А.П.Чехов. "Дуэль" или как я начинаю знакомство с русскими классиками

1382
12
0
5

Знакомство с русскими классиками прозы начинаем с "Дуэли" Чехова

Так получилось, что в средней школе мне не удалось прочитать многие труды российских писателей, которые в обычном школьном курсе русской литературы значатся как обязательные. В старших классах я занимался другими вещами, и наверстывать упущенное приходится сейчас, на третьем десятке. И сейчас, пока в связи с болезнью, я оказался в больнице, появилось уйма времени, которое нужно было заполнить. Томики русских классиков пришлись как никогда кстати.

Писать отзывы на произведения Антона Павловича Чехова – мартышкин труд. Писатель – классик русской прозы, его работы проходят в школах, стилем и содержанием восхищаются оба полушария. Так зачем же тратить время и писать очередной хвалебный отзыв на известный рассказ, который вероятнее  всего затеряется в пучинах всемирной паутины и найдет от силы десяток читателей? Помимо собственного удовлетворения, это еще и попытка разложить все по полочкам и деталям, подчеркнуть то, что является ключевым в рассказах и попытаться понять, как строил Чехов свое произведение, как он подводил читателя, увлекал его. Естественно, весь этот процесс, в основном, смысл будет иметь только для меня и цель его – объяснить самому себе почему во время и после прочтения на моем лице выскакивала улыбка, говорящая об открытии очевидных вещей.

Итак, «Дуэль» - это довольно большой для Чехова рассказ на сотню страниц о человеческих предрассудках, зависти и душевных переживаниях. В-общем, о том, о чем писатель любил и умел писать с присущим ему только юмором и словесными трюками. Действие рассказа разворачивается на Кавказе 19 века. В меленьком городке проживает чиновник Лаевский с сожительницей, которую он увел от законного мужа и привез с собой на службу, военный доктор Самойленко, зоолог Фон Корен, семейство Битюговых (муж, жена, гимназисты сын и дочка) и несколько офицеров среднего возраста. Доктор с Лаевским приятельничают, семейство дружит и принимает у себя всех до одного, зоолог с повадками диктатора косо смотрит на чиновника, а Надежда Федоровна (вышеупомянутая сожительница) кокетничает и флиртует с молодыми офицерами. Характер на Характере. И Чехов не ленится с педантичностью описывать мысли и деяния каждого из них через совместные диалоги и беседы. Кто-то кого-то разлюбил, другой третьего возненавидел до глубины души,  четвертый охает и вздыхает по каждому поводу.  Убери все эти старорусские обороты, местечковые особенности и перенеси действие в наше время в любой уголок мира – в сущности ничего не изменится. Чехов писал о человеческой природе, а не о быте или эпохе. А  внутреннее «оно» у людей за сто лет, если и изменилось, то на такую микроскопическую деталь, что ее и самые современные наноскопы не разглядели бы. И оттого во время прочтения очередного диалога краешки рта поднимаются вверх, что ты невольно вспоминаешь похожие речи своих знакомых. Отсутствие какого-либо центрального действия заменяют сценки из рабочих будней героев и постепенно все они приводят к финалу, который не подводит итог, а лишь подчеркивает, как  человек может ошибиться, измениться, или наоборот остаться верным себе, пусть и обманывая себя по мере дела.

Выводов по окончании чтения можно сделать неимоверное количество, а можно вообще не приходить ни к одному. Чехов в своих рассказах не старается подать что-либо однозначно. Нет у него предложений, из которых можно прочитать одну мысль. Там всегда по соседству другие обитают. Писатель не осуждает своих героев, не смеется и не восхваляет их; он совершенно обыденно, даже отстранено следит за ними и констатирует их поступки и мысли. И никаких однозначных или общих слов. Полутоны и яркость ежедневной жизни. И вероятно, через десять лет, если я прочитаю «Дуэль» многое мне будет казаться в другом свете.

Естественно, рекомендовано к прочтению.... много, много раз )

 

Оцените пост

5

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему