Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:18, 16 февраля 2012

РОЛЬ И МЕСТО ФОРМИРОВАНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБОРОННЫХ И ВОЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Руслан Жангазы

мониторинг военно-политический обстановки

на стратегических направлениях

Современная военно-политическая обстановка, характер потенциальных  военных  угроз и опасностей требуют дальнейшего укрепления системы национальной безопасности и обороны Республики Казахстан.

В качестве одного из путей решения обозначенной задачи военно-политическим руководством нашего государства рассматривается возможность создания целостной системы территориальной обороны страны.

В пользу создания и функционирования системы территориальной обороны указывает опыт современных вооруженных конфликтов, которые подтверждают, что:

  • все большая часть гражданского населения непосредственно вовлекается в боевые действия;
  • увеличиваются масштабы гуманитарных катастроф;
  • возрастают трудности при поддержании особых правовых режимов, а также при решении социально-правовых проблем;
  • осуществляется массированное информационное воздействие на войска и гражданское население противоборствующих сторон.

Предполагается, что создание, целенаправленная подготовка и последующее применение формирований территориальной обороны позволит:

  • в период ведения военных действий освободить действующую армию от охраны объектов тыла, коммуникационных узлов и мостов, обеспечения режимных мероприятий в период введения военного и чрезвычайного положения, ликвидации последствий применения противником современных средств  поражения и т.д., их личный состав может  привлекаться  также  к  строительству оборонительных рубежей и ремонтно-восстановительным работам;
  • выполнять задачи по: охране и защите Государственной границы (с нейтральными и дружественными государствами); охране и обороне важных объектов; борьбе с десантно-диверсионными силами; проведению инженерных мероприятий при подготовке населенных пунктов к обороне; проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ; выполнению других  мероприятий в интересах вооруженной защиты государства;
  • оптимально распределить силы и средства, с учетом возможных сценариев развития военно-политической обстановки на стратегических направлениях, в целях гарантированного обеспечения военной безопасности Казахстана.

Таким образом, территориальная оборона  будет составной частью общегосударс­твенных оборонных  и военных  мероприятий, и включать в себя комплекс согласован­ных и взаимосвязанных по целям, месту, времени и способам выполнения мер по охране и обороне  важных объектов и коммуникаций, по защите населения, а также по установлению и поддержанию режимов военного или чрезвычайного положения на территории страны, региональных командований или административных образований.

Однако разработка концептуальных основ подготовки и ведения территориальной обороны в Республике Казахстан требует тщательного изучения и анализа опыта организаторской и практической деятельности военно-политических руководств  государств  мира в этой области.

В представленной работе рассмотрены роль и место формирований территориальной обороны в системе общегосударственных оборонных и военных мероприятий, с точки зрения зарубежного опыта.

* * *

В научном обиходе военных аналитиков широко распространяется так называемая концепция тотальной обороны, которая  с началом военных действий предусматривает  применение не только Вооруженных Сил, доступных сил и средств, но и потенциала гражданского населения, в том числе, развертываемых органов управления и войск территориальной обороны.

Боевая мощь армий иностранных государств в определенной мере повышается за счет привлечения подготовленных заблаговременно формирований резервистов.

Формирования территориальной обороны в иностранных государствах тесно взаимосвязаны с регулярными Вооруженными Силами и решаемыми ими задачами.

Следует отметить, что на современном этапе сложилось множество национальных моделей территориальной обороны, которые могут различаться по:

  • предназначению;
  • объему функций и характеру выполняемых задач;
  • степени взаимодействия с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями страны;
  • способу комплектования;
  • организационно-штатной структуре органов управления и сил;
  • порядку развертывания сил и средств.

Условно, по уровню боеготовности и выполняемым задачам, совокупность моделей территориальной обороны можно объединить в три группы:

первая – территориальные войска, построенные по образцу регулярной армии, способные выполнять боевые задачи наравне с регулярными войсками и, в ряде случаев, применяться за пределами территории своей страны. К таковым следует отнести – США, ФРГ и Великобританию;

вторая – территориальные войска малых европейских государств, главная задача которых охрана и оборона различных объектов и обеспечение мобилизационного и оперативного развертывания группировок, а также обеспечение их беспрепятственного маневра. Их структура, как правило, отличается от структуры регулярных войск. К таковым следует отнести – Норвегию, Данию, Бельгию и Нидерланды;

третья – территориальные войска нейтральных государств, выполняющих широкий спектр задач, в том числе, ведения партизанской войны на оккупированной территории. Поэтому их формирования имеют разнообразную структуру, в том числе, и подобную регулярной армии. К таковым следует отнести – Финляндию, Швейцарию и Швецию.

Для полноты оценки обстановки по изучаемому вопросу предлагается рассмотреть модели территориальных оборон государств, входящих в эти группы, с  учетом особенностей участия государств в НАТО и ОДКБ.

 

1.1. Характеристика и описание территориальных формирований

в некоторых государствах-участницах

Организации Североатлантического договора (НАТО)

Соединенные Штаты Америки

Национальная гвардия занимает особое место в системе Вооруженных Сил США. Это один из компонентов резерва американской армии, служащего для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, создания новых частей и соединений и восполнения потерь в ходе боевых действий. В то же время войска Национальной гвардии применяются для решения внутригосударственных задач, выполняя ряд важных полицейских функций.

Она может использоваться как для поддержки Армии и ВВС США во время вооружённых конфликтов, так и для выполнения различных задач внутри страны – ликвидация последствий стихийных бедствий, поддержание правопорядка в случае массовых волнений – являясь в таких случаях эквивалентом внутренних войск.

Войска Национальной гвардии имеются во всех штатах и в мирное время находятся в распоряжении губернаторов, по решению которых могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, борьбы с беспорядками, защиты частной собственности и ряда других задач.

Численность личного состава Национальной гвардии для каждого штата устанавливается пропорционально общей численности его населения. В мирное время её подразделения и части дислоцируются во всех 50 американских штатах, а также в федеральном округе Колумбия.

В ходе мобилизации и при включении Национальной гвардии в состав регулярных войск, ее формирования выходят из подчинения губернаторов штатов и переподчиняются Министру обороны.

На современном этапе Национальная гвардия – это военный и правоохранительный институт исполнительной власти Соединенных Штатов, выполняющий ряд задач по обеспечению национальной безопасности США в составе Вооруженных Сил. Военнослужащие Национальной гвардии в отличие от иных категорий государственных и муниципальных служащих имеют воинские звания и в соответствии с национальным законодательством наделены правом осуществления насильственных действий при выполнении задач по обеспечению безопасности как в военной, так и в гражданской сферах.

Внешним проявлением деятельности Национальной гвардии по обеспечению национальной безопасности США являются ее функции. Американские специалисты подразделяют их на два вида:

  • внешние – при отражении угроз безопасности США извне;
  • внутренние – при обеспечении безопасности страны во внутригосударственных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Двойное подчинение Национальной гвардии и лишение ее организационно-правовых возможностей действовать независимо от иных государственных институтов Соединенных Штатов, а также четкая правовая регламентация ее деятельности по обеспечению национальной безопасности гарантируют общественный характер ее функционирования.

Существующая в настоящее время организационная структура служб, соединений, частей и подразделений Национальной гвардии является результатом длительного исторического развития США.

Организационная структура Национальной гвардии изменялась и перестраивалась по мере того, как американское государство расширяло сферы своей деятельности и влияния.

Комплексу мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры Национальной гвардии США, характерна поэтапность их реорганизации, позволяющая сохранить преемственность в деятельности этого формирования территориальной обороны.

Американское законодательство запрещает использовать регулярную армию «для восстановления законности и порядка внутри страны». Поэтому, в настоящее время, Национальная гвардия США фактически выполняет функции внутренних войск.

Национальные гвардейцы участвовали и в корейской, и вьетнамской войнах, но там они, в основном, исполняли роль частей тылового обеспечения и практически не участвовали в боях.

С началом операции в Афганистане и Ираке командование вооруженных сил США, столкнувшись с все возрастающей  нехваткой  живой силы, было вынуждено шире привлекать Национальную гвардию к выполнению боевых задач.

Фактически, война в Ираке привела к кардинальному изменению традиционной роли Национальной гвардии. Сегодня гвардейцы служат по всему миру – от Багдада до Косово. Большинство из них, по меньшей мере, до 100 дней в год,  привлекается для несения воинской службы.

На фоне усиления угроз террористических атак, особенно после событий 11 сентября 2001года,  руководство США принимает меры по наращиванию  внутри страны формирований  Национальной гвардии.          Так, во всех 103 атомных станциях США предприняты меры безопасности, согласно которым охрану объектов, помимо полиции и служб безопасности АЭС, будут нести солдаты Национальной гвардии.

Вокруг комплекса зданий Капитолия установлены посты Национальной гвардии. Впервые за последние тридцать лет назначена вооруженная охрана Капитолия.

Принята поправка к закону об иммиграции, которая позволяет губернаторам направлять Национальную гвардию своих штатов на ежегодные учения в Техасе, Нью-Мексико, Аризоне и Калифорнии, для борьбы с незаконной миграцией и охраной границ.

Формирования организованного резерва дислоцируются батальонами, ротами, взводами по территориальному принципу с учетом интересов властей штатов, местожительства резервистов и наличия учебной базы. Личный состав национальной гвардии сведен в 3400 подразделений звена «взвод – рота», которые размещаются в 2600 населенных пунктах.

Для всех резервных формирований определены пункты сбора личного состава  по тревоге (до батальона включительно) и мобилизационные пункты. В них же по субботам проводятся еженедельные занятия по боевой подготовке. Здесь же, в специально отведенных помещениях, хранится штатное стрелковое оружие.

Набор личного состава осуществляется вербовкой добровольцев по территориальному принципу.

Вербуются граждане США (мужчины и женщины) в возрасте от 17 до 59 лет, если они ранее проходили воинскую службу, и до 35 лет, если они ее не проходили. Офицерский состав комплектуется за счет кадровых военнослужащих запаса и выпускников курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва при гражданских вузах.  Постоянный состав резерва –       40 000 резервистов (около 5% общей численности).

Федеративная Республика Германия

Включение ФРГ в оперативно-стратегическую систему НАТО потребовало разделения ее Вооруженных Сил на две части: регулярные соединения – подчиняющиеся командованию НАТО;  части территориальной  и гражданской обороны – остающиеся в распоряжении национального командования. В то же время обеспечивается  связь и взаимодействие как между ее частями, так и с соответствующими органами НАТО.

Таким образом, структура Вооруженных Сил ФРГ имеет три крупные части:

  • регулярные войска;
  • войска территориальной обороны;
  • войска Гражданской обороны.

Между этими тремя основными частями и распределены задачи по обороне всей страны.

Задача регулярных войск, которые должны находиться в постоянной боевой готовности, заключается в том, чтобы совместно с союзниками по НАТО отразить нападение агрессора и нанести ему поражение.

Задачи  войск  территориальной обороны сводятся к осуществлению противовоздушной обороны, локализации отдельных попыток вторжения противника по суше, с моря или с воздуха (борьба с десантами), к обеспечению пополнения для фронта и к организации снабжения действующих войск.

Задачами  войск Гражданской обороны являются: непосредственная защита гражданского населения, обеспечение работы транспорта, снабжения и выпуска продукции, необходимой как для войск, так и для всего населения страны.

В соответствии с этим руководство обороной страны будет выглядеть следующим образом. Возглавит всю оборону Федеральный канцлер, отвечающий за политику государства в целом. В своей деятельности он опирается на Федеральный совет обороны.

Следующей инстанцией, после канцлера, отвечающей непосредственно за оборону страны, является Федеральное Министерство обороны. Возглавляющий его министр координирует деятельность трех составных частей  Вооруженных Сил  государства  и обеспечивает их взаимодействие. Прежде всего, в его задачу входит распределение между ними имеющихся сил и средств и разграничение сфер их деятельности.

Лицо, возглавляющее территориальную оборону, подчинено министру обороны полностью, а командующий регулярными войсками — лишь в той степени, в какой это не противоречит директивам главного командования НАТО.

Начальник Гражданской обороны в мирное время подчиняется министру внутренних дел, хотя руководящие указания по установлению взаимодействия с другими составными частями обороны получает от Министра обороны.

В отношении степени готовности между тремя частями обороны также существует различие:

  • регулярные войска имеют в своем составе полностью отмобилизованные части и соединения, готовые к немедленному выдвижению;
  • войска территориальной обороны располагают лишь кадровой системой и развертываются с началом войны;
  • войска Гражданской обороны, в дополнение к заранее подготовленным защитным мероприятиям, в случае войны, опираясь на органы мирного времени, создает новые формирования. В мирное время основные усилия Гражданской обороны сосредоточены на подготовку  штабов и разработку планов применения сил и средств Гражданской обороны.

Защита государства от нападения извне и подрывной деятельности внутри страны является наиболее важной и ответственной из всех существующих военно-политических задач, в силу чего она может направляться только высшим политическим органом. Практическое же руководство, бесспорно, является делом специалистов соответственно в области военной обороны.

Германское руководство определяет роль территориальной обороны как важную составную часть в общей системе обороны государства. Система территориальной обороны неразрывно связана с другими общегосударственными мероприятиями по подготовке страны к войне.

В военном ведомстве полагают, что только при условии целостного подхода к обеспечению военной безопасности и обороны страны удастся точно определить сферы компетенции государственных органов, осуществить четкое разграничение функций между ними и провести точное распределение всех имеющихся в распоряжении сил и средств для выполнения намеченных задач.

Комплектование формирований территориальных войск Германии, как и Вооруженных Сил, в целом, осуществляется по смешанному принципу – призыв военнообязанных на действительную службу и воинская служба по контракту.

По мнению командования Бундесвера, такой принцип в большей степени обеспечивает потребности территориальных войск в специалистах высокой квалификации, способных быстро и качественно освоить оружие и военную технику. Одновременно это позволяет подготовить значительное количество резервистов, которые могут быть использованы для доукомплектования соединений и частей территориальных войск при их развертывании до штатов военного времени.

К боевым формированиям территориальных войск ФРГ относятся бригады, полки и отдельные роты войск «Защиты Родины», а также отдельные взвода охраны. Однако, в настоящее время, планируется упразднение системы территориальной обороны, что является следствием долгосрочного военно-политического курса. Бундесвер перестраивается так, чтобы быть в состоянии вести внешние войны.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Организационно-штатная структура и вооружение формирований территориальных войск аналогичны организации частей и подразделений регулярных Сухопутных войск. В мирное время в их составе имеется в среднем по 20 кадровых военнослужащих, на которых возложена подготовка резервистов и административное руководство подразделениями.

Части и подразделения территориальных войск комплектуются по территориальному признаку вербовкой добровольцев в возрасте от 17 до 46 лет, которые заключают контракты первоначально на три года с последующим продлением на более длительные сроки.

Подразделения тылового обеспечения комплектуются, как правило, лицами, имеющими гражданские профессии, близкие по своему профилю к военным. До 50% резервистов составляют лица старше 36 лет. Лица, достигшие 50 лет, подлежат увольнению из территориальных войск. Прохождение службы заключается в сочетании основной работы резервистов с систематическим прохождением военной подготовки.

Современная структура Сухопутных войск Великобритании предполагает разделение на:

  • регулярную армию;
  • территориальную армию;
  • резервы.

Регулярная армия является основой Сухопутных войск. Она предназначена для обеспечения интересов Великобритании в колониях и зависимых странах, реализации ее планов в составе войск НАТО и подготовки военных кадров для мобилизационного развертывания сухопутных войск на случай войны.

Соединения и части регулярной армии дислоцируются в самой Великобритании,  на Ближнем и Среднем Востоке,  в Малайе и в ряде других регионов мира. Основной постоянной административно-хозяйственной единицей регулярной армии является батальон (полк). Бригадные группы и дивизии боевых частей и подразделений, постоянно входящих в их состав, не имеют. Особенностью Сухопутных войск Великобритании является наличие в их составе помимо собственно британских регулярных войск, так называемых колониальных войск, личный состав которых комплектуется вербовкой добровольцев из коренного населения колоний и зависимых стран.

Территориальная армия является резервом первой очереди Сухопутных войск. Она предназначена для усиления регулярных Сухопутных войск, обороны метрополии, ликвидации последствий ядерных ударов на территории метрополии и несения внутренней службы. В ходе мобилизационного развертывания вооруженных сил территориальная армия переходит в состав регулярных Сухопутных войск.

Личный состав территориальной армии делится на:

  • «постоянный», куда входят кадровые офицеры, занимающие командные и штабные должности, различные инструкторы и другие лица, находящиеся на действительной службе.
  • «приписной», основу которого составляют лица, отслужившие по закону об обязательной воинской повинности двухгодичный срок действительной службы в регулярных Сухопутных войсках и зачисленные на 3,5 года в территориальную армию, а также добровольцы, вербуемые на срок два, три или четыре года.

Добровольцам разрешается продлевать срок вербовки еще на один, два, три и четыре года. Лица, переведенные из регулярных Сухопутных войск, и завербованные добровольцы зачисляются в части территориальной армии по месту жительства по возможности в те рода войск, в которых они служили в регулярных войсках.

В английской армии до настоящего времени сохранились центры комплектования пехотных частей, именуемые полками, но не являющиеся боевыми частями. Каждый такой полк-депо пополняет личным составом несколько батальонов регулярной армии, которые носят то же название, что и полк-депо, и имеют номера, соответствующие порядковому номеру, присвоенному данному батальону в этом полку.

Королевство Норвегия

Войска местной обороны комплектуются военнообязанными в возрасте от 35 до 44 лет, прошедшими действительную службу и отслужившими в резерве полевых войск. Основные подразделения батальоны и роты. Батальон состоит из 5-6 рот (3-4 пехотные, штабная и поддержки). Оснащены преимущественно устаревшими образцами вооружения и не имеют бронетанковой техники. Командование Норвегии рассматривает их как важный компонент войск военного времени благодаря хорошему знанию личным составом местных условий и высокой мобилизационной готовности (время отмобилизования роты – 6 часов). Всего может быть сформировано до 40 батальонов войск местной обороны численностью свыше 40 000 человек.

В войска территориальной и производственной обороны «Хемверн» зачисляются, как правило, граждане, достигшие 18-20 лет и лица старших возрастов, рядовые числятся до 60 лет, командный состав – до 70. Служба может приравниваться к действительной военной службе. «Хемверн» действует в составе рот (100-120 чел.) и взводов (до 30). На территории участка, в зависимости от численности населения, создается до  4-х рот. Для выполнения специальных задач могут формироваться отряды (медицинские, связи, разведывательные и т.п.). Всего может быть сформировано до 650 рот «Хемверна» общей численностью до 80 000 человек. «Хемверн» в мирное время насчитывает до 500 человек.

Канада

В Канаде регулярная армия комплектуются по контракту, призыв отсутствует. Однако, понимая, что контрактный принцип комплектования существенно снижает подготовленный резерв, в Канаде по территориальному принципу, то есть по месту проживания, созданы воинские формирования «militia», солдаты и офицеры которых, служат, в основном, по выходным дням и несколько раз в год привлекаются на одно-двух недельные сборы. В остальное время они имеют возможность заниматься своими обычными делами.

Для операций за рубежом, в которых принимают участие канадские войска, отдельные военнослужащие территориальной армии вливаются в ряды подразделений регулярной армии. В случае же большой войны, подразделения территориальной армии будут основой для развертывания полноценных воинских формирований. Следует отметить, что территориальная армия – это не заранее подготавливаемые партизанские формирования, это именно части, на базе которых будут развертываться регулярные воинские подразделения.

Принцип комплектования – добровольный. В подразделениях территориальной армии имеются специальные сотрудники, которые занимаются привлечением на службу, периодически проводятся рекламные акции. Обычная возрастная категория рядовых военнослужащих – учащиеся старших классов, колледжей, студенты университетов. Рядовой военнослужащий может в любое время прекратить свою службу. С офицерами подписывается контракт  и они несколько лет обязаны отслужить.

 

1.2. Характеристика и описание территориальных формирований

в некоторых государствах-членах

Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Российская Федерация

Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об обороне» от 31мая 1996года N61-ФЗ, распределение полномочий и функций в подготовке и осуществлении территориальной обороны излагается в следующем порядке:

Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Российской Федерации, он же утверждает Положение о территориальной обороне.

Правительство России определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование территориальной обороны

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации организует и координирует действия сил и применение средств, при выполнении задач территориальной обороны.

Организация территориальной обороны возлагается на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне.

Территориальная оборона входит в комплекс мероприятий по обороне страны и является их важной составной частью.

Территориальная оборона осуществляется по территориальному принципу и непосредственно возлагается на военные округа.

Непосредственная реализация задач территориальной обороны возлагается на специально выделяемые силы и средства воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, имеющих воинские формирования.

Организация территориальной обороны согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации является одной из основных задач Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

В России обсуждается возможность законодательного предания казачьим военизированным формированиям  статуса  войск  территориальной обороны.

Республика Беларусь

Указом Президента Республики Беларусь в ноябре 2001 года утверждена Концепция территориальной обороны Республики Беларусь, которая определяет ее роль и место в системе обеспечения военной безопасности страны и раскрывает механизм ее создания и функционирования.

Территориальная оборона является одной из составляющих системы обеспечения военной безопасности Республики Беларусь. Территориальная оборона Республики Беларусь осуществляется по территориально-зональному признаку. Территориальные войска предназначены для выполнения отдельных боевых задач, проведения организационно обеспечивающих мероприятий и работ  в  интересах  вооруженной защиты государства и организационно состоят  из воинских частей и  подразделений. Комплектование территориальных  войск  осуществляется  в  угрожаемый  период  или с началом военных действий.

В эту систему включены не только органы военного управления, но и исполнительные органы власти областей и районов Республики Беларусь.

Общее руководство территориальной обороной осуществляет главнокомандующий вооруженными силами Республики Беларусь через Генеральный штаб. Организация территориальной обороны и руководство по выполнению ее задач возложена на Главный штаб Сухопутных войск, для чего создается центр управления территориальной обороны.

Непосредственное руководство территориальной обороной в зоне (районе) осуществляют руководители органов местного управления через штабы зон (районов) территориальной обороны. Начальником зоны территориальной обороны является председатель облисполкома, а начальником штаба – областной военный комиссар. По такому же принципу формируются и органы управления районов территориальной обороны. В ходе проведения учения «Чистое небо» на практике осуществляли формирование органов управления одной из зон и нескольких районов территориальной обороны.

Командование  Сухопутными войсками осуществляет:

1) в мирное время - функции и задачи по непосредственному руководству повседневной деятельностью объединений, соединений и воинских частей Сухопутных войск, организации  и  планированию  территориальной обороны; подготовке резервов;

2)  в военное время – непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

Выполнение требования территориальной обороны возложены на следующие государственные органы:

- Правительство Республики Беларусь – осуществляет общее руководство в вопросах территориальной обороны;

- местные исполнительные органы власти (областные, районные исполнительные комитеты) – отвечают за организацию территориальной обороны;

- Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь – осуществляет планирование территориальной обороны в республике;

- военные комиссары – являются заместителями начальника штаба зон (районов) территориальной обороны и осуществляют планирование в зонах (районах) территориальной обороны;

- Штаб Сухопутных войск – организует непосредственное руководство и планирование территориальной обороны (проведение тренировок, сборов, учений);

- организации и предприятия – представляют для нужд территориальной обороны сооружения, участки территории, другое имущество, находящееся в их собственности, на договорной основе выполняют обязательства по заказам.

Обеспечение территориальной обороны:

- Вооруженные Силы Республики Беларусь – обеспечивают вооружением и военной техникой, которая находится на складах Вооруженных Сил Республики Беларусь;

- местные исполнительные органы власти (областные, районные исполнительные комитеты) – осуществляют закупку вещевого имущества в минимальных пределах для проведения учебных сборов, а также заключают бессрочные договора на приобретение вещевого, продовольственного и других материальных средств, для нужд территориальной обороны на особый период, которые вступают в действие с объявлением военного положения.

Комплектуемые формирования территориальной обороны:

- в городах и районах формируются стрелковые батальоны. Количество батальонов зависит от количества охраняемых объектов;

- начальник штаба зоны (района) территориальной  обороны определяет количество комплектуемых подразделений, разрабатывает наряды на комплектования территориальных войск и сам же организует их комплектование.

Организация планирования и выполнение задач территориальных войск возложена на Сухопутные войска Республики Беларусь.

Республика Молдова (не является членом ОДКБ)

Территориальная оборона – комплекс мероприятий, проводимых при объявлении чрезвычайного, осадного и военного положения с целью организации, планирования и координирования мероприятий в данной области органами местного публичного управления.

Основными задачами территориальной обороны являются:

  • участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или экологического характера;
  • оказание помощи территориальным структурам Министерства внутренних дел в обеспечении конституционного порядка при объявлении   осадного и военного положения;
  • охрана объектов национального и местного значения, находящихся на территории;
  • обеспечение потребностей частей вооруженных сил, задействованных в боевых действиях.

Для решения основных задач в области территориальной обороны в административно-территориальных единицах второго уровня в мирное время создаются формирования территориальной обороны, которые могут быть развернуты:

  • при объявлении чрезвычайного положения по предложению председателя района – распоряжением Комиссии по чрезвычайным ситуациям;
  • при объявлении осадного и военного положения – решением Высшего совета обороны.

Развертывание формирований территориальной обороны осуществляется в соответствии с планом развертывания и приведения формирований территориальной обороны в готовность к применению, разработанным в мирное время органами местного публичного управления второго уровня.

Следует особо отметить, что срок развертывания и подготовки этих формирований к выполнению задач составляет до 24 часов.

Управление подготовкой и развертыванием формирований территориальной обороны осуществляется, соответственно, комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов местного публичного управления или территориальными советами обороны.

Территориальная оборона организуется по территориальному принципу и на основании плана территориальной обороны, разработанного в мирное время органами местного публичного управления второго уровня, автономно-территориального образования  Гагаузия,  муниципиев Кишинэу и Бэлць.

Формирования территориальной обороны представляют собой специализированные формирования, укомплектованные личным составом и техникой в соответствии со  штатным расписанием.

Формирования территориальной обороны укомплектовываются, как правило, резервистами II или  I разряда, которые не  могут быть распределены для укомплектования Вооруженных Сил по мобилизации, а также материальными средствами, реквизированными в соответствии с законодательством.

Комплектование формирований территориальной обороны резервистами и необходимыми материальными средствами осуществляется территориальными военно-административными органами на основании заявок, составленных в соответствии со штатными расписаниями формирований территориальной обороны и представленных в Главный штаб Национальной армии председателем района.

Подготовка формирований территориальной обороны организуется и осуществляется органами местного публичного управления второго уровня через посредство специализированных структур Министерства внутренних дел в соответствии с планами подготовки этих формирований, разработанные органами местного  публичного управления второго уровня,  согласованными с Министерством внутренних дел и утвержденными, соответственно, Народным собранием автономно-территориального образования, районным (муниципальным)  советом.

Обеспечение формирований территориальной обороны специальной техникой, в случае отсутствия таковой в национальной экономике, при необходимости осуществляется за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, а также других источников согласно законодательству, на основании заявок, составленных и представленных в Правительство председателем района.

Обеспечение формирований территориальной обороны имуществом, материально-техническими средствами, а с момента их развертывания – пищей и необходимыми помещениями для создания  нормальных условий для проживания и организации внутренней службы, осуществляется органами местного публичного управления второго уровня за счет средств местных бюджетов.

Министерство местного публичного управления совместно с Министерством внутренних дел периодически проверяет в органах местного публичного управления второго уровня состояние работ в области  территориальной обороны, порядок обеспечения формирований территориальной обороны людскими и материально-техническими ресурсами, имуществом и необходимыми помещениями, а также порядок  их распределения в целях обеспечения нормальных условий для проживания и организации внутренней службы, а также  питанием  на случай их развертывания, с представлением результатов проверки Правительству.

* * *

Таким образом, в рассмотренных государствах сложились различные модели территориальной обороны. Наиболее общими чертами и характеристиками в системы территориальной обороны обладают государства Содружества Независимых Государств, входящие в состав Организации Договора о коллективной безопасности.

Представляется, что при разработке Концепции подготовки и ведения территориальной обороны в Республике Казахстан за основу целесообразно принять модель постсоветских государств с учетом передового международного опыта.

 
0
10628
0