Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
14:02, 15 марта 2012

Дать точку опоры!

Молодежная политика – одно из ключевых и комплексных направлений внутренней политики. Это объясняется не только тем, что молодежь - это стратегический ресурс государства, но, в первую очередь, тем, что реализация молодежной политики требует координации с другими сферами государственной политики: образования, культуры, социальной защиты и трудоустройства, идеологии. Кроме того, разумная молодежная политика должна сочетать в себе не только меры государственной поддержки, но и механизмы стимулирования. Будущие поколения не должны вырасти иждивенцами из-за чрезмерной опеки и постоянного вмешательства государства в дела молодежи.

Два Закона о молодежной политике, принятые за 20 лет независимости Казахстана, в 1997 и 2004 годах, показали свою декларативность и формальность. Оба носят патерналистский характер и не имеют действенных механизмов реализации. Те проблемы, которые стояли перед молодежью в конце 90-х, стоят перед ней и сейчас: безработица, недоступность качественного образования и жилья, низкая заработная плата. Более того, эти проблемы актуальны не только для молодежи, но и для общества в целом, и носят исключительно экономический характер.

Пора сменить ракурс в обсуждении молодежной политики, не дорабатывать Закон, а концептуально поменять его основы. Чтобы Закон работал, он должен быть прямого действия, и обязательно должен быть самостоятельный орган, отвечающий за его реализацию, например: Агентство по делам молодежи, а не Комитет по делам молодежи в одном из министерств. Ведь, по сути, в Законе все очень правильно написано, в нем нет поводов для споров. Вместе с тем, в Законе много бюрократических вещей, способных на корню загубить любую молодежную инициативу и отсутствуют механизмы  реализации  социальной поддержки молодежи. Да и молодежь у нас разная по социальному положению, возрастным группам, занятости и интересам. В  Законе делается ставка в основном на учащуюся молодежь. Она составляет 60% от  всех молодых граждан страны, а остальные 40% - это неорганизованная молодежь, которая также требует пристального внимания государства к себе и своим жизненным проблемам. Главными из них являются проблемы получения рабочей профессии, трудоустройства и доступного  жилья. В этих вопросах необходим системный подход и государственная воля. Решить эти задачи можно с помощью разнообразных программ, которые в связи с Посланием Президента народу страны составляют все министерства. Однако должен быть государственный  орган, отвечающий конкретно за реализацию государственной молодежной политики. Только он, имеющий полномочия и необходимую законодательную базу, может свести воедино усилия  разнообразных уполномоченных органов.

Мы предлагаем сделать акцент на реальном приоритете механизмов исполнения этого Закона.

Так, одна из статей Закона гарантирует трудоустройство молодых специалистов в тех предприятиях, где есть 50%-я доля участия государства. Таких предприятий у нас немного и они не в состоянии обеспечить работой всех выпускников. Необходимо вовлечь в программу гарантированного государственного трудоустройства все предприятия Казахстана. Для частных компаний предложить налоговые льготы, если они ежегодно будут принимать на работу определенное количество молодых специалистов по результатам дополнительных конкурсов или тестирования. Для этих специалистов необходимо прописать возможности карьерного роста, систему наставничества. Причем, компании должны не только взять молодого человека на работу, но и обеспечить ему необходимую социальную поддержку: пенсионные выплаты, медицинское страхование, сохранение рабочего места во время декретного отпуска. В этом случае отпадет надобность в еще одной статье Закона, перекладывающей заботу о здоровье молодежи  на социальные некоммерческие службы. Ни одна некоммерческая служба не обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы заботиться о здоровье, например, тяжелобольных молодых людей или инвалидов.

Можно рассмотреть другой путь решения проблемы - создать отраслевые Фонды. Эти Фонды, созданные на паях предприятиями, работающими в одной отрасли народного хозяйства, смогли бы взять на себя обучение рабочим профессиям, трудоустройство и всю социальную поддержку молодых специалистов,  включая самый больной вопрос – доступное жилье.

В любом случае, вся система взаимодействия  между государством, работодателем и молодым специалистом должна быть четко прописана на законодательном уровне, с привлечением всех заинтересованных ведомств. Практическую реализацию этой системы должно контролировать государство в лице созданной им структуры по делам молодежи.

Необходимо расширить возрастные границы для термина «молодой человек». В Законе указан диапазон от 14 до 29 лет, согласно психофизиологическим параметрам – от 16 до 28 лет. Мы предлагаем людей до 32 лет включительно считать молодыми. Сейчас среди молодых семей высок уровень разводов из-за неустроенности быта. Очень сложно наладить быт до 30 лет, учитывая, что до 24-26 лет человек учится. С другой стороны, определенная часть молодых людей, из-за учебы и работы, предпочитает обзаводиться семьей и детьми в 27-30 лет и на реализацию своих прав на жилье времени уже не хватает.   Отсюда, большое количество разводов, неполных семей и сирот. Главная проблема для молодой семьи – собственное жилье. В решении этой проблемы  может помочь доступность банковских ипотечных кредитов. Беспроцентные кредиты на приобретение жилья могли бы выдавать отраслевые Фонды, о которых говорилось выше. Недорогое арендное жилье или общежития должны предоставить сами предприятия. Положительную роль сыграют и целевые государственные дотации в несколько миллионов тенге на рождение каждого ребенка.

Одним словом, приоритет действующих механизмов реализации статей Закона на практике позволит не только решить многие жизненные проблемы молодых людей, но повысит уровень доверия молодежи к государству.

Приглашаю избирателей активно подключиться к этой тематике, буду ждать Ваши предложения.

Депутат Мажилиса Парламента РК,

член фракции КНПК                                                                       Баймаханова Г.А.

 
0
151
1