Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:20, 05 декабря 2011

О культе личности и справедливости

Почти два месяца назад в ряде СМИ были опубликованы материалы по поводу конфликта в КазНУ им.аль-Фараби между руководством университета и профессором Айгуль Тулембаевой. В одном из последних интервью известный экономист сказала, что обратится в суд в связи с незаконным увольнением и будет отстаивать свои права до конца. Действительно ли она это сделала и как развиваются события, мы решили узнать у самой героини этой скандальной истории

Источник сайт политической информации Казахстана spik.kz

Не место красит человека, сказал один мудрец… долгое время наша героиня работала в одном из старейших отечественных альма-матер, была заведующей кафедрой «Маркетинг и коммерция». За этом время, в том числе благодаря заслугам Айгуль Тулембаевой дипломированными экономистами стали десятки молодых людей. Но пришел новый руководитель в КазНУ имени аль-Фараби и все изменилось. Мутанов Г.М. под лозунгом «кластеризация университета», стал объединять кафедры на всех факультетах вуза, на основе утвержденных им же критериев. В том числе были объединены кафедры «Маркетинга и коммерции» и «Менеджмента и бизнеса». Позиция Тулембаевой – включить в число критериев наличие и количество выпускаемых специальностей – не то, что не была услышанной. Ее отстаивание позиции недопустимости подготовки только лишь по шести специальностям в объединенной кафедре вылилось в гонения и репрессии со стороны нового руководства вуза…

- Айгуль Нуралиевна, так Вы сдержали свое слово и обратились в суд?

- Да, конечно. Причем я дала время руководству исправить ситуацию после того, как министр образования и науки РК Жумагулов Б.Т. написал в газете, что по информации ректора Мутанова Г.М., я работаю в университете в соответствии со всеми моими пожеланиями. В той же газете после данных слов министра было написано, что это неправда и я не работаю в КазНУ им.аль-Фараби, что подтвердил первый проректор Буркитбаев М.М. Я посчитала, что ректор вуза не будет так демонстративно дезинформировать министра, и что министр, как минимум, посчитает административным проступком подобную ложь Мутанова Г.М. Но никакой реакции со стороны ректора и министра не последовало, и я обратилась в суд.

- Выходит, министр никак не отреагировал на Ваше письмо?

- Нет, он ответил, но в его письме не было ответа на мой конкретный вопрос: логично ли, что из четырех кафедр на факультете на трех ведется подготовка по одной специальности, а на четвертой по шести? Правильно ли, что в КазНУ им.аль-Фараби закрыли кафедру экономической теории, при том что сохранили кафедру бух.учета? Самое интересное, никто не говорит мне, что я не права. Но при этом никто не хочет исправлять ситуацию.

- А как проходит суд? Как реагирует руководство университета?

- Оно реагирует самым странным образом. Прежде всего, я никак не могла получить копии документов моего личного дела. И только после запроса суда и строгого предупреждения судьи юрист университета принесла их на третье слушание. Среди этих документов было уведомление, подписанное мною, в котором черным по белому написано, что со мной расторгли трудовой договор в связи с реструктуризацией университета. В соответствии с Трудовым кодексом РК это абсолютно незаконно. Но юрист заявила, что, несмотря на расторжение договора, меня не уволили с работы (то есть договор расторгли, но с работы не уволили).

Она принесла штатное расписание, из которого я узнала, что, оказывается, с 1 сентября я числюсь в штате кафедры менеджмента и маркетинга на 0,25 ставки. Причем меня включили без моего заявления, без моего согласия и без моего ведома. Когда еще в сентябре я обращалась с письмом к ректору по поводу моего увольнения, мне ответили, что руководство может разрешить мне работать только на четверть ставки. Я, естественно, отказалась. Причем об этом я неоднократно публично заявляла, и это подтвердил первый проректор на страницах газет.

- Получается, Вы три месяца числились в университете и об этом не знали? А как же зарплата? Кто ее получал?

- Вот именно. Кто-то за меня однозначно работал и, видимо, получал зарплату. А я невольно стала «мертвой душой». Причем за все это время мне никто не сказал о том, что я там числюсь. Я думаю, что они переделали этот документ «задним числом», чтобы как-то оправдаться в суде за мое незаконное увольнение.

- Но это же финансовые нарушения…

- Это не только финансовые нарушения. Это подлог и, я бы даже сказала, мошенничество. Меня утвердили в штате без моего согласия. Я вообще не понимаю, как могли подписать штатное расписание заведующая кафедрой Мухтарова К.С., декан факультета Ермекбаева Б.Ж. и первый проректор Буркитбаев М.М., точно зная, что моего заявления и согласия нет. То есть, заведомо делая из меня «мертвую душу». Более того, уже после начала судебного процесса из университета мне пришло письмо, в котором с меня потребовали объяснений по поводу моей неявки на работу с сентября 2011 года, то есть в течение трех месяцев. Это же просто смешно. Что же они молчали целых три месяца?

- А почему Вы отказываетесь работать на 0,25 ставки?

- Во-первых, потому что со мной заключался трудовой договор на полную ставку до 31 августа 2012 года, и он был незаконно досрочно расторгнут. Во-вторых, 0,25 ставки – это не работа для молодого, активно функционирующего профессора. Всего на кафедре около 50 штатных единиц, причем абсолютно все пенсионеры работают на 1,5 ставки. Так почему я должна работать в 6 раз меньше и соответственно настолько же меньше зарабатывать? Ведь в отличие от пенсионеров мне надо кормить несовершеннолетних детей. В-третьих, у меня самый высокий рейтинг по всем показателям, я являюсь обладателем гранта «Лучший преподаватель вуза», лауреатом государственной стипендии «За выдающиеся достижения в развитии науки и техники РК» и единственным руководителем фундаментальных исследований по гранту МОН РК. Мало кто из профессоров имеет такие показатели, но при этом они все работают на полторы ставки, хотя, насколько мне известно, пенсионерам не разрешалось работать более чем на 1 ставку. Ведь они получают пенсию и не выплачивают пенсионных отчислений в отличие от молодых преподавателей.

- Неужели подобное происходит в одном из лучших вузов нашей страны?

- К моему огромному сожалению, да. Как говорится, было бы очень смешно, если бы не было так грустно. На вопрос судьи, почему руководство отказывается заключить мировое соглашение, юрист университета ответила, что ректор считает меня «позором» КазНУ им. аль-Фараби. Я думаю, настоящим позором университета являюсь не я, а те беззаконие, которое творится в университете при попустительстве высшего руководства.

Я не против реструктуризации как таковой, но все должно быть логически обоснованно и исключительно законно. Мне страшно от мысли, что подобное самоуправное поведение первого руководителя вуза не вызывает возмущения у ответственных лиц, что откровенная ложь ректора не повлекла за собой никакой реакции со стороны тех, кого он дезинформировал, что мои обращения к высшему руководству, с просьбой объективно разобраться, остаются без внимания и ответа. Ведь основная функция государства – это обеспечение гарантированного чувства защищенности каждого гражданина, а не «крышевание» своих ставленников.

- Как Вы думаете, почему стали возможны такие явления в нашей стране?

- Про всю страну я говорить не буду, но скажу про университет. Недавно я выступала в Москве на конференции, организованной Институтом экономики и Институтом философии РАН и посвященной двадцатилетию распада СССР, и услышала там интересную и правильную, на мой взгляд, мысль. Сталинизм – это не культ личности и репрессии, они были лишь следствием отождествления мифа и реальности. Другими словами, Сталин придумал миф, что он построил социализм и все должны были в это поверить. Тот, кто не верил или сомневался, становился врагом народа. Аналогии может быть не совсем уместны, но они напрашиваются сами собой. Мутанов придумал миф, что, объединив все кафедры, причем часто необдуманно и поспешно, он создал исследовательский университет и заставляет всех верить в это.

- Но может ректор вуза сам верит в это?

- Может быть. Но почему мы должны верить Мутанову? Я, как ученый человек с почти двадцатилетним опытом преподавательской работы, усомнилась в правильности его мифа, и он сделал из меня врага университета. Он организовал в отношении меня травлю и гонения только из-за моей критики, несмотря на то, что у меня самый высокий рейтинг Высшей школы экономики и бизнеса и я одна воспитываю двоих несовершеннолетних детей. Репрессируя меня, он держит в страхе весь коллектив и это обычная модель поведения диктатора. Мутанов поставил себя выше Конституции РК, Трудового кодекса и общечеловеческих ценностей. На плакатах он позиционирует себя выше и больше Лидера нации. И если это не культ личности, тогда я не знаю, как назвать это по-другому.

Ни на одно мое письмо он мне не ответил, видимо полагая, что отвечать простому профессору – ниже его достоинства. И ведь он наверняка является одним из активных членов народной партии «Нур Отан», но ставит себя выше своего народа. Судя по поведению Мутанова, он абсолютно уверен в своей безнаказанности и неуязвимости, и тогда вопрос к тем, кто позволяет ему так себя вести, и покрывает его.

- А как другие преподаватели? Они согласны с Вашим мнением?

- К моей большой радости, меня поддерживает абсолютное большинство моих коллег и друзей. Несмотря на то, что свобода слова в системе образования становится непозволительной роскошью и мало кто борется за нее до конца, достойных людей гораздо больше, чем тех, кто живет под девизом: забудь о принципах и будешь цел и богат. Никто от меня не отвернулся кроме непосредственных исполнителей всего этого спектакля, и я очень благодарна всем, кто поддерживает меня, особенно членам бывшей моей кафедры и студентам.

В конце концов, я борюсь не за себя. Ведь найти другую работу для меня не проблема. Я борюсь, во-первых, за свой родной университет, высокое качество экономического образования и за наших студентов. Во-вторых, за отечественную науку и уважение к ученым. В-третьих, за справедливость и чувство защищенности каждого человека. Если любой мало-мальски руководитель госучреждения будет вести себя, как хозяин частной лавочки и утверждать собственные законы, то о каком правовом государстве можно говорить?

Я искренне надеюсь, что не разочаруюсь и смогу убедиться сама и убедить других в том, что наше правовое государство – это не миф, что мы живем как достойные люди в достойном обществе и такое явление как «мутанизм» – это лишь исключение, а не повсеместная реальность.

- Айгуль Нуралиевна, желаем Вам удачи и победы!

- Спасибо большое. Я рассчитываю на объективность судебного решения, и в любом случае буду отстаивать справедливость до конца.

Записала Арай Досмухамедова

 
0
996
3