Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:22, 27 декабря 2011

Рынок сотовой связи уверенно набирает обороты в свя- зи с появлением новых технологий и активным разви- тием мобильного доступа к сети Интернет. Между тем стоимость услуг сотовой связи в республике пока оста- ется одной из самых дорогих в СНГ. Появление н

Перспективный сектор Рынок мобильной связи является основным доходообразующим сектором отрасли с 2007 года и занимает львиную
долю в структуре доходов отечественных телекоммуникационных компаний.
По итогам девяти месяцев текущего года доля данного сегмента в общей структу-
ре доходов телекома достигла 54,6% с доходом в 221 175,5 млн тенге. В 2009 и 2010 годах она составляла 53,9% и 57% соответственно.Рост рынка мобильной связи является относительно умеренным по сравнению с основными секторами телекоммуникационной отрасли, но достаточно существенным для экономики страны. Так,за рассматриваемый период он составил 13,8% против 14,8% годом ранее. По мнению экспертов, ключевыми драйверами роста рынка в текущем году являются
внедрение стандарта 3G и развитие услуг мобильного Интернет-доступа. По ито-
гам 2010 года номинальное проникновение услуг мобильной связи составля-
ет 117%, в реальности оно достигло 93%.Согласно исследованию рынка со-
товой связи стран содружества, проведенному компанией ComNews Research,
Казахстан входит в тройку лидеров СНГ по уровню проникновения услуг сото-
вой связи, объему выручки рынка, а так же по средней стоимости одной мину-
ты разговоров по мобильной связи. Так,объем выручки операторов сотовой свя-
зи Казахстана в прошлом году составил около $1,7 млрд, уступив лишь Украине и
России с доходами в $3,2 млрд и $25 млрд соответственно.В стране по-прежнему сохраняется самая высокая в СНГ стоимость связи. Минута разговора абонентам Казахстана обходится на 13% дороже, чем россиянам и в три раза дороже, чем абонентам Кыргызстана. И это с учетом того, что средняя стоимость минуты разговора с 2008 года снижалась ежегодно в среднем на 20%. Данное обстоятельство объясняется фактическим отсутствием рыночной конкуренции в Казахстане до 2011года, когда всего два игрока обслуживали около 90% населения страны.Конкуренция обостряется Конкурентная среда на рынке мобильной связи несколько улучшилась с начала этого года. Появление новых брендов
и обострение соперничества между операторами оживили ситуацию. На
сегодняшний день рынок мобильной связи представлен следующими сотовыми операторами стандарта GSM: ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (Activ, Kcell
и Vegaline), ТОО «КаР-Тел» (бренд Beeline) и ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (уже бывший NEO, ныне Tele2 Казахстан) плюс оператор стандарта CDMA компания
«Алтел» (торговые марки Pathword и Dalacom). Напомним, что 24 апреля этого года состоялся выход на рынок сотовой связи страны шведского телекоммуникационного холдинга Tele2 Sverige AB, выкупившего контрольный пакет акций ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (торговая марка NEO). Однако нельзя сказать, что показате-
ли концентрации рынка с тех пор существенно изменились. Два лидера рын-
ка совместно обслуживают практически 85-90% от всей абонентской базы страны
(примерно по 40-45% у каждого оператора). Доля «Мобайл Телеком-Сервис», уве-
ренно набирающей обороты на рынке,и компании «Алтел» составляют около
10%. По информации директора по маркетингу ТОО «GSM Казахстан » Касперса
Кукелиса, база активных абонентов компании на май текущего года составила 8
481 469 человек, в то время как у Beeline и Tele2 их число достигло 7 511 678 и 350
тыс. человек соответственно. ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» с торговой маркой Kcell сосредоточивает усилия на региональном охвате абонентов. За 12 лет работы компанией охвачено 43% территории страны, 95% населения, 4890 населенных пунктов. Сегодня она намерена покрыть мобильной свя-
зью все населенные пункты страны с числом жителей более 5 тыс. и пересечь в те-
кущем году отметку в 5 тыс. населенных пунктов. Отметим, что города и села с на-
селением более 10 тыс. человек уже охвачены услугами сотовых операторов. Плюс
ко всему происходит сосредоточение капитала ТОО «GSM Казахстан ОАО «Ка-
захтелеком». В частности, АО «Казахтелеком» планирует провести акциониро-
вание и публичное размещение акций (IPO) ТОО «GSM Казахстан» и передать
«24%+1 акция» компании Telia Sonera, являющейся непосредственным акционе-
ром ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком». В настоящее время 51% в устав-
ном капитале ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» принадлежит компании
Fintur Holdings B.V., а 49% – АО «Казахтелеком». В свою очередь, 58,55 % акций Fintur Holdings B.V. принадлежит компании Telia Sonera, 41,55 % – компании Turkcell.
Сегодня компания «Алтел», дочерняя организация АО «Казахтелеком», работающая в стандарте CDMA, является пионером в области предоставления услуг 3G-Интернета. Компания предлагает ряд интересных и востребованных
услуг, среди которых мобильный телефон с прямым городским номером. По
сообщению председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева,
в условиях усиливающейся конкуренции на рынке «Казахтелеком» планирует сконцентрироваться на развитии собственного мобильного сегмента.
Придерживаясь выбранной мобильной стратегии, компания уже сейчас готовит-
ся к переходу на стандарты связи следующего поколения (4G).Стратегическим решением ТОО «Кар-Тел», приносящей сегодня более половины операционной выручки группе Vimpelcom на территории СНГ, в период усилившейся конкуренции в текущем году стала смена топ-менеджмента компании. В частности, генеральным
директором компании, предоставляющей услуги сотовой связи на территории
Казахстана под торговой маркой Beeline, назначен Алексей Блюмин. «Нашей ко-
манде в Казахстане необходимо повышать прибыльность операций, и глав-
ный потенциал для роста я вижу в развитии сервисов широкополосного досту-
па в Интернет, как фиксированного, так и мобильного, в расширении покрытия
FTTB и 3G, а в перспективе – во внедрении LTE», – говорит г-н Блюмин. Одной из основных задач «Кар-Тел» является удержание текущей абонентской базы. В этой связи компанией заключен эксклюзивный договор с «КазЕвроМобайл», зашедшей на рынок ритейла сотовой связи под брендом «Азбука связи». На данный момент из 140
торговых площадей «Евросети» компания заняла 100 точек. До конца текуще-
го года ТОО «КазЕвроМобайл» планирует открыть 140 салонов по всему Казахстану
и занять 10% рынка. Согласно договору с ТОО «Кар-Тел», она планирует предостав-
лять клиенту кастомизированные девайсы, позволяющие пользоваться всем
спектром услуг Beeline.Оживление рынка мобильной связи в текущем году в большой степени связано с приходом Tele2. В апреле и мае этого года Tele2 запустил сеть сотовой связи в Актюбинской и Западно-Казахстанской
областях, а также в городе Алматы.Покрыв восемь регионов Казахстана за
9 месяцев текущего года, компания планирует до конца года зайти во все осталь-
ные области. Так, в октябре состоялся выход Tele2 в Павлодарскую и Северо-
Казахстанскую области. Компания оснастила базовые станции современным
оборудованием, поддерживающим стандарты 3G для обеспечения качественно-
го сервиса. Также продолжаются работы по увеличению территории покрытия
для обеспечения доступности услуг мобильной связи в малонаселенных райо-
нах каждой области. Рыночная стратегия компании это формат дискаунтера и предложение услуг с ценами ниже рыночных. Тарифная политика компании нацеле-
на на удовлетворение потребностей абонентов посредством предложения ми-
нимального количества тарифных планов, которые существенно отличаются
друг от друга. По сообщению председателя правления Tele2 Казахстан Андрея
Смелкова, компания обязательно выйдет на точку безубыточности, когда ко-
личество звонков внутри сети превысит их количество на номера других опера-
торов. Напомним, что тарифные планы,предлагаемые компанией, обеспечива-
ют соединение с другими операторами по 8 тенге в минуту. Однако, учитывая,
что ставка интерконнекта1, установленная Минсвязи с начала текущего года,
находится в районе 16 тенге за минуту, компания доплачивает за каждое соеди-
нение своих потребителей, работая себе в убыток. Основной маркетинговой стра-
тегией компании на текущий год является охват регионов и предоставление
услуг физическим лицам. В то же время Tele2 планирует начать обслуживание
корпоративных клиентов, до конца текущего года отработав предварительно схе-
му корпоративного обслуживания, финансовых взаимоотношений и т.п.
Снижение стоимости Стоимость услуг сотовой связи в географическом разрезе показывает некоторое различие по регионам страны. Согласно исследованию ComNews Research,изучившей предложения операторов сотовой связи в 14 областях республики,на сентябрь текущего года самым дорогим регионом является Атырауская область, а самым дешевым – Алматинская.Разница между ними составляет не более 7%, или 138 тенге. Стоимость услуг связи ниже среднего значения по стране зафиксирована в Карагандинской,Западно-Казахстанской, Мангистаускойи Актюбинской областях, что в некоторой степени связано с появлением нового сотового оператора Tele2 в данных регионах. Согласно мнению экспертов, относительно небольшой региональный разброс в стоимости мобильных услуг и ужесточение конкуренции с приходом нового игрока могут повлиять на снижение стоимости сотовой связи в Казахстане более чем на 20%.По данным исследования, Tele2 в настоящее время определена как наиболее дешевый оператор. Средняя стоимость «корзины» предложений компании в ше-
сти областях ее присутствия составляет 889 тенге. А это на 56% ниже, чем сред-
няя стоимость по Казахстану – 2024 тенге. Среднюю строчку в рейтинге зани-
мают компании «ВымпелКом» и «GSM Казахстан» c брендом Activ. Причем раз-
ница между стоимостью «корзин» сотовой связи этих двух компаний и сред-
него по республике значения составила 17% и 4,7% соответственно. Самым доро-
гим оператором в стране является тот же «GSM Казахстан», но уже с брендом Kcell.
Цена его «корзины» превышает среднюю величину по стране на 31,5% и находится
на уровне 2663 тенге. За прошедший год тарифная политика сотовых операторов существенно изменилась. Снижение ставки интерконнекта на более чем 15% в нача-
ле текущего года, введение посекундной тарификации и отмена платы за со-
единение вынудило операторов вводить новые тарифные планы, более вы-
годные для абонентов. К примеру, компания «Кар-Тел» с брендом Beeline за-
пустила новые тарифные предложения, которые существенно снизили расхо-
ды абонентов на связь. Теперь пользователи могут разговаривать по 7 тенге
за минуту после трех минут разговора в день накопительно или по 1 тенге с тре-
тьей минуты разговора на все направления. По данным Комитета связи и ин-
форматизации, стоимость первой минуты с Beeline на номера других операто-
ров снизилась до 18 тенге, сократившись на 30% с прошлого года. Снижение стои-
мости услуг мобильной связи также наблюдается и у самого дорогого операто-
ра. «GSM Казахстан» с торговыми марками Kcell/Activ/Vegaline предложил або-
нентам более выгодные тарифы, снизив максимальную стоимость минуты с 29
до 20 тенге. Стоимость самой дешевой минуты внутри сети снизилась с 23,49 до
11 тенге, на сети других операторов – с 34,29 также до 11 тенге.
База мобильного оператора Tele2, заметно оживившего казахстанский ры-
нок, выросла до 663 тыс. абонентов на сентябрь текущего года, увеличившись
почти в два раза с апреля месяца. Однако понятно, что на данный момент основ-
ной трафик абонентов компании будет направляться на номера других опера-
торов. Ставка интерконнекта, которая находится на уровне 16 тенге и снижена
лишь на 15-20% с конца прошлого года, является основным препятствием для
дальнейшего падения цен на услуги мобильной связи. Более того, данная став-
ка является существенным барьером для дальнейшего развития конкуренции и
появления новых игроков. Напомним, что данная ставка не менялась в течение
одиннадцати лет. Сегодня лишь компания Tele2 ведет активную работу, направ-
ленную на снижение ставки интерконнекта. По заявлению председателя прав-
ления Tele2 в Казахстане г-на Смелкова, оптимальная стоимость интерконнек-
та, с учетом текущего состояния местного рынка сотовой связи, должна состав-
лять 5 тенге. К примеру, данная ставка между Tele2 Казахстан, АО «Алтел» и АО
«Казахтелеком» сегодня равна 5,04 тенге. «Снижение ставки интерконнекта бу-
дет стимулировать рост конкуренции в интересах абонентов, снижение цен и
повышение качества услуг. Едва появившись на рынке Казахстана, Tele2 уже до-
казал это. Снижение цен и улучшение качества услуг приведет к повышению по-
требления и, как следствие, выручки и налоговых платежей. Если государство
заинтересовано в стремительном развитии отрасли телекоммуникаций, ставка
интерконнекта должна быть снижена до 5 тенге. Мы все еще ждем более решитель-
ных действий со стороны Министерства связи и информации РК и Агентства по
защите конкуренции РК, направленных на регулирование данной ставки. От это-
го выиграют все: и государство, и участники рынка, и, в первую очередь, абонен-
ты», – заявил Андрей Смелков.

0
266
1