Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-6
00:11, 14 февраля 2012

Туризм в Казахстане: де-юре и де-факто

 

Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Blog post image

Во время туристского пика перед мировым кризисом на форуме "Туристический кластер в Казахстане: проблемы и перспективы развития" 14 августа 2007 прозвучала следующая информация: В Казахстане на сегодняшний день действует государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы, так как туристический кластер является одной из семи приоритетных несырьевых отраслей для создания индустриальной основы повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики. Предполагаемые расходы на реализацию программы составят более 59 миллиардов 318 миллионов тенге. Только в этом году из республиканского бюджета будет выделено 2 миллиарда 329 миллионов тенге.

Основной темой форума было развитие туристического кластера в стране. Участники поделились разнообразной информацией, из которой сложилась мозаика туристического кластера Казахстана. В частности, директор Казахстанской туристической организации Рашида Шайкенова сообщила на форуме, что туризм – это огромный источник поступления доходов в бюджет. Доля туризма в мировой торговле услугами составляет более 30 процентов. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 процентов. В развитых странах туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 процентов мирового капитала. В Казахстане только за 2006 год доход от туризма составил более 43 миллиардов тенге, в 2005 году – 30 миллиардов 553 миллиона тенге. По противоречивым оценкам экспертов, его доля в ВВП составляет около 2-3 процентов. Для сравнения: в развитых странах эта цифра доходит до 30 процентов.

Blog post image

С просьбой прокомментировать данные цифры я обратился к основателю казахстанской школы туризма, единственному в нашей республике и  Средней Азии доктору географии туризма, профессору Ердавлетову Станиславу Рамазановичу.

- Примерно 20 последних лет доля туризма в национальном доходе страны колебалась от 0,04 до 0,09%, и только в последние годы  увеличилась до 1% с небольшим, -  поведал Станислав Рамазанович, - это произошло за счет введения СИКГа и вспомогательного счета в статистике. Но это повышение в национальном доходе вызывает сомнение.

- А как Вы относитесь к тому, что по данным пограничной службы Комитета национальной безопасности РК и Агентства РК по статистике, наблюдалась устойчивая тенденция увеличения объемов въездного туризма с 4,3 миллиона туристов в 2005 году до 4,5 миллиона в 2006 году. Также росли показатели по внутреннему туризму: с 3,2 миллиона туристов в 2005 году до 3,4 миллиона в 2006 году. Наряду с этим, расширялась география въездного туризма: в 2000 году Казахстан посетили туристы из 60 стран мира, а в 2006 году – более чем из 160. Анализ въездного туризма показывал, что примерно 58 процентов туристов посещали нашу страну с деловыми и профессиональными целями. С целью отдыха – 30 процентов, по приглашениям знакомых и родственников 10 процентов, по коммерческим целям – 1 процент.

- Да, по расчетам Е.С. Никитенского, количество въездных туристов ежегодно 3,5 – 4 миллиона человек. На самом деле, в страну приезжает не более 50 – 60 тысяч человек.

Фактически, в стране сохраняется такое положение, что "де факто" туризм есть, но "де юре" – его как бы нет. Хотя с 1991 года существует Национальная туристская администрация, - сейчас это Министерство Туризма и Спорта. То  есть, официально единой туристской отрасли нет в народнохозяйственном плане развития страны. В советское время туризм был "распылен" по пяти-шести разным ведомствам. Сейчас в стране все туристские предприятия частные, туристские же организации есть, как государственные, так и общественные.

- Какие основные проблемные моменты в развитии  туризма  Казахстана могли бы Вы назвать?

- Отсутствие туристской отрасли в государственном плане развития страны – это сейчас главная проблема развития туризма, и требует незамедлительного решения. Это во-первых.

Во-вторых, включённой в народохозяйственный план отраслью туризма должно управлять Министерство туризма (и только туризма, без спорта, торговли, транспорта, молодежных дел  и т.д.). Дело в том, что Национальная туристская организация претерпела семь перетурбаций, заключавшихся в искусственном объединении с разными отраслями. Практически,  всё время существования Министерства, его возглавляли спортсмены, не имеющие высшего туристсткого образования, и, вследствие этого, не владеющие соответствующей компетенцией. Но такая отрасль  должна работать под управлением Министерства туризма с соответствующими функциями, получая государственное обеспечение в виде финансов, трудовых ресурсов и т.д.

Третья проблема – практически, полное отсутствие научного обеспечения развития отрасли. В Казахстане нет научных структур территориальной организации туризма страны. Республике необходим общегосударственный мощный НИИ туризма при Национальной туристской администрации, которому были бы по плечу первоочередные задачи развития отрасли с финансовой поддержкой и научным обеспечением.

Четвертая проблема – подготовка туристских кадров, которая была начата 1992 году в Независимом университете "Туран" и АГУ им. Абая. В настоящее время 30-40 вузов страны выпускают специалистов, мягко говоря, не соответствующие требованиям, предъявляемым временем. Чтобы обеспечить качественную подготовку кадров в области туризма, я бы рекомендовал оставить по одному вузу в каждом из пяти регионов Казахстана (Западный, Северный, Центральный, восточный и Южный) и 2-3 учебного заведения в Алматы.

Есть еще ряд мелких проблем, мешающих превращению туризма  республики в высокоэффективную отрасль.

-   Станислав Рамазанович, согласно рейтингу "Путешествия и туризм: конкурентоспособность-2011", составленному Всемирным экономическим форумом, Казахстан находится на 93-м месте из 139 стран. Позиция явно скромная. Есть ли у нашей страны потенциал, благодаря которому мы можем подняться вверх в данном рейтинге?  Какие примеры можно привести, говоря о перспективах развития туризма в нашей республике?

- Казахстан считается страной, хорошо обеспеченной предпосылками для развития туризма, как природными, так и социально-экономическими. Да, каждая область нашей республики  обладает своими неповторимыми  особенностями, которые делают их привлекательными с точки зрения туризма. Но освоены они, по данным специалистов на 10%.

Даже в районе Алматы и других больших городов страны можно вполне успешно развивать туристский бизнес, если наши предприниматели, следуя примеру своих европейских коллег, смогут создавать, либо малые гостиничные комплексы (мест на 25-50), либо крупные туристско-развлекательные центры с привлекательными брэндами, учитывающими особенности национальной кухни, обычаев, фольклора, естественные характеристики окрестностей и т.д.

После беседы со Станиславом Рамазановичем Ердавлетовым, я понял, что, если хочешь досконально понять все сильные и слабые стороны нашего туризма, нужно, хотя бы, ознакомиться с его работами, написанными на эту тему. А их у него немало.

Так или иначе, исследование данного вопроса имеет историческую подоплеку.

Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

С приобретением независимости в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического и культурного наследия народа.

На сегодня развитие туризма в Республике Казахстан обеспечивается Законом Республики Казахстан "О туризме" от 3 июля 1992 года N 1508-ХII, Указами Президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюрко-язычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 года N 3476 и "О Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27 февраля 1998 года N 3859 [30, 39].

Принятие этих документов положительно сказалось на развитии казахстанского рынка туризма.

Одним из шагов к развитию международных отношении в сфере туризма стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена в Всемирную Туристскую Организацию

И в то же время, Казахстан практически неизвестен на мировой арене туризма как туристское направление, не смотря на то, что его земли издавна обеспечивали связь между Китаем и Европой, будучи на протяжении столетий свидетелями многих исторических событий на участке Великого Шелкового пути.

В среднем в мире только 42% опрошенных респондентов имеют представление об имидже Казахстана. Более высокая узнаваемость Казахстана в Азии. Так из стран дальнего зарубежья в Азии лучше всех знают Казахстан японцы – 75% опрошенных респондентов. В Европе дела с имиджем Казахстана намного хуже. Так лучший результат узнаваемости нашей страны показали англичане – 41% участвовавших в опросе.

 

Несомненно, важным аспектом по продвижению Республики Казахстан как туристского объекта является участие туристских организаций страны на международных выставках, ярмарках, конференциях, в том числе проводимых Всемирной Туристской Организацией. Немаловажна и организация таких мероприятий на территории республики.

Так 20-22 апреля в Алматы в павильонах выставочного центра «Атакент» провела свою работу крупнейшая в Центральной Азии выставка KITF 2011 – «Туризм и Путешествия».

В ней приняло  участие около 500 компаний более чем из 40 стран мира. С национальными стендами представлены такие страны как: Греция, Грузия, Индия, Испания, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Малайзия, ОАЭ, Словакия, Таиланд, Турция, Хорватия, Чешская Республика, Южная Африка и Южная Корея.

Интерес к событию со стороны многих международных компаний и организаций ещё раз подтверждает укрепление позитивного имиджа Казахстана за рубежом и его вовлеченность в мировую туриндустрию.

Как отметил заместитель акима г.Алматы г-н Шорманов: "Выставка "KITF 2011" демонстрирует всё большую и большую заинтересованность международных туроператоров в туристическом рынке нашей Республики, а также расширяющиеся возможности внутреннего туризма, о чём свидетельствует список стран и компаний, представленных на выставке".

KITF можно назвать самой яркой «звездой» в списке выставочных проектов, проводимых в Казахстане. Благодаря усилиям организаторов и участников события, павильоны КЦДС «Атакент» на все дни работы ярмарки становятся центрами красочных и оригинальных экспозиций, открывающими мир экзотических туров и путешествий.

За время своего существования экспозиция выставки KITF увеличилась в 27 раз – с 300 квадратных метров в холле гостиницы Анкара (ныне InterContinental) до 8 000 квадратных метров в современном выставочном центре "Атакент". При этом отдельный павильон посвящен только национальным туристским организациям, где центральное место занимает стенд Министерства туризма и спорта Казахстана и региональные управления туризма.

Организаторы KITF – Министерство туризма и спорта Казахстана, Акимат города Алматы совместно с отечественной выставочной компанией Iteca и британской группой выставочных компаний ITE – уверены, что KITF является отражением всех тенденций и направлений мировой туриндустрии и, конечно, отечественной. Такая стремительная динамика выставки наиболее наглядно показывается заметные достижения в продвижении Казахстана как туристского продукта.

Blog post image

Blog post image

Наряду с вышеуказанной ярмаркой казахстанские туристские организации представляют свои услуги и в следующих мероприятиях: казахстанская международная туристская выставка «Астана-Отдых», туристский слет под девизом «туризм против наркотиков», республиканский туристский поход «Туризм против наркотиков», информационный тур в РК для ведущих зарубежных туристских операторов и представителей СМИ, Иле-Балхашская регата в Алматинской области, казахстанская международная туристская ярмарка (передвижная) «Саркылмас саяхат». Многие из этих мероприятий являются нововведением Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту. В ходе проведения данных выставок и слетов представляется не только казахстанский турпродукт, но и местные туристские организации знакомятся с иностранными коллегами и начинают свое сотрудничество с иностранными партнерами.

 

Помимо того, что правительство республики способствует проведению подобных мероприятий, еще и предпринимаются меры по продвижению национального турпродукта на международных туристских ярмарках и выставках таких как: Международная туристская ярмарка FITUR (г.Мадрид), Международная туристская биржа ITB (г.Берлин), Московская Международная выставка «Путешествия и туризм» MITT (г.Москва), Международная туристская выставка «Интурмаркет» (г.Москва), Международная туристкая выставка BITE (г.Пекин), Международная туристская выставка KOTFA(г.Сеул), Международная туристкая выставка TOP RESA(г.Париж), Международная ярмарка путешествий JATA (г.Токио), Всемирная туристская биржа WTM (г.Лондон).

Казахстан обладает большой инвестиционной привлекательностью для иностранных фирм. Рекреационный потенциал страны позволяет развивать ряд перспективных направлений. В этом плане большое содействие в формировании позитивного туристского имиджа Казахстана и привлечении инвестиций в туристскую индустрию оказывает ассоциация «Совет иностранных инвесторов» (СИИ) при Президенте РК.

Blog post image

В настоящее время ведется работа по развитию десяти наиболее привлекательных туристских направлений по экологическому туризму с привлечением ресурсов Государственных национальных природных парков «Алтын Емель», «Иле Алатау», «Чарынский каньон», а также по культурно-познавательному туризму по маршрутам Великого шелкового пути и деловому туризму (эти направления вызывают интерес у потенциальных иностранных туристов). Создание имиджа Казахстана как туристского центра с уникальным потенциалом, открытого всему миру, безопасного для туристов является одним из главных факторов их привлечения в страну. И поэтому в рамках кластера предусмотрен ряд мер по рекламе туризма на ведущих телевизионных каналах BBC, CNN и Дискавери.

Туристская отрасль внесена в перечень приоритетных видов экономической деятельности, что предусматривает ряд инвестиционных льгот и преференций. Например, в целях устранения административных барьеров предусмотрено уменьшение базовой ставки консульского сбора за оформление туристской визы от 5 до 10 долларов и увеличение срока действия до трех месяцев.

Продолжая кластерную тему, стоит упомянуть, что по данным "Kazinform" в 2009 году корейским агентством по международному сотрудничеству «KOICA» в Министерстве туризма и спорта РК был презентован проект по развитию  кластера, который, по словам корейских специалистов является единым туристским продуктом по развитию данной отрасли в Казахстане.  Его необходимо реализовывать в рамках строительства транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

Проектом предусматривается развитие космического туризма в городе Байконур, создание курортной зоны на озере Камбаш и строительство этнокурорта в мемориальном комплексе Коркыт-Ата в Кызылординской области, а также формирование туристического центра - караван-сарай «Сарайшик» в Атырауской области. Проект является долгосрочным и рассчитан на десять лет, с 2011 по 2020 годы, общий объем инвестиций должен составить более 1 млрд. долларов США.

«Космическая гавань» в г. Байконур будет представлять собой торгово-развлекательный комплекс из трех куполообразных зданий, где будет находиться гостиница на 70 номеров, ресторан, кино и игровые залы.

Из других крупных проектов можно отметить создание в регионах страны сети недорогих туристического класса гостиниц. Только в Акмолинской области уже на стадии строительства 20 малых гостиниц общей вместимостью на 900 мест. Строительство малых отелей в регионах обойдется в 1,8 миллиарда тенге. Еще один проект – спорткомплекс на 4000 мест на левобережье Астаны. Его стоимость – 2,5 миллиарда тенге.

Пример зарубежных стран показывает, что туристы, посещающие национальные парки Кении, Америки, Китая, оставляют там до миллиона долларов ежегодно. В Казахстане эта цифра значительно скромнее – 10-15 миллионов тенге. Заповедникам, национальным паркам разрешено зарабатывать деньги самостоятельно – за счет реализации товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий. Тем не менее, с зарабатыванием средств у национальных парков существуют определенные трудности. Как сказал гендиректор государственного национального природного парка «Кокшетау» Кадес Сагадиев, в законодательстве об особо охраняемых территориях есть противоречия. Одна статья разрешает заниматься хозяйственной деятельностью на территории парка, а другая – запрещает. В закон необходимо внести поправки.

Будем надеяться, что Казахстан найдёт верные пути, чтобы разрешить подобные проблемы, подняв на достойный уровень развитие туристсткой отрасли, которая по праву сможет стать показателем успехов нашей экономики, нашей культуры и нашего образа жизни!

 

Ердавлетов Станислав Рамазанович яляется основателем первого в Казахстане факультета туризма в составе университета "Туран"и создателем первых в  республике теоретических работ и учебных пособий по географии туризма: "Достопримечательные места Казахстана",  "Казахстан туристский",  "География туризма: история, теория, методы, практика"Развитие и научное изучение 2003), "Туристская карта Казахстана", "Туристская карта Джамбульской области " и многих других.

В 1993 году им защищена докторская диссертация на тему: «Проблемы комплексного развития и территориальной организации туризма Республики Казах­стан» в диссертационном совете при Санкт-Петербургском университете. Все это позволяет отнести С.Р. Ердавлетова к числу основоположников нового для Республики Казахстан, но весьма перспективного научного направления общественной географии – географии туризма Казахстана.

В 1999 году по его инициативе был открыт Учебно-научный центр туризма при КазГУ им. аль-Фараби, под эгидой которого была выполнена 3-х-летняя тема научных исследований: «Оценка рекреационных ресурсов как основа устойчивого развития индустрии туризма Республики Казахстан», выигранная в 2000 г. по гранту фундаментальных научных исследований Национальной Академии Наук Республики Казахстан. И сейчас он является руководителем грантовой темы «Разработка  географических основ развития туризма на основе оценки туристско-рекреационного потенциала Казахстана», выигранной по конкурсу фундаментальных исследований (2009-2011 гг.).

С.Р. Ердавлетов – автор более 320 научных работ в области общественной (социально-экономической) географии и экономической геологии объемом более 550 п.л. Среди них: 6 монографий, 8 книг и брошюр, 14 карт, 16 методических разработок, 3 учебника, 13 учебных пособий и свыше 250 статей и тезисов

Научные работы С.Р. Ердавлетова публиковались во многих странах мира.В декабре 1980 г. проходил стажировку в научных центрах Польши (Варшавский, Лодзинский и Ягеллонский университеты

Значительны заслуги С.Р. Ердавлетова в подготовке высококвалифицированных специалистов-географов. Под его руководством 10 учеников защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата географических Многие из его бывших студентов и аспирантов успешно трудятся в научных учреждениях и вузах республики, на производстве.

С.Р. Ердавлетов успешно сочетает научно-педагогическую работу с общественной деятельностью, являясь членом "Международной Картографической Ассоциации" и других организаций.

Работая внештатным корреспондентом разных газет и журналов, он опубликовал свыше 320 статей и заметок.

За свою успешную работу С. Р. Ердавлетов награжден двумя медалями, знаками "Отличник высшей школы" и "За отличную работу в профгруппе". В 2002 г. С. Р. Ердавлетову присвоено звание "Почетный работник туризма Республики Казахстан", в 2008 г. – награжден знаком "За заслуги в развитии туризма Республики Казахстан".

Ержан Ашим Китжан-улы,

Айман Жакупова, доцент кафедры туризма КазНУ им. Аль-Фараби.

Статья опубликована в журнале "Достык", 2011

 
-6
3060
3