Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:06, 10 января 2012

Особенности национальной политики

В 2012 году Казахстану исполняется 21 год, возраст совершеннолетия и дееспособности. И дальнейшие наши просчеты будет гораздо тяжелее списать на «ошибки молодости».

Наступивший год придется на период активной фазы передела мира, что по недоразумению называют «объективным глобальным кризисом». Финансовые проблемы ударили по экономике, доказав, что монетарные махинации были источником необоснованной наживы. А экономика стала полностью зависеть от финансовой инфраструктуры.

Аналитики считают, что данная зависимость внедряется для ликвидации суверенитетов отдельных стран с целью их подчинения нескольким финансовым центрам.

Логично, что мировые корпорации неразборчивы в выборе средств, когда надо выполнить подобную масштабную задачу, используя всё: от массовых кампаний в СМИ до войн и революций.

Поэтому, данный кризисный период закончится не по объективным причинам, а когда начавшие его корпорации и страны выполнят свои задачи. И если мы хотим преодолеть этот кризис, нам надо обратить внимание на идеологию. Весь мир использует одни экономические законы, однако, сильные страны сильны в первую очередь национальной идеей. Поэтому и за нашими баррелями нефти, тоннами металла и зерна должна стоять простая и ясная идеология казахстанского образа жизни.

Именного поэтому встает задача формирования национальной идеи или ее компонентов. Более того, дамокловым мечом зависла над нами острая необходимость пересмотреть некоторые направления внутренней политики.

Идеологическое рабство

 

Нация, которая не может родить свою национальную идею, обречена на подчинение другим народам. Поэтому любая иностранная идеология должна быть лишь на службе у собственной патриотической мысли.

Национальные идеи должны появляться на свет благодаря интеллигенции. Пытаясь переосмыслить понятие интеллигенции для Казахстана, мы возвращаемся к классическому понятию – это интеллектуальный и нравственный хребет общества, те, кто владеет умами большинства своих сограждан и определяет место нации в этом сложном мире.

В данном случае, когда мы стремимся вперед, в попытке обеспечить место Казахстану в будущем всего человечества, для нас может существовать только одно определение казахстанской нации – это совокупность всех граждан Республики Казахстан, а также те иностранцы, кому близки наши идеи обустройства мира. Именно обустройства всего мира, ибо народ не дерзающий оценивать свои перспективы в масштабах планеты и тысячелетий – обречен на третьи роли в чужих пьесах. Нация же понятие инклюзивное, то есть вовлекающее в себя, а не эксклюзивное – возводящее стену между этническими группами.

Анализируя нынешние настроения в казахстанском обществе, мы видим, что нет бесспорного большинства, которое бы придерживалось какой-либо идеи. Это означает либо неспособность интеллигенции родить национальную идею, привлекательную для большинства сограждан, либо это говорит об отсутствии интеллигенции как мыслящей и нравственной элиты.

Очевидно, что национальная идея должна лежать шире, чем интересы одной этнической группы и предлагать не столько академическую правоту и выверенность своих концепций, а сколько свою универсальность и адаптивность в доминировании как в республике, так и в мире. Пример национальных идей других государств показывает, что обязательным элементом идеи должна быть экспансия вовне, поглощение других, менее конкурентных идей и включение в казахстанскую нацию – посредством идеологического доминирования. А национальная идея – это не концепция доминирования одной этнической группы над другими, а идеологическое русло для дальнейшего развития всего казахстанского общества. Эту идею и должна создать подлинная интеллигенция Казахстана.

 

Жанаозенский урок для олигархов

 

События в Жанаозене демонстрируют, что национальная олигархия неспособна создавать новые духовные и материальные ценности, предпочитая делить старое, и держится за экспансивность своих притязаний – не умея обеспечить интенсивность развития страны. Вывод в том, что олигархия не ассоциирует себя со страной, не будучи привязанной к народу идеологией.

Медленность реакции же госаппарата доказывает, что если у нас и есть теоретики социальных и национальных идей, то они упустили из вида классовую теорию индустриального общества, которую эффективно использовали большевики для свержения строя, который не внимал увещеваниям аналитиков.

Казахстанское индустриальное общество (рабочие производств) является серьезным классом, с интересами которого обязано считаться правительство. Это следует принять во внимание и олигархии. Если события по типу жанаозенских продолжатся – адекватной реакцией правительства будет только введение госконтроля на бастующих предприятиях. Не будет введено госуправление на предприятиях олигархов – рабочий класс будет в состоянии вести затяжную борьбу за свои права, которая нарушит стабильность в стране.

 

Обратная сторона приоритета стабильности

 

Спокойствие и стабильность являются главными казахстанскими лозунгами, что привлекает многих граждан. Однако у этих приоритетов внутренней политики есть и оборотная сторона. Упор лишь на мир и спокойствие – не жизнеспособен, без наращивания мощи армии и спецслужб. Жирный баран на стабильном пастбище обязательная жертва волков, если его не охраняют ретивые псы, которые впрочем должны не питаться своими подзащитными.

Поэтому, если мы продолжим говорить, что национальной идеей и главным нашим лозунгом будет мир и стабильность, то правительству придется расширять штат правоохранительных органов и спецслужб. Более того, придется проводить в них масштабные кадровые чистки, чтобы быть абсолютно уверенным в неучастии силовых структур в клановых распрях.

 

Обогащение как идея

 

Логичным промежуточным выводом будет, что основной национальной идеей, которая доминирует в Казахстане сейчас, является обогащение любой ценой. Личное стяжательство через клановое распределение финансовых потоков.

В этом и задача интеллигенции и государственных структур – чтобы ограничить способы обогащения до законных и всегда социально полезных.

 

Бағдат, Мысыр, Шын-Машын іздесем Қорлан табылмас

 

Предвыборная давка в Мажилис демонстрирует неспособность наших политических партий предложить обществу не только внятную национальную идею, но и просто свою политическую  платформу. Виной этому является сезонно-наемный характер наших политических партий.

Хотя те же Twitter, Facebook должны наглядно показать нашим политикам – как надо работать с населением.

Например, любому казахстанскому политику, который действительно хочет навязать руководству страны свой стиль управления государством – надо внимательно прочесть и активно использовать в своих выступлениях речи той же Маргарет Тэтчер или Теодора Рузвельта. На худой конец –изучить предвыборные речи Митта Роумни.

Основная же проблема казахстанских политиков и партий заключается в том, что они борются за власть, за пост и должность, что может быть серьезным заблуждением в нынешнем обществе.

В Казахстане сформировались политико-экономические группы влияния, которые и получают полномочия от высших должностных лиц. В этих условиях политикам особенно важно не бороться за власть, а растить ее с нуля. Власть нужно вырастить вокруг себя в регионе, и когда ее влияние достигнет берегов Есиля – центральные органы власти сами прислушаются к источнику силы.

Поэтому республике нужны политики, которые не только обладают непререкаемым авторитетом в регионах, но которые сами могут предложить национальную идею Казахстану. Все равно госаппарат никогда не занимался формированием национальной идеи, потому что не мог даже выполнить поручений президента по контролю ситуации в регионах.

В свете сказанного, обратим внимание, что мангистауские группы влияния заставили официальные власти пойти на их условия. Жаль, что таким трагичным путем. Вместе с этим, мангистауский «ход конем» уже заставил левобережье Астаны прислушиваться к сигналам из регионов.

По полученным данным, все казахстанские политико-экономические группы, олигархия, поручили своим аналитическим центрам в срочном порядке подготовить карту социальных рисков Казахстана. Затем они попытаются представить свое видение не только в правительство, но и главе государства.

Мангистауские же группы спровоцировали столкновения с полицией в силу отсутствия у них прямого доступа к Ак Орде и по причине слабых навыков лоббирования. Теперь главное, чтобы мангистауский «политический диалог» не взяли на вооружение другие регионы.

 

Патриотизм как обмен

 

В отношении национальной идеи следует сказать, что только она может стать фундаментом будущего казахстанского патриотизма.

Психологическая структура патриотизма известна: человек готов отдать все Родине, когда Родина делает все для него. Другими словами – патриотизм возмезден и двусторонен.

Организационная структура патриотизма также незамысловата. Множество небольших населенных пунктов со сплоченным сообществом. При этом каждый городишко является «малой родиной» с историей, легендами и достопримечательностями. Любовь к Родине должна быть предметной и конкретной. Залогом формирования казахстанского патриотизма в таких населенных пунктах является отлаженная инфраструктура, активное сельское хозяйство и развитые местные СМИ. Ярким примером города близкого к таким идеалам является Талдыкорган в Алматинской области.

При нынешнем состоянии общества формирование «общеказахстанского патриотизма» должно начинаться с малых городов и аулов, одновременно с введением жестких правил миграции в мегаполисы, где агитация невозможна.

 

Кто следующий?

 

Последние события еще раз обратили внимание общества на давнюю проблему: недостаток управленческих кадров со свежим взглядом (а не со свежим аппетитом).

Поэтому на наш взгляд необходимо вернуться к идее «теневого» (или запасного) правительства. Мы часто страдаем от поспешных постановлений кабмина. А публичный диалог между действующим и запасным кабинетами улучшит качество госуправления. Альтернативными министрами на первых порах могут стать известные обществу эксперты и публичные политики. Именно недостаток «запасных» кадров и привел в том числе к жанаозенским событиям.

В свою очередь глава государства ощутил зыбкость кадрового состава госорганов. Если президент отметил, что его вводили в заблуждение по поводу Жанаозеня, то кому он может сейчас верить? По каким еще вопросам президента вводят в заблуждение? КазТАГ не один год пишет, что в стране не случайно, а планомерно разваливают аналитические структуры, республика давно развивается в информационной темноте, как грибы в подвале. Можно «с карандашом в руке» доказать, что за развалом каждой государственной аналитической структуры существует умысел. У кого общество и президент узнают правду, если обманывают все? Вопрос очень щекотливый.

Поэтому странно, когда отставка Тимура Кулибаева и нескольких чиновников выставляет  зятя президента «злым гением» жанаозенских событий. Виноватым один быть не может. Легко списать все на Т. Кулибаева, однако где были другие министры, которые призваны отвечать за безопасность страны? Минтруда, миннефтегаза, где было все правительство? Несложный анализ показывает, кому выгодна отставка главы ФНБ «Самрук-Казына» и чьи позиции она укрепляет.

 

Подытоживая разрозненные факты и выводы, вынуждены сказать, что в Казахстане отсутствует единый замысел строительства политической системы. Мы должны начать строить ее завтра. Чтобы тревожные сигналы из регионов не стали фронтовыми сводками. Ведь каждый имеет право жить счастливо.

 
0
837
0