағылшын не француз тілдерінде қазақтың дыбыстары білінетінін біреу білсе, біреу біле бермейді.
azamat
0
0
Хм.. Когда то в детстве меня вылечила старая Баксы, спасибо ей за это.
В детстве я болел страшной болезнью, не знаю названия, но все мое тело было в болячках, болячки до того гноились что можно было видеть мясо под кожей, живого место в теле не было, никакие лекарства, никакие врачи не могли помочь махая только руками..
Отчаявшись родители прослушали о старой Баксы которая лечила людей, и отправились прямо к ней, увидев нас она сразу сказала что меня сглазили, принялась меня лечить, без каких либо лишних разговоров и сомнении..
Сначала она прошлась по моему лицу со стопкой старых монет разрезая лицевые артерии ( без крови, просто по коже лица), потом она строго наказала матери что нужно делать, она сказала маме купить на базаре головы черных баранов, сварить их, взять глазные яблоки и забинтовать все мои болячки и не снимать их 3 дня, а сами головы нужно было закапать в степи..
С детства я научился терпеть боли, но когда меня забинтовали все что до этого я вытерпел были лишь подготовкой к настоящей боли, 2 дня я корчился от нестерпимой боли, плакал, кричал, умолял, а мама смотрела на меня связного и слезами на глазах утешала, но материнское сердце не вытерпела и она сняла с меня бинты раньше срока, увиденное повергла маму в шок, все бинты были в гноях, они стали черными он слизи, оказывается глазные яблоки барана высасывали гной, и по этому боль была столь не стерпимой.
К счастью для меня я вылечился, я думал что могу по достоинству отблагодарить Баксы по достоинству когда я добьюсь чего то, но этому не было осуществится она скончалась 5 лет назад.
К чему я это все, проста хотел сказать пару слов о Народных целителях которые не смотря ни на что готовы помочь отчаявшимся от своих недугов людям, когда медицина не в силах помочь...
AZH
5
0
У нас у казахов только две причины болезней либо "Көз тиді", либо "Суық тиді" :-)
ссори) промазал постом.
спасибо за пост, но информации можно намного больше почерпнуть от многодетных апашек. они вам столько методов расскажут, иногда они бывают вообще нелогичны и неоправданны, но тем не менее, народ пользуется ими, ведь медицина иногда не оставляет надежды. мини-методы, такие как называть новорожденных специфическими именами, чтобы избавиться от врожденного порока какого-нибудь, поражают. например, рожденных с большими родинками или родимыми пятнами на лице, называли "Анарбай" или "Анаргул", чтобы родимые пятна рассасывались. чем это обосновано, не знаю. называют так же мальчиков, с врожденными паховыми грыжами "Кошкарбай, Кошкарбек", а очень красивых, почти луноликих детей, называли именами типа "Көтібар, Жаманбай", чтобы сбивать сглаз народа. Ну и так далее. Не знаю даже, относится ли это к лечению)).
Гельминтоз еще лечат тыквенными семечками. Маленьких детишек стараются кормить ими почаще, для профилактики. Геппатит, который лечится, вшами перорально). Хронический кашель, вроде как, маком лечат. Всего даже и не вспомнишь.
О))) а на фотке уважаемый Ногон Шумаров....какое отношение имеет к теме? И, насколько мне известно, Баксы использовали кобыз ....
хочется добавить всем нам известный "куйрык май", (курдюк, бараний жир) очень эффективный и натуральный метод. Нам всегда в детстве при орз обязательно давали куйрык май. Помогало ОЧЕНЬ!!! Также после купания новорожденных все тело ребенка мазали курдюком. Это их грело. Также при кашле можно на грудь намазать для прогревания. Мама всегда в холодильнике держит кусочек баранийго жира. Дмуаю куйрык май отличтельный и отличный метод лечения нашего казахского народа! Еще хочеться добавить "Кызыл май" их до сих пор производят, если не изменяет память это сделано по рецепту наших предков. На себе могу сказать, помогла очень, пробовала все методы, кызыл май помог, Альхамдулилля! Почему казахи не могут без мяса, потому что наши предки 4 раза в год кочевали, нужны были силы, поэтому источником энергии было мясо, гемоглобин. Айран, или айран коже, талкан, иримшик, катык, курт, кымыз перечислять долго, это и вкусно, сытно, и самое главное полезно!!! Если так питаться каждый день, то и иммунитет будет отличным, готовым противостоять всем болезням
Слашал ли кто про растение "кушала" или "кушалла" точное произношение не могу написать. Нет шрифтов на айфоне. ))) плоды (?) размером с 20 копеечную монету. Применяли для лечения легочных заболеваний в том числе туберкулеза. Настаивают на воде или варят в молоке до желеобразного состояния. Может кто знает научное название растения!? Говорят, что при передозировке может паралич временный наступить. Может это яд? На просторах интернета нашел только одно упоминание этого растения. Там еще упоминали про растение " Таймыр-даре) и "арала" одно кровь и сосуды лечит другое не помню. Если кто имеет информацию поделитесь плиз )))))

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 28729
  • 21
Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 30353
  • 193
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15004
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16051
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 11825
  • 2
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11578
  • 58
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8083
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7421
  • 87
Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Сегодня в прессу просочились детали скандальной сделки ЕНПФ с «мусорными» облигациями ТОО «Бузгул Аурум», о которой уже подробно рассказывалось в начале года.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 16:13
  • 3474
  • 21